Женщина в красном 💃 Когнитивные эффекты, которыми мы управляем вниманием в обучении
7 приёмов, которые мы в Center-Game используем, чтобы привлечь внимание, помочь запомнить и главное — вспомнить содержание обучения в нужный момент.
У нас была такая история: делали курс о правилах кибербезопасности в формате видео. Содержание мощное, видео снято отлично, но у пользователей неприятное впечатление. Почему — толком объяснить не могут. Разбираемся и понимаем, что правил 10, а кратковременная память человека адекватно удерживает не больше пяти объектов. Разбили 10 правил на два видео по 5 — и всё стало нормально.
Это пример когнитивного эффекта. Мы собрали те, которые помогают завладеть вниманием пользователя, а ещё — запомнить нужное и вовремя вспомнить.
Обратить внимание
Пока пользователь ещё ничего не знает про пользу конкретного курса, за его внимание дерутся рабочие дела, развлекательный контент и семья. Так что первая задача — завладеть вниманием.
Контрасты и причудливости
Ты слушаешь женщину в красном или смотришь на неё? Взгляд падает на объекты, которые выделяются на фоне других. Если добавить что-то необычное или сделать контрастным то, что должен заметить пользователь — это привлечёт внимание.
❌ Без контраста: В АСУ ТП есть верхний, средний и нижний уровни. Задача ставится на верхнем уровне.
✅ С контрастом: Верхний уровень — это мозг АСУ ТП. Без него все остальные уровни не смогут выполнить нужную задачу.
Самореференция
Люди обращают внимание на то, что затрагивает их личную историю. Поэтому мы проводим исследования, общаемся с целевой аудиторией, узнаём, что их волнует. В итоге сотрудники внимательнее изучают то, что кажется им знакомым.
❌ Без истории: Правила кибербезопасности помогают защищать себя и компанию от злоумышленников.
✅ С историей: Вы возвращаетесь на рабочее место после обеда и видите письмо от главного бухгалтера. Он просит срочно внести изменения в платёжные реквизиты, так как клиент уже ждёт оплаты счета. На первый взгляд, ничего подозрительного...
Консерватизм
Люди могут быть новаторами по характеру, но когда времени мало, а информации много, мозг ищет лёгкие пути: он скорее выберет то, с чем уже согласен или о чём слышал. Это проще, чем вникать в новую тему.
❌ С места в карьер: Случайная величина — это величина, которая может принимать разные значения с разными вероятностями.
✅ Начинаем со знакомого: Мы наблюдаем восход солнца каждый день и не задаёмся вопросом, взойдёт ли оно завтра. А вот с дождём уже больше сомнений. Восход солнца и наличие дождя в конкретный день — это события с разной степенью вероятности. В этом уроке мы поговорим о таких событиях и будем называть их случайными величинами.
Помочь запомнить
Ок, внимание пользователя есть. Теперь надо сделать так, чтобы он запомнил то, чему вы хотите его научить. Тут у нас есть три когнитивных эффекта.
Эффект края
Если за день в офисе вы видели много людей, то вечером вспомните только тех, с кем здоровались первым и прощались перед выходом. То же работает в курсах: если даёте информацию списком из 5 пунктов, поместите самые важные первым и последним.
Если расширять список, с каждым новым пунктом вероятность запоминания будет снижаться.
Магическое число
Магия в том, что кратковременная память хранит 4 ± 1 объект единовременно — значит, лучше выдавать материал именно такими порциями. Список из 5 пунктов запомнит большинство пользователей, а вот 10 и больше — уже риск.
То же относится к количеству уроков в модуле или модулей в курсе. Если курс кажется слишком большим, подумайте, как разделить его на несколько коротких модулей, чтобы он казался не таким страшным.
Визуальное повествование
Люди мыслят образами и «картинками». Внимание привлекает всё визуальное: видео, схемы и иллюстрации. В обучении они работают как мнемореференсы и помогают запомнить то, что быстро забудется в формате текста.
Попробуйте закрепить информацию схемой или комиксом-примером. Только не добавляйте бесполезные «картинки для красоты» — они раздражают и мешают восприятию.
Помочь вспомнить
Самое сложное — вытащить знания из памяти в нужный момент и начать использовать. Есть когнитивный эффект, который помогает не только запомнить, но и вспомнить материал.
Эмоциональные триггеры
Информацию проще вспомнить, если контекст запоминания и контекст воспроизведения совпадают. Иногда мы заходим в комнату, чтобы что-то взять, но тут же забываем, что именно. Чтобы вспомнить, мысленно возвращаемся в то место, где поставили задачу — контекст напоминает, что это была колбаса в холодильнике.
Например, курс про личные границы на работе. Из интервью известно, что пользователям особенно сложно отстаивать границы, когда их просят о чём-то срочном, используя «триггерное слово» ASAP. Можно иронично использовать его каждый раз, чтобы подчеркнуть значимую информацию.
Вообще когнитивных эффектов намного больше, но эти мы используем постоянно — и проверили, что они работают. Инджой ✨