Разрушители легенд. Миф 2: корпоративная культура не конвертируется в прибыль

Привет, это Antro. «У нас есть печеньки» — пишут некоторые компании и ждут, когда к ним повалят сотрудники и клиенты. Рассказываем, как в действительности работает корпоративная культура, зачем её внедрять, и что это может принести. С пруфами и статистикой.

В работе мы не делаем что-либо просто так: всегда ищем исследования или статистику, либо собираем данные сами. Реализуем только те решения, которые действительно помогут бизнесу. Занимаемся и корпоративной культурой: прорабатываем компаниям ценности, фирменный стиль, внутренние стандарты. В статье рассказываем, как выстраивать корпоративную культуру, которая окупается.

Что такое корпоративная культура

Корпоративная культура — это нормы, ценности, традиции и правила, которые сложились в компании. Вместе они делают компанию уникальной: влияют на её имидж и привлекательность для соискателей, вовлечённость сотрудников, экономические показатели. Эти положения могут быть зафиксированы в документах, а могут быть негласными и восприниматься работниками интуитивно.

В корпоративную культуру входит уйма мелочей, которые создают отношения внутри компании. Крутые рабочие места в офисе гугла — тоже часть корпоративной культуры

Продуманная корпоративная культура формируется на стыке целей компании, представлениях о её характере и ценностях сотрудников. Когда все эти аспекты находятся в гармонии, люди охотнее ходят на работу, проявляют инициативу, стараются на благо бизнеса.

Ещё корпоративная культура может регулировать отношения в команде. Если что-то пошло не так — можно обратиться к одному из принципов, который сложился в компании, и который разделяют сотрудники.

Зачем бизнесу корпоративная культура

Корпоративная культура приносит компании деньги. Иногда это происходит неочевидно, но её эффект легко проследить на долгой дистанции. Про её важность для успеха компании говорят мастодонты бизнеса: миллиардер Уоррен Баффет и основатель Starbucks Говард Шульц даже называли корпоративную культуру важнейшей составляющей успеха. Рассмотрим на числах:

Повышение дохода

Прибыльность корпоративной культуры оценили McKinsey. Исследование показало, что организации с развитой корпоративной культурой приносят трёхкратный доход акционерам в сравнении с конкурентами. McKinsey призывают организации относиться к культуре как к главному приоритету. Это один из важнейших факторов эффективности бизнеса.

Корпоративная культура втягивает сотрудников в рабочие процессы. Исследование Hay Group показывает, что высоко вовлеченные сотрудники в среднем на 50% чаще превышают ожидания, чем сотрудники компаний с неразвитой корпоративной культурой. Бизнес с высокоактивными сотрудниками на 54% превосходит конкурентов по удержанию сотрудников, на 89% — по удовлетворённости клиентов, в 4 раза — по росту доходов.

Исследование профессора Лондонской бизнес-школы Дэна Кейбла показывает, что сотрудники в комфортной корпоративной культуре более организованны и эффективны, чаще помогают другим.

Имидж организации

Развитая корпоративная культура может стать конкурентным преимуществом для потенциальных клиентов и соискателей. О фишках компании узнают через сарафанное радио — это поднимает к ней интерес. Про особенности отношений внутри организации можно писать в вакансии, чтобы создавать дополнительную ценность для кандидатов.

Пример UniDev: мы провели для компании исследование и составили ценности так, чтобы они подходили действующим сотрудникам и привлекали новых работников

Развитие команды

При приёме на работу корпоративная культура помогает новичкам адаптироваться. Компания может проработать стандарты и ритуалы, чтобы новый коллега смог комфортно и быстро включиться в работу. Если в культуре компании есть неформальные традиции, посиделки с коллегами помогут новичку понять, с кем и по каким вопросам он сможет взаимодействовать.

Важно, чтобы в компании были неформальные ритуалы. Например, раньше мы собирались каждую пятницу, и даже ездили в тайгу. Теперь ребята в офисе проводят дистанционные тусовки с теми, кто находится в других городах

Для действующих сотрудников корпоративная культура упрощает многие рабочие процессы. Например, можно закрепить принципы критики и избежать выгорания сотрудников, продумать систему мотивации.

Корпоративная культура помогает справиться с текучкой. Если она хорошо развита, сотрудники увольняются из компании на 24% реже.

Для многих организаций важно, чтобы в жизни компании участвовал каждый сотрудник, потому что это повышает производительность труда и прибыль бизнеса. Чтобы вовлекать сотрудников, часто применяют инструменты нематериальной мотивации, например, конструктивную обратную связь, встречи топ-менеджеров с коллективом, бизнес-завтраки с руководством для лучших сотрудников.

В компаниях с развитой корпоративной культурой сотрудники готовы делать больше за меньшие деньги. 58% сотрудников остались бы на работе с низкой зарплатой, если бы им нравился подход руководства.

Устойчивость компании

Исследование McKinsey показывает: компании с продуманной корпоративной культурой лучше адаптируются к изменениям рынка. Они устойчивы к кризисам и открыты новым технологиям — из-за этого изменения во внешней среде только помогают им развиваться.

Но есть и обратная сторона: если корпоративная культура нездоровая, изменения вокруг будут вредить компании. 70% преобразований в компаниях терпят неудачу, и 70% этих неудач — из-за проблем в культуре. Негативная культура может демотивировать сотрудников, а в перспективе и вовсе погубить компанию.

Что теряет бизнес, если не развивает корпоративную культуру

В западных исследованиях есть распространённое понятие — «нездоровая корпоративная культура». Это такой тип отношений, когда сотрудники в компании испытывают регулярные давление и стресс. Из-за этого у бизнеса возникают сопутствующие расходы.

Болезни сотрудников

Расходы на здравоохранение в компаниях с высоким давлением почти на 50% больше, чем в других организациях. По оценкам Американской психологической ассоциации, ежегодно из экономики США уходит около 500 миллиардов долларов из-за стресса на рабочем месте, и каждый год из-за стресса на работе теряется 550 миллионов рабочих дней.

Причём здесь Россия? Статистика косвенно показывает, что стрессующие работники чаще болеют. Такие сотрудники будут менее продуктивными, либо вовсе не будут посещать работу из-за больничного. Всё это сработает компании в убыток.

Мем учит нас важному правилу: если давить на человека, то стресс будет множиться повсюду

Со стрессом связаны 60 до 80% несчастных случаев на рабочем месте и более 80% посещений врача. Стресс на рабочем месте может развивать множество болезней: от метаболического синдрома и до летальных сердечно-сосудистых заболеваний.

Благополучию сотрудников косвенно вредят вертикальные связи в компании. Чем ниже ранг человека в иерархии, тем выше его шансы на сердечно-сосудистые заболевания и смерть от сердечных приступов. Анна Нюберг в Каролинском институте провела исследование на 3000 испытуемых: результаты показали тесную связь между лидерским поведением и сердечными заболеваниями у сотрудников.

Боссы, вызывающие стресс, буквально вредны для сердца.

Текучка кадров

Некоторые предприниматели полагают, что сотрудников нужно запугивать — тогда они будут организованнее. Это не так: исследования показывают, что этот метод работает лишь на короткое время. После сотрудники устанут от постоянного стресса и просто станут неэффективными. Чтобы вовлечённость в работу была высокой, сотрудник должен понимать, что его ценят и уважают, ощущать защищённость и поддержку.

Стресс на рабочем месте усиливает добровольную текучку кадров почти на 50%. Через время сотрудники устают от постоянного давления и увольняются. Компания срочно латает возникшие дыры, тратит деньги на найм и обучение. Несёт косвенные издержки из-за низкой производительности новичка на новом месте. По оценкам Центра американского прогресса, замена одного сотрудника стоит примерно 20% его зарплаты.

Из чего складывается корпоративная культура

Авторы исследования Effects of Positive Practices on Organizational Effectiveness утверждают, что стоит регулярно совершать 6 действий, чтобы построить классную корпоративную культуру:

  • заботиться о коллегах, интересоваться их делами, поддерживать дружеские отношения;
  • поддерживать друг друга, сострадать при сложностях;
  • избегать обвинений, прощать ошибки;
  • вдохновлять коллег;
  • подчёркивать значимость чужой работы;
  • относиться друг к другу с уважением, благодарностью, доверием и честностью.

Чтобы корпоративная культура работала внутри компании, она должна соответствовать четырём критериям, которые выделили на основе работ Эдгара Шейна, Шалома Шварца и Герта Хофстеде:

У корпоративной культуры есть внутренние и внешние носители. Внешние транслируют идеи компании сотрудникам, заказчикам и контрагентам. Внутренние — определяют общение в команде. По порядку, внешние элементы:

Миссия и ценности компании

Миссия — это нематериальная польза, которую компания хочет принести обществу, и нематериальная цель, ради которой она работает. Ценности — это правила и принципы, которых придерживаются все сотрудники, когда общаются между собой, с клиентами и партнёрами.

Эти убеждения вдохновляют команду, помогают в ситуациях сложного выбора. Для клиентов, партнёров и сотрудников появляется дополнительная ценность, благодаря которой они могут принять решение в пользу компании.

Подробно о том, как в бизнесе работают ценности, мы рассказывали в отдельной статье.

Пример «Теремка»: ценности компании дают покупателю понять, что он получит здоровый продукт

Корпоративная символика

Это атрибуты, через которые компания транслирует свою культуру: слоган, гимн, логотип, фирменный стиль. Если носители проработаны качественно, они подчёркивают идеи, которые компания транслирует в мир.

Мы частично рассказывали о нашем подходе в статье о гайдбуках и брендбуках: там затрагиваем, как идеи компании превращаются в фирменный стиль.

Пример из брендбука нашего клиента: мы иллюстрируем характер бренда с помощью шкалы, а при описании бренда используем архетипы Юнга

Внутренние элементы корпоративной культуры — то, что происходит внутри команды. Мероприятия, традиции, система нематериальной мотивации, нормы общения — это те элементы, которые определяют работу внутри команды.

Элементов внутри может быть бесконечно много, все они образуют условия, которые развивают команду или тянут её вниз. Несколько фактов:

  • корпоративную культуру при поиске работы учитывают 46% соискателей. 88% считают её важным фактором в компании;
  • сотрудники, довольные корпоративной культурой, в среднем на 12% продуктивнее тех, кого корпоративная культура не устраивает;
  • корпоративная культура привлекает высококвалифицированных сотрудников и приводит к увеличению доходов на 33%.

Как сформировать корпоративную культуру

Корпоративная культура может формироваться стихийно и целенаправленно. Когда она формируется хаотично, сотрудники отталкиваются от случайного события: практика просто всем понравилась, и её стали распространять на всю компанию.

Пример нашей команды: мы обнаружили в Discord мини-игру гольф, и теперь регулярно проводим за ней время — хорошая альтернатива настолкам, когда команда растянулась по разным странам

Целенаправленный механизм выглядит по-другому: руководитель внедряет правила или традиции по своей инициативе, опираясь на собственный опыт, ценности компании, мнение сотрудников. Он также может передавать инструкции менеджерам, которые передадут идеи коллегам.

На первых этапах работы компании корпоративная культура будет формироваться спонтанно, но если не обуздать этот процесс, практики развалятся при масштабировании. Проблемы с неорганизованной культурой возникнут банально: при открытии нового филиала туда не перейдут традиции из первого офиса.

Например, под многие задачи мы пишем инструкции: это помогает адаптировать сотрудников и синхронизировать работу команды на расстоянии

Сформировать корпоративную культуру можно по-разному. Мы предлагаем план в пять шагов:

1. Проанализируйте, что происходит в компании

Разберитесь, какие элементы корпоративной культуры уже есть, как они работают, знают ли о них все сотрудники компании. Поймите, отличаются ли внутренние элементы культуры среди разных отделов. Это актуально для среднего и большого бизнеса.

Когда прорабатываем корпоративную культуру заказчикам, проводим глубинные интервью с руководителями и рядовыми сотрудниками, а иногда даже подключаем клиентов компании. Спустя сотню вопросов появляется представление, что происходит в организации

2. Сформулируйте цели компании и корпоративной культуры

Осознайте цель, которую хотите достичь, чётко её опишите. Постарайтесь привязать её к характеристикам, которые принесут пользу бизнесу — это поможет поддерживать корпоративную культуру.

Отталкивайтесь от потребностей компании и продумывайте ценности так, чтобы они помогали их закрывать. Недостаточно просто пообещать печеньки на кухне и корпоративный английский, чтобы компания стала успешной.

3. Поймите, какие ценности у компании

Выделите 2-3 убеждения, которые разделяют большинство сотрудников. Чтобы их выявить, устройте опрос или проведите интервью с несколькими работниками. Наиболее популярные тезисы закрепите и раскройте в паре предложений. Позже их можно использовать для объединения команды и в маркетинге.

Пример Альфа-Банка: ценности компании направлены преимущественно на команду: они помогают сотрудникам принимать решения в работе

4. Разработайте и закрепите правила и стандарты

Чтобы корпоративная культура работала не только на словах нужно, чтобы о ней знали все сотрудники компании. Обычно нормы и стандарты деловых отношений фиксируют в инструкциях, правилах работы, кодексах компании. Неформальные элементы, например, традицию поздравлять именинников или новогодний корпоратив, вносят в систему нематериальной мотивации компании.

Пример Valve: в компании есть книжка-руководство для новых сотрудников. В ней описаны формальные и неформальные правила, которые существуют в коллективе

5. Начать внедрять корпоративную культуру

Постепенно вводите новые практики и распространяйте через все каналы коммуникации с сотрудниками. Рассказывайте о новых правилах на общих встречах команды или всего коллектива, сделайте рассылку, проводите опросы, чтобы понять, как люди относятся к нововведениям.

Чтобы держать команду в курсе новых процессов и получать обратную связь, все нововведения мы анонсируем в специальном канале дискорда

Итог

Корпоративная культура помогает организовать бизнес-процессы и наладить отношения внутри компании. Для потенциальных клиентов и соискателей формируется дополнительная нематериальная ценность: при выборе из нескольких вариантов заказчик может принять решение в пользу вашей компании, потому что ему понравятся ваши убеждения.

Продуманная культура делает команду дружнее. Формирует правила комфортные правила общения и взаимодействия между сотрудниками. В конечном итоге работники охотнее ходят в офис, у них больше стараний и инициативы — это конвертируется в прибыль для бизнеса.

У нас есть ещё много материалов о корпоративной культуре, которыми мы хотели бы поделиться. Ставьте лайки на эту статью и пишите к ней комментарии — так мы поймём, что вы ждёте ещё одну публикацию о корпоративной культуре, где мы раскроем больше подробностей.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, если хотите больше узнавать о пользовательском опыте, брендинге и дизайне. В нём мы делимся собственным опытом и рассказываем об интересных исследованиях в сфере.

0
137 комментариев
Написать комментарий...
Яникус

Вся эта корпоративная культура выглядит как чепуха для хипстеров) В статье правильное исследование привели - она помогает работягам платить меньше. Купил коробку печенья за сто рублей и не доплатил тыщ пятнадцать - успешная финансовая модель

Ответить
Развернуть ветку
Марк Ветров

ну вы преувеличили конечно)да и к тому же никто не согласится на плохую зп ради печенек

Ответить
Развернуть ветку
Яникус

Ну человека можно напичкать всякими красивыми словами о ценностях, о печеньках, задурить глаза так, что он думать о низкой зп не будет, а будет представлять, как работает в провинциальном гугле

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пономарёв Иван

покажите мне чела, который не будет думать о ЗП хоть раз в месяц?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kirsanov

Фейсбук. Буквально плохая зарплата буквально ради печенек. В ходе интервью они начнут с того, что у них отличная столовка. Продолжат тем, что столовка - просто класс. И закончат тем, что их столовка - легендарна.

Низкую зарплату вы увидите в проекте договора.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Соколова

Фраза "работать за еду" обретает реальный смысл 😁

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

а как же тот самый мем?)

Ответить
Развернуть ветку
Яна Севостьянова из antro.cx

Всё ещё только мем)
Хотя я уверена, что есть компании, которые увидели тренд на печеньки, и ввели их просто, чтобы у них тоже было, не улучшая другие условия для сотрудника)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Соколова

Нет. У меня подруга работала в компании какой-то по экологии. Они там скидывались на воду! На воду, бл**ь! Это просто треш. Я в шоке была, когда она рассказала. Кто-то пьет 1 чашку чая в день, кто-то 10, все одинаково на бутыль из зп скидывают

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Соколова

Ну такое себе таскать из дома воду ежедневно. Фильтр, кстати, да. Альтернатива была бы. Но тогда она бы откололась от коллектива 😁 хотя коллектив там так себе был 😁

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Какой-то никнейм

.

Ответить
Развернуть ветку
134 комментария
Раскрывать всегда