«Жизньмарт»: как боль одного предпринимателя выросла в сеть из 100+ магазинов

Представьте себе магазин без кассиров и привычных брендов по типу Danone и Mars. Зато с ежедневными дегустациями, доступными ценами и молниеносным ростом франшизы. Представили? Это и есть «Жизньмарт» — проект предпринимателя Ивана Зайченко. А как ему удалось создать такой магазин, посмотрим в рубрике «Уральский маркетинг».

В этой рубрике я буду рассматривать бизнесы из нашего любимого Екатеринбурга. Вместе с моей командой коммуникационного агентства О’Смысле мы постоянно наблюдаем за тем, что происходит в городе. Как развиваются компании, какие у них есть фишки, что помогает им расти и завоевывать рынки.

Мы решили и вам показать, как устроен маркетинг на Урале. В следующих материалах поговорим про 12 storeez, DUO, Avgvst и другие бизнесы. Сразу отмечу, что мы с этими компаниями, в том числе и с «Жизньмарт», никак не связаны, а просто рассматриваем их продвижение с точки зрения маркетинга.

Так выглядит один из магазинов (источник фото — 2GIS)
Так выглядит один из магазинов (источник фото — 2GIS)

Первый магазин открылся 4 года назад в Екатеринбурге, сегодня проект вышел далеко за пределы города. Открыт уже 101 магазин, и они продолжают открываться, в том числе в Санкт-Петербурге, Тюмени и Челябинске. А сейчас проект даже заходит на рынок Дубая!

Компания работает по системе франчайзинга. При этом существует два формата магазинов: большой (площадь 150 кв. м) и мини (площадь 20-50 кв. м) . Мини-формат в основном располагается в торговых и офисных центрах и сосредоточен на категории «eat and go».

Идея создания возникла из-за собственной боли Ивана Зайченко. Он устал блуждать среди стеллажей и выбирать из десятков наименований одного товара, не получая при этом никакого удовольствия. На старте исследований не проводилось, хотелось сделать MVP с минимальным бюджетом и посмотреть, как будет развиваться проект. Предприниматель решил создать тот магазин, в который хотел бы ходить сам. И это сработало!

Основная ценность «Жизньмарта» — «один, но лучший продукт в каждой категории». Сотрудники отбирают продукты с помощью многочисленных дегустаций, а предпочтения отдаются местным производителям. Благодаря этому магазин становится тем местом, где можно быстро взять все необходимое, а не бродить часами в поисках того самого сыра. Мы об этом знаем не понаслышке, одни наши клиенты поставляют продукцию в сеть. Отбор продуктов на полки пройти не легко, но это и позволяет выставлять только лучшее. Кроме того, это бизнес «от людей и для людей», у компании очень дружелюбный tone of voice, что цепляет посетителей.

Благодаря каким инструментам маркетинга развивается «Жизньмарт»?

1. Фишки в магазинах

Как говорит директор по маркетингу «Жизньмарт», Юлия Самусенко: «В идеальном магазине должно быть что-то бесплатное». В «Жизньмарте» есть бесплатный лед и вода. Можно разогреть купленную еду, налить кипяток, сходить в туалет. Кроме того, летом появляется фермерская полка — садоводы выращивают у себя на огороде овощи, ягоды, зелень и выставляют на продажу другим людям.

Фермерская полка в магазине (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Фермерская полка в магазине (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)

Также в некоторых филиалах размещен «детский магазинчик» — это место, где дети могут оставить свою небольшую поделку: игрушку, открытку, браслет из бисера или брелок на продажу. Покупатель переводит оплату напрямую по номеру, указанному на бирке от изделия. Никакой комиссии магазин не берет.

Детский магазинчик (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Детский магазинчик (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)

В магазине полки не обычные, а «говорящие» — на них размещены брендированные шелфтокеры, которые как бы общаются с покупателями. Такое оформление поднимает настроение и заставляет гостя невольно улыбнуться. В магазинах выстроена система самообслуживания. Гости сами могут разогреть еду или налить кипяток в чай, нет кассиров. Кассы тоже общаются с гостями, например, «касса заскучала, ждет завершения покупки» или «карточка не сработала, попробуйте еще раз».

«Говорящий» люля кебаб (источник фото — журнал «Зелёная молния»)
«Говорящий» люля кебаб (источник фото — журнал «Зелёная молния»)

Всегда поддерживаются экоинициативы. В магазине можно купить пакет за пять рублей, и эти деньги направят на посадку деревьев. Также и с благотворительностью. Например, компания запустила проект, где гости могут оставить старую куртку на стенде у магазина и ее возьмут бездомные.

Куртки для нуждающихся (источник фото — Instagram* «Жизньмарт»)
Куртки для нуждающихся (источник фото — Instagram* «Жизньмарт»)

За пару месяцев до открытия на фасаде здания размещается баннер с характерной надписью «Ни Монетка, ни Пятерочка, ни Магнит… скоро открытие здесь!» Этот креатив получил широкий охват в местных СМИ и в социальных сетях простых жителей.

Баннер к открытию (источник фото — 74.ru)
Баннер к открытию (источник фото — 74.ru)

Входная группа оформлена ярко и привлекает внимание. Также у многих магазинов размещены оборудованные розетками скамейки для увеличения посадочных мест.

Входная группа одного из магазинов (источник фото — Яндекс.Карты)
Входная группа одного из магазинов (источник фото — Яндекс.Карты)

2. Акции

В магазине довольно часто проводятся акции для разных целевых аудиторий. Например, дарят яблоки к кофе для студентов, раздают леденцы школьникам за пятерку в дневнике, в День бабушек и дедушек дают чай в подарок пожилым людям. В день открытия нового магазина можно получить бесплатный кофе за подписку на телеграм-канал.

Новости об акциях получают большую виральность. Гости магазина пересылают их своим друзьям, городские паблики подхватывают инфоповод и размещают посты у себя. Так «Жизньмарт», потратив немного денег, получает большие охваты и повышение узнаваемости.

В «Жизньмарте» работает быстрая доставка. Если товар не доставляют за 20 минут, то клиенту дарят 50 баллов на бонусный счет, тем самым повышается лояльность и нивелируется негатив от опоздания курьера.

Милая акция ко Дню бабушек и дедушек (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Милая акция ко Дню бабушек и дедушек (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Акция к 8 марта (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Акция к 8 марта (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)

3. Коллаборации

Один классный бренд — это хорошо. А когда два классных бренда объединяются, чтобы сделать что-то вместе — еще лучше! Так, в конце января в магазинах можно было бесплатно взять корм для птиц и покормить их в ближайшем парке. Корм разработали совместно с орнитологами ландшафтные архитекторы девелоперской компании «Брусника».

Коллаборация с «Брусникой» (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Коллаборация с «Брусникой» (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Полезный корм для птичек (источник фото — Telegram-канал «СВЕТ Екатеринбург»)
Полезный корм для птичек (источник фото — Telegram-канал «СВЕТ Екатеринбург»)

В коллаборации ко дню рождения фитнес-клуба Bright Fit устроили акцию «Счастливый час» в магазинах. Каждый мог прийти, показать пост о Дне рождения сети фитнес-клубов и получить кружку свежесваренного кофе и абонемент на пробный день фитнеса. К акции присоединились 9 магазинов «Жизньмарт» и 8 клубов Bright Fit.

Коллаборация с Bright Fit (источник фото — журнал «Зелёная молния»)
Коллаборация с Bright Fit (источник фото — журнал «Зелёная молния»)

4. Обратная связь

В «Жизньмарт» есть уникальный инструмент по сбору обратной связи — чат покупателей в Telegram. Он есть у каждого магазина. Благодаря подписке гости получают бесплатный кофе в день открытия, а затем остаются в нем из-за полезной информации об акциях и новинках. Сейчас в Екатеринбурге очень развиваются чаты в Telegram, особенно в новых жилых комплексах, и «Жизньмарт» тоже подхватил этот тренд.

В чате гости пишут позитивные и негативные отзывы, просят отложить товар на какое-то время и задают вопросы. Наполнением занимаются продавцы, ответ на сообщение гостя должен быть до одного часа.

Многие удивляются: «Как так, зачем вы выставляете негативные отзывы на всеобщее обозрение?» Но компании нечего скрывать, чаты демонстрируют ее открытость и искренность.

Пример реагирования на обратную связь (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Пример реагирования на обратную связь (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)

Здесь проводятся разные конкурсы, например, на лучшую фотографию своего питомца. Люди общаются между собой, отправляют друг другу реакции, это еще больше способствует формированию комьюнити.

Мимимишный конкурс в чате (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Мимимишный конкурс в чате (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)

Сбор обратной связи есть также на сайте и в Instagram*. Помимо этого можно заполнить стикер на доске отзывов в магазине, а сотрудники его прочитают. Кроме того, на упаковке каждого товара размещен QR-код. Его можно отсканировать и оставить отзыв. Если товар не понравился, деньги вернут даже без чека.

5. Сарафанное радио

Сарафанный маркетинг — один из основных инструментов «Жизньмарт». Люди рассказывают друг другу про все активности, фишки, конкурсы. Создается вау-эффект, поэтому гости делятся информацией сами, просто потому что они в восторге. Принцип простой: делай хорошо и люди расскажут о тебе сами.

Мем, чтобы вы не скучали
Мем, чтобы вы не скучали

6. Event

В магазине много мероприятий. Каждое открытие — праздник с разрезанием ленточки, аквагримом для детей и дегустациями. Несколько раз в «Жизньмарт» всех желающих угощали бесплатной ухой.

Бесплатная уха для всех желающих (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)
Бесплатная уха для всех желающих (источник фото — Telegram-канал «Жизньмарт»)

А в 2022 году в Екатеринбурге открылся настоящий магазин-музей. В нем сохранилась отреставрированная дверь, которой почти 100 лет, и архивные записи первых жителей дома. Так «Жизньмарт» сохраняет и оберегает культурное наследие, которое осталось в этом уникальном доме.

Магазин с историей (источник фото — журнал «Зелёная молния»)
Магазин с историей (источник фото — журнал «Зелёная молния»)

7. Искренний сервис

Это еще один ключ успеха компании. В магазине предоставляют сервис не по прописанным стандартам, а от души, чуть больше, чем это положено. Сотрудники проявляют максимальную заботу о гостях.

8. Бренд-журналистика

В «Жизньмарт» есть свое СМИ под названием «Зеленая молния». Номер выходит каждую неделю в электронном виде. В нем пишут о новинках на полках, новостях от франчайзи, нововведениях IT и маркетинга.

В каждом выпуске нужно найти кодовое слово и отправить его редактору. Тот, кто окажется первым, седьмым или пятым (каждый раз условия меняются) , получит промокод на десерт. Благодаря этому в журнал больше вчитываются и вникают в смысл написанного, досматривают до конца. Номер выходит каждый вторник примерно в 16-17 часов, поэтому развивается еще большая лояльность. В журнале также генерируется UGC-контент.

Рубрики «Зелёной молнии» (источник фото — журнал «Зелёная молния»)
Рубрики «Зелёной молнии» (источник фото — журнал «Зелёная молния»)
Обложка «Зелёной молнии» (источник фото — журнал «Зелёная молния»)
Обложка «Зелёной молнии» (источник фото — журнал «Зелёная молния»)

Лично мы всей командой агентства очень любим «Жизньмарт», особенно учитывая то, что год назад он открылся в нашем офисном здании. Стоит ли говорить о том, сколько за это время мы съели онигири и выпили чашек кофе! Счет идет на тысячи: )

В целом, про этот магазин можно говорить очень долго. У него множество мелких фишек и вместе они выливаются в невероятную лояльность клиентов. Из этих небольших, но очень важных деталей и складывается маркетинг «Жизньмарт»!

Буду рад вашей обратной связи!

*Социальная сеть Instagram признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

1010
1 комментарий

Магазин курильщика и нормального человека.

Ответить