{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы обыграли Магнит-косметик, увеличив прибыль регионального бизнеса в 1,5 раза

Привет! Я Николай, основатель «Маркетинговой компании ВИАТ». Моя команда специализируется на разработке стратегии, проведении аудита и оптимизации коммерческих затрат. В 2022 году совместно с региональной сетью магазинов бытовой химии, косметики и товаров для дома провели большую работу по увеличению прибыли и развитию продаж. В этом материале детали проекта с цифрами, инструментами и рабочими решениями.

Предисловие. Ключевые проблемы бизнеса.

Сеть магазинов нашего партнера ещё с начала 2000-х годов придерживалась единой стратегии позиционирования - доступные товары по низкой цене рядом с домом. С развитием сети магазинов «Магнит-косметик», конкуренция усиливается. Компания проигрывает по цене на самые ходовые товары федеральному игроку, уступаю по уровню доходности. Акции «Магнит-косметик» с «жёлтым ценником» притягивают больше покупателей, совершающих покупки с высоким средним чеком.

Основной причиной падения продаж компании является снижение потока покупателей в магазины, при этом средний чек и глубина ассортимента сохраняются. Впрочем, данный тренд распределен не равномерно, изучив цифры по каждому магазину в отдельности, можно провести сегментацию с причинами падения продаж по трём критериям: количества покупателей, среднего чека и глубины ассортимента.

На графике ниже видно соотношение цен нашего партнера с главным конкурентом. Он показывает, что компания проигрывает в цене преимущественно в товарах среднеценовой категории, что соотносится с динамикой продаж данных продуктов.

Этап I. Анализ эффективности ключевых показателей

Базовых причин падения продаж для принятия эффективных решений недостаточно. Проблемы низкого спроса «зарыты глубоко» в бизнес-процессах. Приступая к изучению внутренней аналитики, попадаем в квест-комнату большого количества неструктурированных данных, на разгадку которых нам требуется около месяца.

Разобравшись, изучаем данные по трем показателям:

- эффективность работы каждой торговой точке;

- эластичность спроса в зависимости от цены;

- эластичность спроса в зависимости от стимулирующих акций.

По каждому магазину строим многофакторную модель. Например, в Магазинах №67, 73, 105, 107 падают продажи геля для душа Nivea Men по причине неэффективного планирования приведшее к отсутствию продукции на складе магазина, стирального порошка Persil из-за несвоевременного снижения цен, по причине технического сбоя ПО. Формируем карту проблем, выявленных на основе данных, отражаем долю их влияния на общие продажи.

За счет неэффективного управления бизнес-процессами компания теряет до 23% собственных продаж.

Сегментируем магазины по трем показателям: количество покупателей, средний чек, глубины ассортимента. На основании результатов разрабатываем мероприятия по корректировке каждого показателя. Например:

- для магазинов с низким потоком покупателей запускаем рекламные кампании по привлечению трафика;

- в магазинах с низким средним чеком обучаем продавцов предлагать товары в большой упаковке;

- при низкой глубине ассортимента запускаем акции с предоставлением дополнительных скидок на не связанные между собой товары, обучив продавцов по работе с клиентами в период акций. Задача таких акций, выработать привычку у клиентов приобретать ранее не используемые товары.

Проводим мониторинг цен в Магнит-косметик, Ozon, Wildberries, Лента и региональных магазинов в крупных городах России, оцениваем эластичность спроса у нашего партнера, на изменение цен со стороны конкурентов.

Формируем стандарты работы маркетологов заказчика на основе эластичности спроса. При снижении цен в Магнит-косметик на стиральный порошок Tide (наиболее подверженный эластичности спроса), запускаем аналогичную акцию на продукт аналог, например, Persil. По завершению акции в Магните, запускаем акцию на Tide. С целью повышения окупаемости акции направляем продавцам скрипты по увеличению среднего чека.

Отменяем все акции на продукты не подверженные эластичности спроса, это решение позволяет сохранить продажи и увеличить доходность компании на 7%.

Аналогичную оценку проводим по эффективности проводимых стимулирующих акций, с дублированием успешных кампаний в отдельных магазинах, на всю сеть.

За счет настройки аналитических инструментов, внедрение бизнес-процессов по управлению ассортиментом, товарным запасом, ценами за три месяца увеличиваем продажи региональной сети на 36% с ростом уровня прибыли на 16%.

Однако на этом работа ещё не заканчивается…

Этап II. CusDev и QFD-анализ

Статистика продаж и мониторинг рынка не позволяют ответить на важный вопрос: Почему? Почему клиенты покупают/не покупают тот или иной продукт? Почему выбирают Ваш магазин или магазин конкурента? Почему снижается или растет спрос?

В крупных городах присутствия сети нашего заказчика проводим CusDev – интервью с покупателями. В каждом городе общаемся с 5-ю лояльными покупателями и 10-ю покупателями конкурентов. Каждый покупатель по итогам интервью получает вознаграждение, в виде подарочного сертификата от сети магазинов.

CusDev (customer development) – это методология развития бизнеса, или создания продукта через общение и опыт потенциальных клиентов. Особенность CusDev от обычных опросов в том, что мы проводим дружескую беседу, направленную на выявление внутренних причин действий покупателей, которые невозможно раскрыть при постановке прямых вопросов.

По итогам CusDev – интервью, составляем матрицу QFD, для определения отклонений бизнес-решений, от реальных потребностей клиентов. О том, как работать с QFD я рассказывал в материале: “Технологии эффективного управления продуктами, которые мы используем в бизнесе

Одним из основных параметров в выборе места покупки, клиенты озвучили режим работы. Салоны нашего заказчика работают с 9:00 до 19:00, тогда как салоны Магнит-косметик работают с 9:00 до 21:00. Покупатели не успевают посетить магазин после работы. Для оценки эффективности данного параметра в качестве эксперимента увеличили режим работы в магазинах с большим трафиком, выбрав 10 магазином с графиком работы до 20:00 и 10 магазинов с графиком до 21:00. Через два месяца после изменения графика получили прирост посетителей на 23% для магазинов с графиком до 20:00 и прирост на 27% для магазинов с графиком до 21:00. По итогам тестирования, приняли решение продлить режим всей сети магазинов до 20:00, как наиболее оптимальный.

Покупатели, приобретающие продукцию у конкурентов, ассоциировали сеть магазинов нашего партера с «дешевым магазином для пенсионеров». Анализ ассортиментной матрицы показал, что в сети отсутствуют многие известные бренды высокого ценового сегмента. Определив ТОП-20 наименований, которых не хватает целевой аудитории, начинаем вводить в ассортимент, также на ограниченное количество торговых точек в качестве эксперимента. Решение позволило в течение трёх месяца увеличить количество посетителей на 8%, средний чек на 16%.

На основании исследования, предлагаем отложить проекты по созданию интернет-магазина и программы лояльности, так как они требуют высоких инвестиций, и не сильно востребованы среди целевой аудитории.

Во II полугодии 2022 года CusDev и QFD-анализ дал ещё больший толчок в развитии продаж до 76% и рост прибыли бизнеса на 43%.

Этап III. Сегментация поставщиков по уровню доходности

Инструмент направлен на проведение оценки рентабельности поставщиков и определение тактики по развитию продаж на основании рентабельности. У нашего заказчика ведется валовый учет затрат, а доходность оценивается по уровню наценки. Такой подход является некорректным, так как не учитывает большое количество неявных затрат и преимуществ, например: доставка, отсрочка, выплата ретро бонусов, командировки, обучения, требования к полке и т.д.

Прежде чем провести такую сегментацию, мы настраиваем в системе учета принципы распределения затрат по поставщикам. Для выявления и учета всех затрат проводим аудит бизнес-процессов заказчика по работе с поставщиками, выявляем проблемы, с которым сталкивается заказчик.

Результаты анализа показывают, что не все “тюбики приносят столько денег, как кажется”. Например, несколько поставщиков с высокой наценкой на самом деле оказались низкорентабельными, и этому сопутствовало несколько причин:

- высокая стоимость доставки из-за больших габаритов и низкой стоимости товара;

- большой % брака (повреждения упаковки во время транспортировки);

- отсрочка платежа более 45 дней;

- выполнение плановых обязательств по объему закупки.

Разделив поставщиков на сегменты по уровню доходности, мы понимаем каких поставщиков развивать компании наиболее выгодно, а какие необходимы для поддержания ассортимента. Сегментация позволяет выработать базовые критерии ценовой политики:

- уровень доходности в зависимости от категории продукта и поставщика;

- программы продвижения, направленные на развитие поставщика;

- ценовые предложения в зависимости задач и интересов покупателей;

Разработка и реализация тактики работы с поставщиками позволила компании увеличить прибыль на 34% за счет оптимизации затрат и мероприятий по развитию продаж.

Этап IV. Эффективности сделок

Проанализировав все кассовые сделки по объему продаж и доходности, видим, не равномерное распределение:

Часть сделок компания осуществляет с высоким уровнем доходности, а часть с низким, на основании этого возникает вопрос, за счет каких мероприятий мы сможем повысить количество высокодоходных сделок и снизить объем низкодоходных.

Оценим, какие товары чаще всего присутствуют в чеке по высокодоходным и низкодоходным сделкам, выявим как на них могли повлиять акции с желтым ценником. Получаем сегментацию, с наборами потребительских предпочтений.

Сегментация показывает, что компания получает высокую доходность по сделкам в следующих случаях:

- в чеке присутствуют товары из высокого ценового сегмента реализуемые без промо-скидки;

- В чеке не менее 4-товаров;

- В чеке 70% товаров куплены без акции желтый ценник;

У заказчика нет программы лояльности, а соответственно и нет клиентской базы, что не позволяет провести сегментацию покупателей по уровню рентабельности. Однако состав сделок в чеке показывает, что чем более дорогие товары присутствуют в чеке, тем выше доходность. Это значит, что тактика компании в развитии дешевого ассортимента ошибочна.

Разом отказаться от продаж товаров низко-ценового сегмента невозможно, эти продукты привлекают в магазин 70% покупателей. Используя данные по рентабельности поставщиков разрабатываем три сценария развития продаж высокодоходного сегмента в зависимости от расположения магазинов. Затем тестируем сценарии на ограниченном количестве торговых точек.

Первый сценарий предполагает развитие продаж товаров высокого ценового сегмента за счет дополнительной мотивации продавцов и обучение работе по скриптам, второй - проведение акций 2+1, либо бесплатное предоставление пробников с целью переключения покупателей, третий - изменение принципов выкладки, применение промо-стеллажей. Вы наверняка подумали о том, что эффективнее будет реализовать все три сценария одновременно. Однако такое решение требует большого бюджета и ресурсов по внедрению и контролю эффективности, чего не мог позволить себе заказчик.

По каждому сценарию должна быть максимальная вовлеченность и рациональная обратная связь. Когда руководители компании объявляют: “теперь мы будем жить по-новому”, первое с чем сталкивается команда - это сопротивление и непонимание причин таких решений. Поэтому мы разбиваем проект на небольшие и понятные задачи, так как нельзя изменить всё сразу.

Первый сценарий стал самым эффективным в магазинах со средним и низким трафиком, и неэффективным с высоким трафиком из-за очередей в часы пик. Третий сценарий стал вторым по эффективности, и мы решили применять его во всех магазинах с высоким трафиком. Второй сценарий показал низкую эффективность, покупатели охотно приобретали товары участвующие в акции, но не возвращались повторно за ними.

За счет проведения тестирования с сентября по ноябрь 2022 года мы увеличили доходность торговых точек, работающих по первому сценарию на 23%, по второму сценарию на 5%, по третьему на 18%.

Предварительные итоги:

Реализация проекта продолжается, в течение 2023 года мы планируем запустить все решения, опубликованные в материале на всех торговых точках сети. Но уже сегодня мы видим, что проделанная работа приносит огромные результаты, несмотря на высокую конкуренцию с федеральными игроками.

На сегодняшний день прибыль заказчика на единицу продукции выросла в 1,5 раза, таких показателей компания не достигала даже в ранние годы развития. При этом продажи в 2022 году, по отношению к 2021 году выросли на 63%.

Давайте обсудим детали проекта в комментариях.

Для тех кому интересно следить за нашими новыми материалами, предлагаю подписаться на мой Telegram-канал или на страницу в VC.

Читайте наши похожие проекты, опубликованные на VC:

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Kit

Хороший кейс. Федералы задолбали душить местный бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

Да, я Вас поддержу, так как федеральные сети напрочь убивают местных проихводителей

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Местный бизнес налоги не платит и людей кидает с зп.

Ответить
Развернуть ветку
Cat Cat

Пруф или клевета.

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Да считай за клевету, ок.

Ответить
Развернуть ветку
Kit

Вы попробуйте хоть раз налоги не заплатить, увидите что будет

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Заплатить можно, вопрос сколько.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Синицина

Картинка в начале статьи прямо УУУХХХ!

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Наконец полезный материал с конкретикой👍

Ответить
Развернуть ветку
Константин Ганиев

Спасибо за большой и добротный материал, буду разбираться с ним отдельно

Ответить
Развернуть ветку
Следствие вели

Интересно что за сетка, прирост достойный

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Надиров

Хочется пожелать региональному бизнесу удачи. Мочите этих федералов!

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

За счет проведения тестирования с сентября по ноябрь 2022 года мы увеличили доходность торговых точек, работающих по первому сценарию на 23%, по второму сценарию на 5%, по третьему на 18%.
В сравнении с каким периодом? Доходность в рублях увеличилась?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

В данном примере речь шла про рост посетителей (количество посетителей сделавших покупку), т.к. нам важно было понять именно объем трафика.
Период: объем трафика до увеличения режима работы в этот же год.
Чтобы прийти к результату, нам потребовалось три месяца, так как продленная работа с первых дней теста не дает результата, потому что клиенты не знают о новом режиме работы.

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Какие три месяца взяты за основу и в какие три месяца показан рост. Это же важно.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Важно, я это не оспариваю. Но я не могу раскрыть Вам всю статистику проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

В статье не указано по каким показателям победили конкурента.
В самой первой табличке не учитывается рост онлайн продаж. Т е люди стали чаще заказывать через интернет, средний чек вырос изза инфляции.
Работа магазина с 9 до 19 была обусловлена 12-часовыми сменами у продавцов. Т е сейчас должно работать больше продавцов и по 2 смены в день. Странно, что ранее хозяева магазина почему прекращали его работу так рано. Хотя наверное один продавец и кассир работает с 9, один с 10. Почему притом не продлили работу до 9 - непонятно.
Почти везде указано, что ситуация улучшилась за период трех месяцев. Непонятно, что это за период, плюс три месяца слишком маленькая выборка. Ну и да, вы проводили рекламную кампанию, это увеличило затраты, причём они скорее были в более раннем периоде и привлекли покупателей сейчас. Потом, когда рекламная кампания закончится, ситуация может изменится.
Ну и да, для понимания ситуации нужно понимать по каждому товару какой маржинальный доход единицы продукции с учётом всех издержек.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда