Привет! На связи команда DATAFORCE— аналитическая платформа повышения эффективности маркетинга для eСommerce. Сегодня расскажем про применимость ABC анализа к структуре компании. Какие вопросы задавать Категорийному менеджеру, Маркетологу и Продакту для максимальной продуктивности eCommerce? У нас уже есть готовая таблица. В статье рассмотрим только комбинации на ее основе. Если три серьезных буквы вам ничего не говорят, то предлагаем ознакомиться с нашей предыдущей статьей на vc — что такое ABC анализ и как его собирать. Материал написан на основе выступления CEO DATAFORCE, Станислава Поломаря на Одиннадцатой Вебмастерской от Яндекса, запись есть на YouTube.Комбинация №1 — Категории с потенциалом увеличения выручкиДля анализа сведем данные из категорий, у которых:сессии в ячейках содержат Aтранзакции — B и CОбратимся к Категории №13 — соотношение транзакций и выручки говорит о низкой конверсии, но при этом у товарной группы высокий средний чек. Плюс категория обладает хорошим показателем спроса.При наличии хорошего трафика вы увеличите конверсию, а после значительно вырастите общий чекКак начать весь процесс? Пойдем общаться со смежными отделами. Категорийный менеджерНасколько наш проект конкурентен по ценам и условиям?Есть ли у нас популярные товары и «хиты», как у конкурентов?За конкурентами удобно следить в одноименном модуле в DATAFORCE. В платформе оцифрованы актуальные результаты поисковой выдачи. Посмотрите, какие конкуренты у вас есть по всему проекту:Или в конкретной товарной группе:товарная группа «Игровые ноутбуки»Попробуем углубиться в категорию «Игровые ноутбуки» — в выдаче видим ряд локальных игроков. В поиске по соответствующему запросу сразу же возникают их посадочные страницы. Изучим, что там:У популярного eCommerce видим несколько товаров-хитов, у одного из которых отзывов больше тысячи — очевидно, пользователям модель очень нравится.Если в ассортименте вашего интернет-магазина в сравнении с конкурентов нет популярных товаров — добавляйте. В результате вы сможете кратно увеличить выручку. UX/UI + продуктовая аналитикаОптимальная ли конверсия в изучаемых категориях?Проводите исследования по карточкам товаров и листингам. Ищите возможные проблемы, из-за которых может страдать конверсия. На категориях, приносящих больше трафика, есть хорошая вероятность получить ценность через A/B тесты с проверкой гипотез.Конкуренты разные — изучайте их UX-решения. МаркетингЕсть ли искажения по регионам или внутри каналов?При положительном ответе стоит обратиться к Категорийному менеджеру и вместе с этим оповестить UX/UI. Помочь смежным отделам Маркетинг может мониторингом конкурентов.Аналитика в разрезе регионовОдна из причин: у товарных групп из разных гео могут быть локальные особенности. Например, покупатели из Москвы могут внимательнее относиться к наличию отзывов, чем пользователи из других городов. Если вы не учитываете региональные особенности ЦА — их учтут конкуренты. Комбинация №2 — Нереализованный потенциал спросаВыбираем категории, которые:по спросу находятся в сегменте Апо сессиям в B и С категориипо транзакциям — также B и СУ выявленных категорий есть потенциальная зона роста. Как ее выявить?Спрашиваем Категорийного менеджера: В какой стадии проработки находятся данные категории?Например, категория в процессе заведениям — значит ее продвижение нестабильно. Главное определить стадию. Маркетинг: На каком этапе находится продвижение категорий в данном сегменте?Можно ли усилить продвижение?Имеет смысл провести сравнение каналов трафика. У каждой категории могут быть свои особенности. Например, высокие цены в рекламном аукционе, которые мы не можем перебить. В такой ситуации анализируйте в разрезе конкурентов.Объедините в сегмент категории с нереализованным спросом, посмотрите видимость и получите вывод: категории не проработаны, отсюда и недобор с органики. В первую очередь прорабатывайте категории с высокой выручкой и низкой видимостью.Но не забывайте, что SEO — долгосрочный и трудоемкий инструмент. Здесь важно качество исполнения задач, а не скорость. Сфокусируйтесь на категориях с бОльшим потенциалом. Для этого добавим в таблицу еще один столбик — трафик (%Ptraf).Внутри Ptraf возникают три категории с красными ячейками C — это потенциальная точка роста. Если хотите сузить полученную выборку, то оставьте категории где высокая выручка (B или A). В нашей таблице это Категория №53. Комбинация №3 — Про средний чекМного зарабатываем на маленьком количестве продаж — это категории, у которых по выручке в ячейке А, а по транзакциям B и С:Категории с повышенным средним чекомИ наоборот, выбираем категории, которые по транзакциям находятся в категории А, а по выручке в B и С категории:Категории с пониженным средним чекомВ этой ситуации нет смысла задавать вопросы Маркетингу или Продакту. тутОбратимся только к Категорийному менеджеру:Сбалансированы ли внутри категории товары с высоким / низким средним чеком?Нет ли каннибализации бюджетными брендами более дорогих внутри категорий с низким чеком?Полезно построить матрицу товаров/брендов и с ней плотно поработать. От этих результатов уже отталкиваться при планировании дальнейших работ другими отделами.Посмотрим на примере. В крупном eCommerce есть свой ассортимент, а также используется партнерская продукция. В какой-то момент стало понятно, что с товарами партнеров что-то случилось. Компания в DATAFORCE сравнила два периода в разрезе типов товаров и выявила снижение конверсии и продаж по партнерским товарам с маркетплейса. Расширение ассортимента оказалось неудачным решением, эту категория придется «чинить» или убирать. Однако за счет своевременного сигнала ecom исправит ошибку с меньшими расходами.Основывайтесь на объективных данных, задавайте правильные вопросы отделам и попробуйте применить методику к вашим категориям. Кстати, мы бесплатно делимся матрицей ABC анализа — пришлем на вашу почту, напишите ее здесь!