Netflix, Instagram* и Uber против Кризиса. Чему мы можем научиться у знаковых компаний

Netflix, Instagram* и Uber против Кризиса. Чему мы можем научиться у знаковых компаний

После банкротства Silicon Valley Bank (SVB) эксперты заговорили о трудных временах для tech-стартапов. Но ведь многие знаковые бренды вроде Uber, Instagram* или Netflix начали свое восхождение на фоне одного из самых тяжелых кризисов. Как и почему у них получилось, и применим ли их опыт в нынешних реалиях?

Всем привет, с вами Влад Кармаков, основатель и CEO компании по мобильной и веб-разработке Siberian.pro. Сегодня я хочу поговорить о том, возможно ли создавать и развивать диджитал-продукты на фоне рецессии. Не стану отбирать хлеб у бизнес-гуру и вспоминать расхожие фразы в духе «Кризис — время возможностей». Давайте попробуем понять, как некоторые компании сумели выстрелить на фоне экономических кризисов в США.

Uber

Прекрасный пример, когда предприниматели увидели ту самую возможность, которая появилась во время кризиса. Крах 2008 года основательно ударил по американской индустрии перевозок и разрушил бизнес-модель, существовавшую годами. В 2009 году Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп придумали сервис, который объединил водителей и пассажиров в одну удобную онлайн-экосистему.

Изначально создатели Uber сфокусировались на небольшом сегменте огромного рынка — заказ лимузинов. У большинства водителей дорогих люксовых авто был iPhone и трудности с поиском новых заказов.

А друзей Кэмпа и Каланика, бизнесменов из Кремниевой долины, не смущало, что средняя цена поездки была в 1,5 раза выше стоимости поездки на обычном такси. В обмен на возможность заказать машину одним тапом по экрану смартфона, отслеживать путь на экране в режиме реального времени и оплатить заказ картой они были готовы переплачивать.

Убедившись в жизнеспособности бизнес-модели на узком сегменте и получив 1,25 млн $ инвестиций, создатели Uber ворвались на рынок перевозок и изменили его рынок навсегда.

У них получилось сделать процесс оказания услуги удобнее и для водителя, и для пассажира. У владельцев такси появился инструмент для быстрого поиска заказов, а у пассажиров — более выгодная, комфортная и безопасная альтернатива традиционным перевозкам пассажиров.

Почему получилось:

  • Первоначально обкатали свою бизнес-модель на узком сегменте.
  • Предложили win-win решение для всех участников просевшего рынка.

Адам Лашински, главный редактор журнала Fortune, написал книгу «Uber. Инсайдерская история мирового господства». В ней рассказано не только о стремительном взлете компании Uber, но о истории успеха ее создателя Трэвиса Каланика, его первых начинаниях, победах и поражениях. Также рекомендую посмотреть недавно вышедший сериал об истории Uber.

Netflix

Редкий пример, когда компании удалось пережить сразу два масштабных финансовых кризиса: пузырь доткомов и ипотечный кризис 2008 года.

Еще будучи сервисом проката дисков, Netflix применил бизнес-модель подписки. Компания первой пришла к идее безлимитной аренды дисков с фиксированной оплатой. Также Netflix применил подход Long Tail. Его суть в том, чтобы предлагать клиентам широкий разнообразный выбор, а не только популярные хиты. Так для киноманов Netflix стал синонимом места, где можно найти видео на самый взыскательный вкус.

К середине нулевых интернет стал настолько быстрым, что зрители стали скачивать фильмы прямо из сети без всяких дисков. Изначально в Netflix хотели выпустить ТВ-приставку, которая за ночь могла самостоятельно скачать фильм из интернета, чтобы пользователь мог посмотреть его в удобное время. Но, когда идея уже была почти реализована, волевым решением руководства от нее отказались.

В то время набирал популярность YouTube, и основатель Netflix Рид Гастингс снова оказался на шаг впереди конкурентов. Он понял, что будущее за стримингом, и бросил все силы на создание сервиса потоковой передачи данных. А его главной фишкой стал прорывной для своего времени алгоритм CineMatch. Эта сложная сеть микросервисов подстраивала сайт под вкусы каждого конкретного пользователя. Благодаря системе рекомендаций, клиент регулярно находил для себя что-то подходящее, но небанальное, и возвращался снова и снова.

Во время кризиса 2008 года основной бизнес Netflix — онлайн-магазины видеопроката — практически умер, как и аналогичные бизнесы всех его конкурентов. Но, в отличие от них, у Netflix уже был стриминговый сервис, который приносил достаточно дохода.

Конкуренты тоже попытались запустить подобные сервисы, но разработать такой же точный алгоритм рекомендаций им не удалось. И пока другие компании изо всех сил пытались сохранить доход и позиции на рынке, Netflix получил инвестиции в размере 30 млн $ от Arnault Group и вложил все деньги в рекламу. В результате, в период кризиса сервису удалось даже увеличить количество подписчиков.

В дальнейшем Netflix по-прежнему стремились действовать на опережение. Сервис активно покупал фильмы у киностудий, но боссы компании понимали, что нельзя надеяться только на них в вопросах контента. В 2011 году появляется Netflix Original, платформа для создания собственных фильмов и сериалов. Сегодня компания абсолютный лидер по созданию оригинального контента. Только в 3-м квартале 2022 года на Netflix вышло 1026 эпизодов сериалов. Это в пять раз больше, чем у других сервисов.

Сегодня Netflix стабильно входит в топ крупнейших технологических компаний мира наряду с Facebook, Amazon, Apple. Неплохо для видеопроката!

Почему получилось:

  • Не боялись экспериментировать и отказаться от привычной бизнес-модели, которая работала многие годы.
  • Стремились как можно раньше внедрять инновации.
  • Пока все резали косты на маркетинг, Netflix масштабно вложился в рекламу.

Про Netflix есть много книг. Но, пожалуй, лучше основателя эту историю не расскажет никто. Рид Хастингс утверждает, что в гиганта развлекательной индустрии компания превратилась благодаря корпоративной культуре, о чем и рассказывает в своей книге: «Никаких правил. Уникальная культура Netflix»

Instagram*

Яркий пример, когда первоначальная идея была совсем иной, но авторы адаптировались на ходу и в результате создали феномен mobile-эпохи.

В кризис 2008 года обрушилось множество бизнесов и кошельки людей изрядно похудели, но технологии продолжали развиваться. Соцсети набирали обороты, стимулируя людей чаще делиться приятными моментами в своей жизни. А еще это было время, когда многие знаменитости и бренды искали новые способы взаимодействия со своей аудиторией напрямую, минуя традиционные СМИ.

На этот период пришелся пик популярности Foursquare (кто-нибудь еще помнит такое приложение?). Двое энтузиастов Кевин Систром и Майк Кригер собирались запустить собственный аналог. Дело шло со скрипом, и тогда парни решили изучить, какой функцией люди пользуются чаще всего. Оказалось, что фото.

7 июня 2010 года был представлен iPhone 4 с ЖК-дисплеем с IPS-матрицей с разрешением 640×960 пикселей и 5-мегапиксельной камерой, на которой получились фото не хуже, чем в «мыльницах». А уже 6 октября 2010 приложение Instagram* появляется в App Store. За первый день после запуска у Instagram* уже было 25 тысяч пользователей. В течение первой недели его загрузили 100 тысяч раз. Это была победа.

Фактически Кевин и Майк дали людям то, чего все так долго ждали: возможность делиться отредактированными фотографиями. Разработчики добавили фильтры, которые полюбились пользователям.

Акцент на визуале и способность соцсети охватить большую разнообразную пользовательскую базу сделали Instagram* любимым инструментом сначала для обычных людей, а затем для селебрити и брендов.

Систром и Кригер создали простое, интуитивно понятное и невероятно залипательное приложение с фокусом на визуальный контент. Кроме того, Instagram* сразу сделал ставку именно на мобайл-сегмент, отлично уловив дух времени.

Приложение стало активно развиваться. В июне 2013 года в Instagram* появилась возможность загрузки 15-секундных видео. В дальнейшем платформа активно перенимала новые форматы у коллег по рынку и внедряла в свой продукт, что позволило ей пережить многих современников и оставаться популярной. Например, формат Stories, фильтры и маски были придуманы в Snapchat, а Reels позаимствованы у TikTok.

Почему получилось:

  • С самого начала понимали, что хотят сделать соцсеть.
  • Угадали желание аудитории делиться фотографиями и эмоциями с друзьями.
  • Уловили тренд на визуальный контент и mobile first.
  • Сделали простой интерфейс и придумали механику, вызывающую привыкание.
  • Быстро приобщили к продукту знаменитостей.

В 2021 году вышла книга журналистки Bloomberg Сары Фрайер «No Filter. История Instagram*». В ней рассказывается о внутренней кухне разработчиков одного из самых популярных приложений в мире.

К каким отраслям стоит присмотреться в кризис?

Уроки 2008 года показали, что в ходе кризиса сильнее всего просаживаются розничная торговля, рестораны, туризм и сфера услуг. Традиционная бизнес-логика подсказывает, что от депрессивных отраслей стоит держаться подальше, но в создании ИТ-продуктов логика прямо противоположная. Uber, Netflix и Instagram* подают пример того, что если предложить новую экономическую систему для привычной отрасли, можно сорвать банк.

Стоит ли запускать новые ИТ-продукты во время кризиса?

Netflix, Instagram* и Uber против Кризиса. Чему мы можем научиться у знаковых компаний

Плюсы

+ Меньше конкуренция. В тяжелые времена большинство компаний режет косты, особенно на маркетинг. На этом фоне повышается ваш шанс занять значительную долю рынка без сверхзатрат на продвижение.

+ Легче привлечь внимание пользователей. В период рецессии люди ищут более выгодные альтернативы привычным инструментам. Особенно их занимают два вопроса: «как сэкономить» и «где заработать». Если ваш продукт отвечает на эти вопросы, у него хорошие шансы выстрелить.

+ Более вменяемые расценки. Когда экономика слаба и бизнес-активность замедляется, контрагенты обычно становятся более сговорчивыми и снижают свои запросы. Это касается и поставщиков, и арендодателей, и разработчиков.

Риски

- Цена ошибки слишком высока. Кризис — плохое время, чтобы полагаться на бизнес-чутье и веру в свой любимый продукт. Придется много и скрупулезно считать цифры. А еще общаться с аудиторией, слушать и слышать пользователей.

- Нет времени играть вдолгую. Ваша ключевая задача — как можно скорее разработать MVP, чтобы проверить продукт в реальных условиях и сосредоточиться на монетизации.

- Без опыта в запуске стартапов будет тяжело. У запуска ИТ-продуктов своя специфика, и она нередко противоречит стратегиям классического бизнеса. Не экономить ресурсы, а активно их вкладывать. Скорость — превыше всего. Очень важно уметь адаптироваться и менять свои планы на лету.

А вы рискнули бы запустить новый проект в условиях финансовой турбулентности в мире? Сложнее ли выстрелить сегодня, чем в 2009 году? А может быть, проще? Буду рад обсудить в комментариях.

Мы в Siberian.pro с 2015 года создали более 220 приложений и веб-сервисов для бизнеса. Если у вас есть идея продукта — пишите мне в личные сообщения или на sales@siberian.pro, обсудим, как ее реализовать.

Еще я веду Телеграм-канал Дневник CEO IT-компании, где делюсь личным опытом в управлении командой и проектами из области разработки. Заходите, будет интересно.

* Instagram — продукт компании Meta Platforms, Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в России.

2929
4 комментария

Спасибо за материал. Про успех интересно читать, но еще интереснее было бы почитать про неудачи тех, кто пытался повторить или улучшить, но не полетело. Кажется их было намного больше, возможно их ошибки могли бы стать большим уроком, чем успех некоторых лидеров ;)

5
Ответить

Спасибо, Андрей, возьму на заметку идею для одной из следующих статей!

3
Ответить

Интересно было вспомнить истории основания техногигантов. Чекины в Foursquare помним-помним)
И спасибо за рекомендации книг!

2
Ответить

Uber стал прибыльным? На какой год?

Ответить