{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

10 правил, которые спасут ваши презентации

Сезон конференций уже в разгаре. Выступать важно и полезно, но за рутиной и другими делами вы не всегда найдёте время (и желание) подготовить классную презентацию. Хорошая новость в том, что вам почти никогда и не нужны идеальные слайды — хватит достаточно хороших.

Меня зовут Арсений Ашомко, и мы с Никитой Белоголовцевым не только выступаем десятки раз в год, но и последние пять лет готовим других спикеров и ведём курсы по презентациям. В этом тексте я поделюсь простыми и эффективными решениями, которые почти наверняка сделают ваши выступления лучше. Наши любимые 20% усилий, которые дают 80% результата.

Правило 1: Тёмный фон

Если вы собираетесь показывать вашу презентацию на экране, проекторе или мониторе, лучше сделать её фон тёмным. В идеале чёрным, но тёмные синий, серый или зелёный — тоже норм. Не важно где вы показываете презентацию: в офлайне или в онлайне. Тёмный фон всегда смотрится выигрышнее.

От тёмного фона меньше устают глаза, на нём легче делать яркие акценты. А если вы выступаете вживую, то он ещё и не окрасит вашу кожу в мертвецки бледный оттенок.

Да, светлым по тёмному текст действительно читается труднее, нежели наоборот. Но вам и не нужны кирпичи текста на слайдах, а пара фраз, наоборот получатся яркими и акцентными — напишите их жирным шрифтом.

А ещё выглядит стильно. Одна и та же компания, одна и та же локация, смотрите, какая разница.

Обычно и буднично

Просто, но по-особенному

Правило 2: Одна мысль — один слайд. Минимум

Не надо экономить слайды. Любое ограничение должно быть по времени выступления, а не по количеству слайдов. Если вы засунете три мысли на один слайд, вы ничего не выиграете по времени, зато потеряете динамику и внимание аудитории.

Работает это так: вы включаете слайд с кучей текста, зрители начинают его читать, обгоняют вашу речь, отвлекаются от рассказа, а потом с трудом к нему возвращаются (если вообще возвращаются). Поэтому дробите мысли.

Даже на деловых мероприятиях людей нужно развлекать. Так устроено внимание аудитории: его сложно найти, легко потерять… ну, вы поняли

Это особенно важно для выступлений онлайн. С того же девайса, откуда говорите вы, ваш зритель привык смотреть свой любимый контент. Если вы несколько минут не переключаете слайд, есть огромный соблазн поменять вас на что-то более бодрое и динамичное.

Из любого правила есть исключения. Если у вас несколько тезисов связаны одной мыслью — их, конечно, можно разместить на одном слайде. Но тут потребуется анимация, об этом ниже.

А если вы считаете, что уместно раскрыть одну мысль сразу несколькими слайдами — прекрасно. Если вы их разумно быстро пролистаете, то хронометраж выступления не пострадает, зато смена картинки лучше удерживает внимание и развлекает аудиторию

Правило 3: Сокращайте и не дублируйте сказанное

Презентация — это не стенограмма всего выступления. Если собираетесь написать на слайдах весь текст, то лучше просто раздайте брошюру. Кому интересно, тот прочитает и задаст вопросы.

В презентации для презентации работает простое правило: абзац рассказа должен превращаться в предложение на слайде, предложение — в пару слов, а слово — в эмодзи или картинку. Оставляйте на слайдах ключевые мысли, цифры и иллюстрации. Ну и то, что сложно описать словами: графики, например. Остальное — расскажете сами.

Пускай слайды будут фоном для вашего рассказа, а не конкурируют за внимание людей

Правило 4: Сказал и написал

Так повелось, что вот уже многие поколения со школьной скамьи вследствие регулярно практикуемых в учебном процессе сочинений юным умам прививают привычку к сложным и избыточным формулировкам. Не надо так усложнять. Вместо «Процесс формирования контент-плана» можно написать просто «Как мы выбираем, о чём писать»: чуть дольше, зато человечнее (а чаще упрощение ещё и сократит количество букв).

Тяжёлый для восприятия текст не сделает ваши мысли более весомыми. Особенно в заголовках! Если кажется, что усложняете, задайте себе проверочный вопрос: «О чём слайд?» Отвечаем вслух и пишем.

Правило 5: Понятные и читаемые слайды

Важно, чтобы зритель мог вообще разглядеть ваши слайды. Даже с заднего ряда, если это офлайн, и с мобильного, если онлайн. Ни один зритель ещё не жаловался на то, что «текст был слишком крупным!», а вот на мелкий и плохо читаемый — очень даже.

Для проверки, как всё читается, ловите наше авторское «правило вытянутой руки». Представьте, что вы читаете свои слайды с мобильного, который держите на вытянутой руке. Если вам всё видно и понятно, значит, и зрителям будет. Если всё слишком мелко, подумайте, как сократить или разнести на разные слайды.

Правило 6: Анимация в списках и перечнях

Очень полезная вещь, чтобы удерживать аудиторию. Уже затрагивали эту тему, но нелишним будет повторить: мы все сначала смотрим и читаем и только потом слушаем. Если вы выбрасываете на зрителя список, например, из восьми пунктов, он начинает его читать. Когда выныривает, вы говорите про четвёртый; подробности по первым трём и внимание — потеряны.

Если ваша презентация будет закатана в PDF, используйте технику «анимация без анимации». Копируете слайд с полным списком нужное количество раз, потом на первой копии убираете всё кроме первого пункта. Затем кроме первых двух и так далее.

Анимация без анимации. Ну или поставьте нужную галочку при сохранении в PDF — если знаете где, и ваша программа позволяет

Правило 7: Яркий первый слайд и бодрое представление

Окно внимания, когда зрители гарантированно готовы вас слушать — очень короткое. Если афиша не самая яркая, а до и после идут другие, то у вас есть не больше минуты, чтобы убедить зрителей послушать вас, а не тупить в телефон.

Юмор, кстати, работает. Но об этом позже

Никто и никогда не узнает, какая изящная шутка припасена у вас на середину доклада и к каким неожиданным выводам вы придёте в конце, если вы провалите начало. Если у вас короткое выступление (до 15 минут) не стесняйтесь посвятить работе над началом до половины всего времени подготовки.

Правило 8: Простой шрифт без засечек

Текст на слайдах нужен, чтобы его можно было легко и быстро прочитать (спасибо, кэп!). Поэтому играть со шрифтами иногда опаснее, чем со спичками. Если вы не опытный дизайнер (и это не особый приём), простой шрифт без засечек — ваша надёжная ставка. Например, базовая для Keynote Helvetica Neue, симпатичный Montserrat для PowerPoint или Roboto для Google Презентаций.

Только не Calibri!

Сам по себе этот шрифт неплохой, но им написаны все самые стрёмные объявления в нашей жизни — потому что администрация вокзала или ЖЭКа использует его как шрифт Microsoft Office по умолчанию. Не берите с собой на сцену те ассоциации, которые могут подсознательно возникнуть у зрителей.

Отдельно скажем про корпоративные шрифты. Если вы запускаете слайды не со своего устройства и не в PDF — проверьте перед выступлением, установлены ли они на компьютере организаторов. Иначе в самый неподходящий момент презентация может поплыть.

Правило 9: Юмор работает

Шутки и мемы сделают абсолютно любое выступление лучше. Да, даже если у вас самый хардкорный b2b. Просто потому что покупают у вас в конечном счёте не абстрактные компании, а вполне себе конкретные люди. Но важно откалибровать юмор по аудитории и не забывать про чувство меры.

Шутить в презентациях гораздо проще, чем в компании или на сцене: иногда шутка лишь в контрасте вашей серьёзной речи и забавной картинки.

Мем смешной, ситуация страшная, шутка лёгкая, тема серьёзная, впечатление зрителей — хорошее

И да: вам не нужно превращать выступление в вечер стендап-комедии. Слушателям не обязательно смеяться без остановки, достаточно смешка или улыбки.

Правило 10: Не забудьте «чтобы что» вы это делаете

Наш самый любимый вопрос при подготовке к любому выступлению — «чтобы что?». Или даже в формулировке «чтобы случилось что?». Честный ответ на этот вопрос позволит правильно расставить акценты или сэкономить время. Хотите поменять или найти новую работу — сделайте акцент на кейсах и достижениях. Вам нужны продажи — не стесняйтесь продавать.

На Зачем? легко ответить Затем!

Почему? Потому!

А вот Чтобы Что?.. Придётся подумать!

Иногда честным ответом будет «чтобы слетать в другой город». Тогда просто расслабьтесь, получайте удовольствие и попробуйте пару новых фишек. Что они вам сделают, вы же из другого города.

Мы, Арсений Ашомко и Никита Белоголовцев, много выступаем сами и чуть реже, но регулярно помогаем в этом другим. У нас есть телеграм-канал «Сторишеринг», где мы рассказываем, про выступления, презентации и вообще коммуникации в целом. Подписывайтесь, там много полезного.

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Булыч

Все супер, но как заставить своего шефа придерживаться к таким правилам? Особенно правило 2 — у нас на один слайд будто-то собрание сочинения Ленина.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Belogolovcev

а он прям сам слайды собирает?

Ответить
Развернуть ветку
Булыч

Не совсем.
Начальник всех отделов. Чтобы что-то выпустить в производство надо пройти несколько раз круги ада — показать ему. Это не госконтора, но по привкусу как ловить доцента в коридоре чтобы тот принял лабу.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Belogolovcev

а если медленно варить лягушку и просто как-то раз принести слайды, где ровно в два раза меньше текста?

Ответить
Развернуть ветку
Булыч

Дохлый номер. Просто человек со своими прибамбасами, а нам лишь на карачках как-то приходится выходить из такой ситуации — отменная практика хочу сказать. На таком фоне остальные клиенты как глоток свежего воздуха после подвального рок-клуба и полное погружение в стиле шоколадки Баунти.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Belogolovcev

🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Arseniy Ashomko
Автор

Не всё можно решить хорошими советами(

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда