Вселенная handmade: Ярмарка Мастеров / Анастасия Иванова #vol50 / Подкаст «В ручном режиме»

Обсуждаем рынок handmade в России и разбираемся, как Ярмарка Мастеров помогает своим продавцам и как привлекает новых ремесленников на платформу.

Вселенная handmade: Ярмарка Мастеров / Анастасия Иванова #vol50 / Подкаст «В ручном режиме»

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме», я Алексей Романенков, СЕО компании Rookee. И у меня сегодня невероятно интересная гостья — Анастасия Иванова, директор по маркетингу Ярмарки Мастеров. Настя, привет.

Анастасия: Привет! Спасибо, что позвал. Очень рада быть здесь сегодня.

Алексей: Я невероятно рад приветствовать тебя у нас в гостях, потому что мы подходим уже к пятидесятому выпуску нашего подкаста, и в прошлом году, наверное, через раз мы с разными экспертами упоминали Ярмарку как явление, которое застолбило за собой нишу handmade. Проект и команда, которая стоит за проектом, построили устойчивую связку: handmade в России = Ярмарка Мастеров. Это только мне так кажется? Или оно так на самом деле?

Анастасия: Я думаю, что не кажется. Хотя бы потому, что в целом мы не тратим ни сил, ни ресурсов на привлечение именно продавцов. Это все-таки значит, что нас находят, и мы так или иначе являемся компанией первого выбора.

Алексей: Неоднозначный 2022 год: он был для вас возможностью или кризисом?

Анастасия: Я пришла в команду ровно три года назад, когда был самый разгар локдауна. И с тех пор спокойных времён так или иначе не наблюдалось. Поэтому 2022 год в этом плане не стал удивительным, уникальным случаем, потому что штормило всегда.

Кризис — это всегда вызов. Это всегда задачка — сыграть удачную партию с неудачными картами.

И 2022 год для нас — это скорее еще один такой вызов.

2022 год и все эти внешние события заставили решать задачки со звездочкой. Но нам сыграла на руку наша специфика. Несмотря на то, что у нас есть и международная версия сайта, большинство продаж совершаются и совершались все-таки внутри России. Поэтому основные истории с запретом международных транзакций нас не сильно коснулись. Плюс закрытие для россиян некоторых международных платформ, например, Etsy, нашего зарубежного аналога, тоже помогло нам. Чтобы как-то поддержать продавцов, мы запустили акцию для новичков, когда можно было открыть свой магазин всего за 1 рубль и попробовать все возможности нашей платформы без особых вложений.

Конечно, с 2022 года мы понимаем, что в целом экономика находится в кризисе. И это видно по снижению покупательской способности. У нас это сказывается на количестве сделок, но при этом средний чек у нас продолжает расти. Поэтому, чтобы как-то поддержать покупателей, мы, например, снижаем стоимость доставки. Мы работаем над оптимизацией наших тарифов. Также мы сейчас регулярно проводим различные распродажи, акции. И замечаем, что именно в эти акционные дни, периоды, происходит рост сделок. Более того, у них уже вырабатывается паттерн: когда проходят регулярные распродажи, клиенты замедляют количество сделок перед ними, и в сам день распродаж происходит кратный рост.

Поэтому для нас этот кризис не первый, не новый. Продолжаем работать, в том числе эта работа была бы невозможна и бесполезна без наших клиентов, которые в трудные времена выбирают оставаться с нами, поддержать нас, и думаю, что в этом есть сила комьюнити и такой вес бренда, когда вы на рынке 17 лет.

Алексей: Очень круто, по поводу комьюнити и очень сплоченного коллектива. Я не имею в виду только команду самой по себе Ярмарки, но и коллектива авторов, ремесленников. Они и авторы, они и мерчанты, они всё. Я как-то общался с Денисом, с фаундером проекта, наверное, в 2015 году, и я помню, как тепло он рассказывал. Я как-то очень напористо говорил: «Вот бизнес, бизнес же надо развивать, есть же KPI, нужно расти в трафике». Он говорил: «Стоп, подожди. У нас не все, а может быть, даже меньшинство наших мастеров видят для себя это как бизнес, который обеспечивает им уровень жизни, или видят это как бизнес, из которого они сделают корпорацию федерального или мирового масштаба». В большинстве случаев для людей — это творчество, это реализация, это признание. До сих пор у вас всё так?

Анастасия: Я думаю, да. В том числе, потому что у нас можно стартовать с любым юридическим статусом, и сделать это довольно легко. То есть не нужно подходить к открытию магазина как к серьезному большому проекту с огромным количеством бумаг. Можно начать что-то делать, что начинает приносить тебе удовольствие, и ты буквально в пару кликов можешь открыть магазин, где ты будешь делиться этим. И многие, правда, изначально использовали Ярмарку Мастеров как витрину: посмотрите, что я умею. И потом это уже трансформировалось в маркетплейс с возможностью покупать онлайн.

Поэтому, конечно, в основном наша аудитория — это физлица, это самозанятые. Совсем маленькие частные инициативы — это наша основа. Хотя мы видим, что и бизнес покрупнее приходит к нам, особенно после того, как были введены санкции. Некоторые бренды ушли из России, и сейчас в их ниши пытаются войти наши местные отечественные предприниматели, они тоже ищут площадки для реализации себя, для публикации, и мы предоставляем одни из самых приятных условий для того, чтобы начать бизнес в интернете. Поэтому и ИП, и ООО тоже к нам начинают приходить.

Поэтому в основной массе

наша аудитория — это люди, которые приходят за признанием, за коммьюнити, за встречей и общением с людьми, которые занимаются таким же делом, как и ты,

которые могут подсказать что-то, у которых можно что-то подсмотреть, какие-то идеи.

Но сейчас эта ситуация потихонечку начинает меняться и расширяться уже в сторону предпринимателей покрупнее.

Алексей: Но это какой-то наш российский, отечественный, малый, может быть, средний бизнес, и это опять же ремёсла, это артели. Это такой бизнес?

Анастасия: И да, и нет. Потому что мы сейчас уже чуть больше, чем просто площадка для размещения handmade. У нас довольно большую долю товаров составляют материалы для творчества. А это уже несколько другой рынок. И мы видим, что это позиционирование не только как место, где можно разместить свои товары, но и место, где можно купить материалы, чтобы эти изделия производить. Это тоже становится про нас. И вот как раз в этом сегменте материалов для творчества появляются и индивидуальные предприниматели, и более крупные ребята.

Алексей: Когда я смотрел интервью с Денисом, он говорил, что вы очень четко определили свою целевую аудиторию как покупателей, так и продавцов. И если, например, какой-то совсем крупный бизнес федерального масштаба захочет на Ярмарку, вы его, буквально, не пустите. Я это не утверждаю, это вопрос.

Но я подумал, что, наверное, это хорошо с точки зрения того, что это может защищать малых предпринимателей, потому что они не смогут конкурировать с огромным бизнесом, с его объемами и, соответственно, с его возможностями по цене. Это так? Я правильно Дениса понял?

Анастасия: Да, но здесь история с двух сторон. Я думаю, что действительно крупные игроки и не придут на Ярмарку Мастеров. Почему? Потому что крупные игроки все-таки оперируют большим количеством изделий. Они готовы снижать цену, делать массовое производство. Аудитория приходит на Ярмарку Мастеров не за этим. Поэтому здесь массовые истории, большое производство просто не найдут своего клиента. Для них есть множество других маркетплейсов, где и объемы продаж будут больше, и будет заинтересованная в них аудитория. Поэтому сверхгиганты и не придут сюда, и правда, что нам они тоже не очень интересны.

Алексей: Опиши демографический портрет ваших продавцов. Я смотрю на молодое поколение, поколение Z, они в TikTok, они руками что-нибудь умеют делать? Эти мастера, эти ремесленники – это все-таки какая-то старшая группа, например, 30+ или 40+? Кто эти люди?

Анастасия: Да,

если говорить про лицо хендмейда, то это скорее всего женщина от 30 до 45, которая занимается продажей посуды, одежды, аксессуаров, игрушек. Скорее всего, она живет в Москве или в области, или в Санкт-Петербурге.

И, соответственно, она самостоятельно будет придумывать дизайн, изготавливать и упаковывать. Иногда ей может помогать кто-то из её ближайшего окружения, например, семьи.

То, что молодые делают что-то своими руками — точно да. Единственное, что они ещё не дошли до тех объёмов, чтобы выходить именно в магазины. Как мы можем проследить по историям, которые рассказывают нам те, кто приходят на Ярмарку Мастеров и начинают профессионально заниматься изготовлением творческих изделий, продажей, это как раз происходит годам к 30. Когда уже опробована работа, которая не приносит того удовлетворения, которое может приносить им творчество, и они к этому уже более осознанному моменту часто бросают свою основную деятельность, работу и переходят к созданию своих частных творческих мастерских. Молодые точно этим занимаются, просто к идее о том, что это может быть их основной путь, они приходят в чуть более зрелом возрасте.

Алексей: А этот портрет одинаковый по миру? Или все-таки есть отличия в разных странах?

Анастасия: Здесь всё будет зависеть от финансового уровня жизни в разных странах. Всё-таки заниматься творчеством могут себе позволить не все. Это чаще всего связано с тем, что ты либо сокращаешь свою основную рабочую деятельность, либо полностью из неё выходишь. И чтобы стартовать производство, тебе всё равно нужно закупить какое-то количество материалов. Это опять же, если мы говорим именно про полный выход, не как хобби, которое ты решаешь монетизировать и которым решаешь делиться с миром, а именно если мы говорим о том, чтобы этим заниматься уже профессионально.

Уровень входа в эту историю будет зависеть от того, насколько финансовое положение людей в стране в целом позволяет этим заниматься. Поэтому в странах Евросоюза, в Америке, там будут более молодые ребята стартовать эту историю. В странах Азии, в странах Южной Америки их будет меньше в целом, и они будут заниматься этим либо part-time, либо в меньшей степени.

Но то, что это чаще всего будут всё-таки женщины, это точно да. Хотя в зависимости от некоторых направлений, например, кожевенное дело, чаще будут присутствовать мужчины. Или деревянная посуда, то есть то, что требует работы со станками, определенной силы, там будут встречаться мужчины чаще. Но если в массе своей смотреть, то это скорее будет портрет с женским лицом.

Алексей: Очень интересно. Наверное, от возрастной группы могут несколько меняться те изделия или те ремёсла, которые они используют. И я просто предположу, что, допустим, совсем молодое поколение, оно кастомизирует футболки или кроссовки, как-то раскрашивает, расписывает. А вот кто постарше, что-то из дерева, что-то из кожи или плетение.

Анастасия: Я бы здесь сказала, что скорее это будет коррелироваться с тем, что сейчас модно. Потому что молодежь все-таки больше следит за трендами и больше хочет прикоснуться к ним. Вот сейчас модно, например, макраме, или плетение корзинок из джута, или изготовление ароматических свечей. И вот молодые ребята будут в основном пробовать себя в этом, потому что эти изделия в трендах TikTok, в Shorts, Reels запрещенных ныне соцсетей. Они в разных стильных интерьерах, на фотографиях, в журналах и в подборках в интернет-медиа. И им тоже хочется быть частью этого. Естественно, на этом тренде попробовать хайпануть и заработать побольше денег.

Поэтому здесь эти интересы будут скорее распределены по тому, что сейчас модно.

Ультрамодные штуки будут делать ребята помоложе. Те, кто взрослее, будут ориентироваться на свой более осознанный интерес.

Может быть, они как раз в своём более молодом возрасте попробовали несколько модных штук и остановились на чём-то, что им сейчас нравится больше.

Алексей: Мы в начале кратко коснулись темы конкуренции, и вот кажется, что эти сложности с Instagram*, они вам только на руку, потому что, наверное, это был один из самых больших ваших конкурентов. А теперь Instagram* не стало: он есть, но это всё сложно, с VPN, он похудел раза в два с точки зрения аудитории. И от этого вроде бы выигрыш. Плюс ты упомянула Etsy: какое-то количество российских продавцов там были, пока Etsy был доступен, а теперь многие из них перебежали к вам.

А сложность в том, что вы же, наверное, тоже продвигались. Продвигались в Instagram*, продвигались в TikTok. Вы как ярмарка. И эти каналы стали недоступны. Вы нашли им замену? ВК, допустим, для вас работает так же, как Инста*? Или не так? Как вы меняли подходы к продвижению в 2022 году?

Анастасия: Это довольно интересная история. У нас не так много рекламных бюджетов, как, например, у крупных игроков — Ozon, Wildberries, Яндекс Маркета. Поэтому у нас есть некоторые ограничения, в том числе и рекламного бюджета, которые мы должны как-то максимально хорошо использовать для себя.

И здесь для привлечения аудитории хорошо работают социальные сети. Например, у нас больше двух миллионов подписчиков в Pinterest. Суперактивно развивается наша группа в ВКонтакте, у нас там больше 500 тысяч человек, и как раз с VK мы сейчас планируем несколько коллабораций, надеемся, что сможем воплотить нашу идею в жизнь.

Как только Instagram* перестал быть доступен, с одной стороны, мы и потеряли, но с другой стороны, те люди, которые были в Инстаграме*, они начали перераспределяться по другим каналам. Одно время у нас классно работал Дзен, но у них поменялись алгоритмы, они его продали, по-моему, в прошлом году. И сейчас Дзен для нас вообще перестал быть рабочим инструментом для привлечения трафика.

У нас очень хорошо, как я уже говорила, работают социальные сети, которые направлены на визуал. Хуже всего сейчас работает, а может быть, и вообще никогда не будет работать, реклама по поисковым запросам. Дело в том, что

наши изделия не по запросу покупаются, а «увидел картинку, захотел и купил». У тебя еще не сформирован спрос на керамическую кружку или кожаный картхолдер, но ты его увидел на картинке и ты его захотел.

И вот как раз в поиске, когда люди ищут что-то в Яндексе, там чаще всего играют гиганты-маркетплейсы, которые предоставляют массмаркет дешевле. То есть наиболее выгодные варианты очень популярных товаров. Плюс из нашего ассортимента некоторые истории вообще не гуглятся. Ты даже не подумаешь, что тебе это надо, что оно так называется, но когда ты видишь это в картинках, ты думаешь: хочу, беру. Поэтому поисковая история у нас работает, но не очень хорошо.

А вот именно на формировании этого визуального спроса классно работал раньше Instagram*, но и сейчас очень неплохо работает ВК, работает Pinterest, и мы плотно занялись возрождением нашего YouTube-канала, несмотря на покашливания в сторону того, что скоро он будет недоступен. Мы все равно думаем, что пока он есть, мы выжмем из него всё. Когда наши продавцы делятся с нами информацией, видео с распаковками, с мастер-классами, с обзорами на их изделия, мы с радостью публикуем их у себя в канале. Потому что в нашей истории точно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или 25 раз увидеть микроскопическое объявление в Яндекс Директе.

Алексей: Я здесь абсолютно тебя поддержу, мы 70% информации воспринимаем глазами, и, конечно, как ты сказала, человек даже не может это сформулировать и спросить в поисковике. А когда ты ему показываешь и говоришь: хочешь такое? И он такой: да, хочу!

Мы с тобой сейчас перед началом записи говорили, что я покупаю на Ярмарке и я рекомендую своим знакомым Ярмарку, когда они ищут что-нибудь эдакое. «Чего-то хочется, чего не знаю: что-нибудь эдакое». И я говорю, сходи на Ярмарку. Там вот эдакого полным-полно. А потом человек говорит: не знал про Ярмарку, спасибо за рекомендацию, залип на неделю, пооткладывал себе всего в будущие покупки. Вот то, что ты говоришь: увидел, понял, что хотел этого всю жизнь, но только вот не мог сформулировать запрос к Google.

Анастасия: Абсолютно.

Алексей: У вас колоссальная посещалка. Я смотрел: под 11 миллионов в месяц. Для людей, кто в интернете давно, тоже кажется, что Ярмарка была всегда. Проекту 16-17 лет, но тем не менее, находятся люди, которым я его рекомендую. Т.е. всё равно ещё остаётся значительный процент людей — как пользователей, так и мастеров — которые не знают. Как вы таких привлекаете? Может быть, онлайн не работает? Может быть, офлайн работает лучше для этого? Какие-то ярмарки, ивенты?

Анастасия: Тут тоже интересно, потому что всё-таки для привлечения продавцов у нас хорошо работает сарафанное радио. Обычно ребята, которые что-то делают, они так или иначе встречаются на офлайн-выставках с другими ребятами, которые тоже что-то делают руками, и те им рассказывают, что сейчас они продают на Ярмарке Мастеров. И правда, что в привлечении мастеров сейчас у нас, наверное, нет большой потребности. Но правда и то, что еще очень много покупателей, которые о нас не знают. И это наша боль, но боль, из которой вытекает задача. Потому что для тех, кто занимается творчеством, это, как я уже говорила, компания первого выбора для старта своего магазина.

А вот работать на привлечение покупателей, искать аудиторию, которая нас еще по какой-то причине не слышала: кто эти люди? Это люди, которые понимают ценности изделий не массового производства, которые выбирают экологично, которые про кастомизацию, про индивидуальный подход, про вещи с историей. Они не хотят просто купить изделие, чтобы закрыть эту потребность. Не кружка, чтобы воду пить, а кружка, чтобы любоваться, чтобы хвалиться гостям, чтобы фотографировать её в Instagram*. То есть

наши покупатели хотят вещь, которая будет не просто на базовом уровне пирамиды находиться. Они хотят приобщаться к красивому, к уникальному, к чему-то, что будет только для них и только у них.

Как мы этих людей ищем? Опять же, в условиях так или иначе кризиса, в условиях ограниченных бюджетов, в первую очередь это наши PR-активы, это участие в офлайн-выставках, где мы участвуем как информационные партнеры. Несколько раз в год мы выставляем свои стенды с мастерским, очень круто брендируем. Есть выставка Ладья, которая проходит несколько раз в год. Мы стараемся никогда не пропускать участие и представлять там наш бренд.

Также у нас большой блок работы посвящен коллаборациям с различными брендами. Мы проводим конкурсы, кросс-партнерства, обмениваемся аудиторией. Это достаточно крупные бренды, которые за последние несколько лет регулярных PR-кампаний стали нашими большими друзьями. Например, ИВИ, Литрес, Tele2, ВТБ, Skyeng. То есть это ребята, с которыми мы знакомимся и уже начинаем как-то совместно работать.

Все еще лучше всего работает именно привлечение аудитории через визуальные социальные сети. Если попробуешь, например, погуглить картинки, то Ярмарка Мастеров очень хорошо представлена именно в разделах картинок поисковиков. Люди ищут там что угодно, и находят нас в том числе через картинки. Мы хорошо в этом плане индексируемся, потому что картинки красивые. И это, наверное, основной сейчас канал для привлечения трафика.

Но это не значит, что офлайн-выставки или PR-коммуникации у нас уходят на второй план. Вовсе нет. Реклама в Директе хуже работает просто потому, что специфика изделия такова, что этот сформированный запрос не всегда соответствует тому, что у нас бывает.

Алексей: Ещё одна очень классная ваша особенность в том, что продавец может или даже должен общаться с покупателем. И мы, когда упоминаем другие маркетплейсы, говорим о том, что это некий недостаток крупных маркетплейсов — что продавец не знает своего покупателя. И для покупателя все продавцы на одно лицо, и значение имеет разве что цена и скорость доставки. А здесь все-таки покупается другое, здесь покупается эмоция, своего рода произведение. И в общем очень важно и круто пообщаться с мастером.

Я как-то покупал на Ярмарке Мастеров для своего японского друга шапку из овчины: классная выделка, потрясающий цвет. И когда я встречался у метро с мастером, он мне массу всего рассказал. И ты знаешь, я проникся.

Но все-таки: ваши продавцы, ваши мастера, они не боятся клиентов? Не нужна ли им какая-то помощь в общении с клиентами?

Анастасия: Всё под любой запрос. Для тех, кто боится и не очень хочет взаимодействовать, есть возможность подключить в магазине исключительно оплату онлайн, где сделка происходит так же, как на любых других маркетплейсах. Покупатель приходит, видит красивую штучку, и единственная возможность — это зайти оплатить онлайн и получить посылку.

Для тех, кто делает что-то более уникальное, под размер, кастомизированное, из особых материалов, которые нужно подбирать, гипоаллергенных или нет, у них есть возможность не подключать оплату онлайн и действовать исключительно через личные сообщения с покупателями. Мы за любой из этих путей ратуем.

Единственное, что естественным образом сделки с онлайн-оплатой более безопасны для покупателя, и мы это подчеркиваем в наших интерфейсах. Потому что ребята есть разные, и не всегда мы можем сразу за всеми уследить, если кто-то имеет нехорошие намерения. Так уж бывает на любых C2C-платформах, где люди взаимодействуют с людьми, а не с магазином напрямую. В общем, и для интровертов, и для экстравертов варианты общения есть, но скорее у наших продавцов все равно есть эта потребность и в том, чтобы рассказать побольше о своих изделиях, и в том, чтобы предложить постпокупочную историю, когда они рассказывают, как ухаживать за вещами, дают гарантию на возврат, если вдруг что-то не понравилось или не подошло. Поэтому всё-таки в основном люди покупают у людей через общение, даже если сделка происходит онлайн, оно всё равно есть, и оно необходимо в этом деле.

Алексей: Скажи, пожалуйста, видел у вас довольно большой раздел, такое замечательное ламповое название «Радушная редакция» и масса материалов о том, как правильно фотографировать, как правильно описывать и вообще насколько большое значение имеет текст с точки зрения рассказа и описания изделия и самого мастера. Это ваша инициатива или по сути вы отвечаете на запрос ваших продавцов? То есть они хотят учиться, хотят как-то развиваться в этом. Что тут было раньше? Их запрос или ваша инициатива?

Анастасия: Мне суперприятно, что ты изучил продукт, погрузился, все посмотрел. Это вообще очень классный подход. По поводу «Радушной редакции». Это наш редакторский аккаунт, от которого мы публикуем различные материалы, в том числе почти всё, что ты назвал сейчас в примерах, это было написано мной для наших продавцов.

Как это происходит?

У нас есть техподдержка, в которую пишут наши продавцы и покупатели. Мы регулярно эту обратную связь анализируем и смотрим, про что пишут, что болит, на что жалуются. Это для нас пища, чтобы улучшать наш продукт по всем параметрам.

И со стороны разработки, и стороны клиентского сервиса, и со стороны маркетинга. И чаще всего эти рекомендательные обучающие статьи — это сформированный ответ на популярные вопросы, которые задают. История про текст, например, суперважна сейчас, потому что так или иначе маркетинг, текст, копирайтинг — это то, что сейчас работает, особенно в условиях проблем, например, с рекламой в Google, которой больше нет, с перенасыщенной рекламой в Яндексе.

SEO-оптимизация — это то, что работает хорошо. Ранжирование статей — это то, что работает хорошо. И через ранжирование статей в поисковиках можно продвигать свои товары. То есть писать интересные, классные, качественные, объемные материалы на темы, которые связаны так или иначе с вашим магазином, творчеством, с тем, что вы делаете. Добавлять туда ссылки на товары, картинки с товарами, иллюстрации. И тем самым этот поисковый трафик переводить в свой магазин — это рабочая история.

Она рабочая и для нас, потому что мы пишем и сами большие материалы для того, чтобы привлекать к себе клиентов. И мы хотим научить этому и наших продавцов, чтобы и они тоже этот рабочий инструмент для себя использовали, чтобы у них было как можно больше разных вариантов, как сделать свой магазин еще более успешным. Потому что это выгодно и нам. Если у продавца успешный магазин, он с нами остается дольше. Для нас тоже очень важно, этот LTV клиента, чтобы он был достаточно большой и прогнозируемый, чтобы мы знали, что он равен трем годам, десяти годам, двадцати годам.

Алексей: Да, отличные рекомендации. Я просто напомню нашим слушателям, что мы в течение года неоднократно говорили с экспертами по поводу контент-маркетинга, копирайтинга текстов, и многие из них отмечали, что те бизнесы, которые вкладывались в себя, в рассказ о том, в чем бизнес, в чем продукт, из чего это сделано, на каком оборудовании, какие новинки или какие инновации они применяют, именно эти бизнесы меньше всего пострадали от ухода того же Instagram* или от ухода рекламы в Google. Материалов бизнесами было создано столько, наработано столько, это все проиндексировалось, это все в виде статей, публикаций, исследований присутствует в интернете, что многие почти не почувствовали того, что какие-то платформы перестали работать в России.

Поэтому, кажется, что

развивая себя, развивая свой бизнес и совершенствуя продукт, нужно уметь об этом рассказать. И это окупается. Это даёт устойчивость, уверенность и независимость от платформ.

Анастасия: Да, да. Наш продукт, журнал, он у нас работает с 2011 года. С 2011 года регулярно выходят редакторские материалы, и регулярно в журнал пишут наши клиенты. Конечно, это уже огромная база материалов, которая хорошо проиндексирована и генерит для нас трафик.

У нас есть образцово-показательный пример — это статья про глинтвейн, которая до сих пор для нас одна из самых классных точек входа ежемесячно. Статья, которую кто-то из наших мастеров написал много лет назад, и она настолько хорошо индексирована, что на ней постоянно пополняются просмотры. Мы сейчас ее немножечко оптимизировали, добавили туда больше товаров внутрь самой статьи, чтобы она работала не только на привлечение трафика, но и на дальнейшую воронку, на продажи. Но это правда классно работает.

И вот в этом году один из фокусов наших — это рестарт журнала, его редизайн. И в рамках этого большого продукта, рестарта, мы хотим как раз немного обучить наших продавцов, естественно, кто хочет этим заниматься, и рассказать им о том, как вообще тексты пишутся, как можно словом привлекать клиента буквально за 0 рублей в свой магазин.

Алексей: Я знаю, что у вас есть проект по поддержке женского предпринимательства. Можешь чуть больше рассказать об этом?

Анастасия: Это был проект, который помогал женщинам в трудной финансовой, трудной жизненной ситуации открыть своё дело и с помощью него начать зарабатывать. Если я не ошибаюсь, это был проект, по-моему, 2019 года, и тогда он у нас был довольно большой. Мы запускали краудфандинг, где собирали средства на покупку материалов, оборудования. Это был большой важный социальный проект, который мы проводили. Сейчас у нас пока ничего такого нет, но мы, например, регулярно сотрудничаем с детскими домами. У нас в прошлом году проходила социальная акция с детским домом, часть вырученных средств мы отдавали на благотворительность.

Всё-таки когда это проект про людей, о людях и для людей, социальная составляющая, она всегда будет достаточно яркая и ольшая. И вот этот проект в том числе, он был такой успешный, потому что это комьюнити людей, которые готовы последнюю рубаху отдать. Здесь это еще помножено на то, что это люди, которые чувствуют себя частью чего-то большого, какой-то общности.

Алексей: Я просто помню, что мне еще очень понравилось, что

это была не просто финансовая поддержка, а вы фактически показывали и давали ремесло, с какими материалами, из чего это можно делать, то есть вы фактически человеку давали дело: бери и делай.

Это было очень круто.

Анастасия: Да, и в целом мы продолжаем в фоновом режиме эту работу. У нас есть соцсети для продавцов, где мы еженедельно публикуем различный контент. И про внутренние сервисы рассказываем, как и что работает, даем разные рекомендации по тому, как вести свой малый бизнес.

У нас очень большое количество статей в так называемом Центре помощи, где тоже мы рассказываем о том, как настроить магазин, как оптимизировать тексты в описании товаров, что нужно делать, чтобы первая продажа случилась. Наверное, мой личный фокус сейчас — это перейти на следующий уровень и уже от текстовых рекомендаций перейти к более интерактивным форматам, лендингам с рекомендациями, с картинками, с более четкой структурой блоков, потому что это правда лучше работает для восприятия любой информации.

Первый наш шаг был — это лендинг о создании изображений для магазина на Ярмарке Мастеров. Изображение — это первое, самое важное, что должно быть. Мы собрали лендинг с рекомендациями, включая домашнюю фотостудию, что для нее нужно. Сейчас у нас готовится к реализации лендинги про доставку, как для покупателей, так и для продавцов, где мы тоже все очень-очень разжевываем, чтобы было всем понятно. И готовится большой проект, тоже я думаю, этой весной уже выйдет, это 10 шагов к первой продаже.

У нас есть много материалов, но они пока не структурированы в последовательный список, что нужно сделать. Поэтому мы эту разовую историю теперь в фоновом режиме продолжаем,

мы обучаем каждый день наших клиентов, потому что их продажи, их успех — это часть нашего большого успеха. Без этого мы не сможем существовать и дальше развиваться.

Алексей: Какие планы до конца 2023 года? Причем я не про деньги, а именно про то, что Ярмарка — это не просто маркетплейс, а коммьюнити. Коммьюнити очень ламповое, очень аналоговое. Ярмарка — это уже такая соцсеточка. Вот говоря про 2023 год, может быть, у вас начнутся какие-нибудь стримы, как это популярно в Китае? А может быть shorts, как это сейчас популярно в TikTok или YouTube? Может быть, рекомендательные алгоритмы для тех, кто покупает кожаные ремешки, а им еще будут рекомендованы аксессуары на базе тех данных, которые вы собираете?

Анастасия: Как я уже говорила, у нас фокус на покупателей, чтобы покупки на Ярмарке Мастеров было делать удобно и выгодно. У нас есть не только сайт, но и приложение и на Android, и на iOS. Мы активно работаем над оптимизацией нашей корзины, потому что это финальный шаг воронки, и от того, насколько гладко пройдет взаимодействие, будет вообще зависеть, получится покупка или не получится.

Мы сейчас перерабатываем концепт нашей бонусной системы. Подробностями тут, к сожалению, я поделиться не могу, хотя мне очень хочется. Рекомендательная система тоже, у нас была проба рекомендательной системы со сторонним решением в прошлом году, но мы поняли, что мы действительно уникальный проект, не только в плане ассортимента, но и в плане того, как устроен наш код. И решили, что рекомендательную систему нам все-таки стоит делать самостоятельно. Внешняя интеграция у нас сработала не так, как мы рассчитывали.

Еще одно интересное направление — это журнал, потому что современный маркетинг невозможен без разработки увлекательного оригинального контента. И мы не только тут возрождаем собственный редакторский контент, но и прививаем эту культуру блогинга нашим пользователям, учим писать классные seo-оптимизированные тексты, чтобы лучше ранжироваться в поисковиках. Работы хватает. И благодаря 10 миллионам постоянных клиентов, которые за нами стоят, нам вообще руки опускать некогда. Работаем буквально день и ночь.

Алексей: Покой нам только снится!

Настя, огромное спасибо! Во-первых, вообще, Ярмарке за то, что она есть: вы делаете очень важное и нужное дело. Не просто деньги зарабатываете, а даете людям удочку, то есть учите, как это делать. Поэтому вам долгие лета, еще много раз по 15-17 лет и вообще: радуйте нас! Потому что действительно бывает, чего-то хочется для души, не знаю чего, и вот в этот момент идёшь на Ярмарку и точно себя чем-нибудь побалуешь. Вам огромное спасибо. Успехов!

Анастасия: Спасибо!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

Начать дискуссию