Секреты маркетинга. Люди не читают текст, они его сканируют по принципу F-паттерн

Каждый человек в определенном возрасте начинает читать физические книжки. Кому-то просто нравится такой традиционный формат литературы, кто-то обожает их запах, а кто-то просто не может перейти на онлайн-версию текстов, т.к. страдает проблемой “потери фокусировки”. И каждый из нас имеет свой уникальный тип чтения.

Если углубиться в этот процесс, то всех любителей классической литературы можно грубо поделить на два лагеря - любитель, читающий строку за строкой и гигачад скорочтец, который за несколько секунд может просканировать основную идею отдельной страницы и в своей голове грамотно уложить всю суть, откидывая из текста всю воду.

Грамотные дизайнеры и маркетологи прознали эту особенность и начали думать: “Как же нам сделать такой сайт, чтобы он цеплял пользователей с первого взгляда и они продолжали читать наши тексты, не сталкиваясь с проблемой потери фокусировки?”. На это тему проводили множество исследований и сегодня мы поговорим про самый популярный на сегодняшний день метод “F-паттерн.”

Исследовательская компания NNGroup решила провести свой эксперимент. Они пригласили 200 человек, которые в общей сумме просмотрели более 1000 сайтов. NNG при помощи специальной техники отслеживали глаза участников и составляли портреты “горячих” зон, которые интересовали респондентов чаще всего. На основе этой информации и появился F-паттерн

Fast pattern - укомплектованный шаблон, который специально строится таким образом, чтобы человеческий глаз скользил по наполнению страницы сайта. Но “F” это не только про красивую буквы и “прикольную” аббревиатуру. F это еще и визуальный шаблон, по которому пользователи в вышеописанном эксперименте и просматривали веб-сайты. Давайте поговорим об этом чуть подробнее.

С самого старта просмотра, пользователь в быстром темпе просматривает всю страницу целиком для того, чтобы найти интересующий его текст.

После того, как он определился, он начинает читать первые абзацы, погружаясь в основной смысл статьи/поста. И как только он ознакомился с необходимой для его мозга базовой информацией, он начинает спускаться вниз ровно до тех пор, пока вновь не найдет что-то новое. И это подход продолжается до самого финала текста. Схематично это выглядит примерно следующий образом.

Секреты маркетинга. Люди не читают текст, они его сканируют по принципу F-паттерн

Но это не означает, что пользователи дочитывают до конца лишь два главных абзаца (один в начале, и один в середине), хоть так и показано выше. Таких буковок F по мере чтения может быть бесконечное количество. Но для того, чтобы пользователь вообще начал читать ваш текст таким образом, вам нужно забайтить его в самом начале. Иначе, если текст не покажется ему неинтересным с первых слов, то и дальнейшего чтения не будет. Не удивительно, но это стоит проговорить.

И вот здесь начинается самое интересное. Вы, как автор текста или сайта, сами можете манипулировать этим шаблоном. Вам никто не запрещает в целом выстраивать тексты или визуалы по F-паттерну. Но стоит учитывать, что пользователь будет читать только то, что интересует его. Даже если вы мастерски научитесь выстраивать форму сайта по этому шаблону, никто не гарантирует вам многомиллионные просмотры. Всегда стоит думать и понимать, когда и где лучше использовать этот небольшой лайфхак. У вас есть классная тема, которая ну уж точно зайдет вашей ЦА? Попробуйте оформить её по F шаблону. Текст от этого хуже не станет, а вот длительность чтения и последующая коммуникация с вами в комментариях возрастет.

И вот еще один пример. Даже когда текст написан неправильно, мы этого не замечаем, ведь “сканируем” его быстрым взглядом.
И вот еще один пример. Даже когда текст написан неправильно, мы этого не замечаем, ведь “сканируем” его быстрым взглядом.

Еще один лайфхак, который может помочь вам в выстраивании вашего сайта. Все знают Твиттер. Та самая голубая птичка, которая в последние годы из лампового коммьюнити превратилась в сообщество хейтеров всего и вся. Так вот разрабы этой социальной сети (осознанно или нет), воспользовались F-паттерном при создании пк-версии сайта. Они слегка видоизменили эту структуру и решили, что слева и справа должны находиться главные элементы, которые пользователь всегда должен видеть на своем экране.

Секреты маркетинга. Люди не читают текст, они его сканируют по принципу F-паттерн

Слева находится ваша базовая информация, которая в данный момент нас не особо волнует. Ну есть оповещения или мессенджер, да и черт с ним. А вот справа - самое главное. Хэштеги, которые меняются в зависимости от ваших предпочтений и профиля тех, на кого вы вероятнее всего захотели бы подписаться.

Но так же, как и с нейронками, тут возникает дилемма. Не стоит всецело доверять только этому шаблону. Всегда стоит думать именно своей головой, не зря же с самого детства нам читают эту мантру.

А для того, чтобы всегда понимать, что делать и не боятся прогореть, воспользуйтесь помощью специалистов. Desire проводит бесплатный аудит с каждым, кто сомневается в своих силах. Мы с удовольствием проведем с вами беседу и поможем вашему бизнесу. Пишите нам:

До скорых встреч, друзья!

66
Начать дискуссию