Как писать классные ИТ-тексты

Дайджест контента, который поможет создавать работающие ИТ-тексты

В этой статье вы найдете ссылки на материалы, которые помогут разобраться в теме и научиться создавать работающие ИТ-тексты. Полезное найдут для себя не только новички, но и опытные редакторы и райтеры. Изучайте, пробуйте на практике, внедряйте в свою работу.

Как писать классные ИТ-тексты

Если вас заинтересовал этот заголовок, то скорее всего вы ИТ-специалист, автор или редактор, у которого есть потребность создавать текстовый контент для ИТ в самом широком понимании этого слова. Начинающий стартапер, который хочет познакомить со своим продуктом широкую аудиторию. Гейм-дизайнер, который думает прокачать личный бренд за счет публикации экспертных статей. Разработчик, которому нужно освоить, как писать посты в корпоративный блог на Хабре. Редактор, который решил попробовать новые сферы работы, но никогда не работал с ИТ-текстами.

Все проблемы, связанные с созданием ИТ-текстов можно разделить на две группы. Первая — у вас есть экспертиза в ИТ, но ее нет в копирайтинге и редактуре. Вторая — противоположная ситуация, вы отлично владеете словом, но далеки от программирования и всего, как-то связанного с ИТ. Конкретные боли могут выглядеть так:

  • райтер пробует писать тексты для ИТ, но айтишники их постоянно зарубают;
  • автор работает с ИТ-экспертами в постоянном стрессе, не понимает как сделать общение с ними продуктивным и оптимизировать процесс;
  • ИТ-специалиста раздражает, что приходится тратить дополнительное время, чтобы снабжать райтера фактурой, а потом проверять за ним финальные тексты.

Я собрал этот дайджест, чтобы немного облегчить жизнь всем, у кого есть желание и потребность научиться не только писать ИТ-тексты, но и понимать как всё устроено, как можно их оценивать, улучшать и распространять в нужных каналах.

Блок 1 Что такое ИТ?

Перед тем как говорить про тексты для ИТ, давайте проясним и зафиксируем, что же обычно понимают под информационными технологиями. ИТ — это всё, что относится к информационным технологиям: софт и его разработка, «железо», мобайл, гейминг, высокотехнологичные сервисы и стартапы.

Информационные технологии (ИТ) — это бизнес-сектор, который занимается вычислительной техникой, включая аппаратное обеспечение, софт, телекоммуникации и вообще все, что связано с передачей информации или системами, облегчающими коммуникацию.

В чём отличие ИТ- и диджитал-профессий: цифровая трансформация и мнения экспертов. ИТ, диджитал, хайтек — в чем разница и сходство. Так уж ли важно отличать одно от другого?

Почему цифровые технологии вытесняют аналоговые

Краткий обзор по эволюции цифровых технологий

Быть в контексте актуальных новостей из мира ИТ помогает спецрассылка «Технологии» The Bell (выполняет функции иноагента).

Блок 2 ИТ-тексты и их качество

ИТ-тексты включают в себя множество форматов и тематических направлений. Обзоры гаджетов и девайсов, статьи на Хабр, пресс-релизы о выходе на рынок технологических новинок, гайды по использованию софта и девайсов, аналитические статьи для СМИ и многое другое. Однако, при всем их многообразии оценить их качество можно с помощью стандартного и небольшого набора критериев. Например такого:

  • общая грамотность;
  • оформление и аккуратность (форматирование, указание источников картинок, ссылки на первоисточники, исследования и т.д.);
  • соответствие стиля площадке, формату и ЦА;
  • учтены ли все требования и пожелания заказчика текста;
  • техническая грамотность (адекватное употребление терминов и понятий, экспертные заключения не вызывают сомнений или подтверждаются ссылками на авторитетные источники);
  • соблюдение дедлайнов.

Из этого списка видно, что некоторые параметры связаны напрямую не с самим качеством текста, а с тем насколько точно и хорошо текст решает задачи и достигает целей, поставленных перед ним заказчиком.

Одна из главных задач редактора или автора ИТ-текстов — помогать экспертам четко формулировать цели и задачи текста, а также грамотно управлять их ожиданиями от будущих результатов.

Гайд: как оценить качество текста. Подойдет для оценки не только ИТ-текстов и будет полезен начинающим специалистам.

Инсайт

Качественный текст может быть неидеальным, также как и процессы его производства. Главное — чтобы он выполнял поставленные перед ним цели. Не существует какого-то абстрактного качества текста, и по большей части оно находится в голове у заказчика. Формализованные параметры, связанные с языком и грамматикой, которые могут оценить специалисты — редакторы, райтеры или маркетологи, конечно, влияют на итоговую оценку текста, но это лишь малая часть от «общего качества».

Рассылка «Что почитать редактору». Ежедневные письма с дайджестом полезных статей для специалистов, создающих текстовый контент.

Блок 3 Текст как продукт

Я евангелист продуктового подхода при подготовке любых текстов. Вот как обычно происходит работа с текстом:

Идея заказчика — ТЗ — Написание текста — Публикация на площадках. Здесь размещение текста на площадке — финальный этап работы, после которого к материалу больше не возвращаются.

При продуктовом подходе процесс создания текста становится другим:

Анализ концепции и контент-стратегия — Создание MVP (иллюстрирующего драфта) — Публикации и тестирование — Доработки.

Любой текст должен создаваться в рамках контент-стратегии, которая определяет что, как и для кого мы пишем. Автор и редактор должны понимать для каких сегментов ЦА они создают контент, каких целей он должен помогать достигать и какие задачи решать.

Для того чтобы проанализировать, как работают тексты, их можно опубликовать на UGC-площадках или в своих каналах и посмотреть сколько они собирают трафика, какую вызывают вовлеченность и насколько хорошо приводят к конверсии в целевые действия. На этом этапе текст можно не доводить до совершенства — здесь главное протестировать гипотезу.

Если контент заработал так, как вы планировали, можно улучшать материалы: добавить эффектных картинок, детализировать информацию и улучшить верстку. Далее можно масштабировать пул текстов на схожие тематики, отвечающие на аналогичные запросы ЦА.

Если статья не взлетела, нужно проанализировать причины и понять, как можно улучшить решение. Такая работа часто приводит к интересным инсайтам. При этом, если вы выяснили, что гипотеза не сработала, можно осмысленно отказаться от нее в дальнейшем.

Продуктовый подход помогает достигать бизнес-целей с минимальными затратами ресурсов и времени. Он избавляет заказчика и создателей текстов от выполнения ненужных задач и усложнения процесса подготовки контента.

Product Hunt — это отличный ресурс для прокачки продуктовых навыков.

Это место, где энтузиасты, любящие продукты, могут поделиться и узнать о новейших мобильных приложениях, веб-сайтах, аппаратных проектах и технических разработках.

Блок 3 Тандем райтер — эксперт

Роль автора при подготовке контента в ИТ может выполнять сам эксперт, райтер или редактор. У каждого из них будет своя мотивация писать, но в целом есть три важных причины: продвижение личного бренда, профессиональный рост и деньги. Эксперт может писать для себя и прокачивать свой авторитет в отрасли, формировать личный бренд и просто тешить свое тщеславие. Это всё внутренняя мотивация.

К сожалению, мотивация бывает и внешняя. Например, когда специалисту нужно писать для компании, в которой он работает. Делать он это может, например, потому что об этом попросило руководство — тогда подготовка статей ложится на него в нагрузку к основной работе. Это сложный случай, когда внутренней мотивации у эксперта нет, работа над текстами постоянно стопорится, а в итоге получаются унылые формальные материалы. Здесь есть только один выход — любыми способами переводить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

Например, можно рассказать эксперту, что работа над текстами может быть полезной ему по многим причинам. Во-первых, создание текста помогает провести ретроспективу своих знаний и структурировать их. Во-вторых, по-новому оценить их актуальность и применимость в профессии. Кроме того, автор в процессе подготовки текста общается с коллегами, получает обратную связь в комментариях — все это отличная возможность для нетворкинга и расширения круга профессиональных знакомств.

Идеальный тандем для подготовки полезного и интересного ИТ-текста — это мотивированный эксперт и сильный райтер или редактор. При этом эксперт должен регулярно уделять время на общение с райтером, сбор фактуры и рецензирование текста. Профессиональный райтер знает, как сделать текст лучше, интереснее и понятнее для ЦА. Кроме того он понимает, как выстраивать общение с экспертом, чтобы добиться максимального результата от их взаимодействия.

Нужно ли эксперту прокачивать свои копирайтерские скиллы? Однозначно, да. Чем лучше он может формулировать и излагать свои мысли, тем меньше времени будет уходить на подготовку финальной версии.

Нужно ли автору глубоко погружаться в тематики, на которые он готовит тексты? Необязательно, но чем лучше райтер ориентируется в теме материала, тем меньше будет правок от экспертов. Если вы систематически пишете про информационную безопасность или RPA-технологии, овладеть хотя бы понятийным аппаратом в этих сферах — просто must have.

Зачем айтишнику писать статьи?

Как публикация статей на Хабре помогает ИТ-специалистам продвигаться по карьерной лестнице

Как копирайтеру писать для IT без глупостей и стереотипов

Советы как сотрудничать с экспертами и готовить тексты

Как писать технотексты хорошо, а плохо не писать: 47 главных вопросов и ответов про IT-статьи

Изучите реальных примеры, как правильно работать с технотекстами

Блок 4 Работа с заказчиками

Если вы не планируете на потоке создавать контент для сторонних заказчиков — можете пропустить этот блок.

Взаимодействие с заказчиками, управление их ожиданиями и требованиями — важнейшая часть при работе с текстами. Как понять, что действительно хочет клиент? Как разобраться в контексте его рабочих процессов и предложить оптимальное решение?

Когнитивные искажения, замалчивание истинных мотивов, психологическая несовместимость — всё это может влиять на результат и приводить к «неправильной» оценке финального текста, несмотря на формальное соответствие всем критериям качества.

В моей практике был случай, когда компания после вроде бы удачных результатов резко прекратила сотрудничество. Разобравшись в причинах отказа, я выяснил следующее. Работу с контентом инициировал директор предприятия, которому на самом деле нужно было с помощью публикаций поддержать собственное реноме. На старте выяснить это было практически невозможно, так как запрос сотрудники компании красиво завернули в корпоративные бизнес-цели.

Блок 5 Инсайты и гайды

Полезные советы, личный опыт экспертов и всё, что поможет создать классный ИТ-текст, который понравится всем.

Разные типы IT-текстов: о чем стоит помнить переводчику
Особенности и трудности ИТ-перевода и локализации

Технический специалист и редактор: как написать текст вместе без обид и недоразумений
Как техническим специалистам и редакторам писать тексты вместе, где брать вдохновение и как бороться с синдромом самозванца.

Журнал «Яндекс Практикума» просто и понятно о технологиях и программировании.

55
5 комментариев

Много ссылок, только ссылки ведут не туда, где есть ответы на реальные вопросы. Вы берете слишком широкую тематику, когда нужна конкретика. Что такое "ИТ-тексты"? Я бы с этого начинал. Кто заказчик? Кто клиент?

2
Ответить

такая насыщенная статья ,при изучении нужного и удобного варианта ,есть на что опереться

1
Ответить

спасибо!

Ответить

Полезная статья,спасибо Вам ,сохраню себе

1
Ответить

рад, что полезно

Ответить