Исследование рынка профессионального кухонного оборудования в России: импорт растет опережающими темпами

Рынок профессиональной кухонной техники преодолел сложный период, связанный с введением санкций и падением рубля. В 2017 г. по данным исследовательского агентства MegaResearch совокупный объем потребления в этой отрасли увеличился на 25%, а поставки импортной продукции выросли в 1,5 раза. При этом более половины иностранного оборудования в сегменте холодильных витрин было ввезено из Белоруссии.

Профессиональное кухонное оборудование делится на две больших группы: техника для приготовления и подогрева пищи и холодильные витрины. В 2016-2017 гг. оба сегмента показали схожую динамику развития.

Объем и структура рынка профессионального кухонного оборудования

Объем рынка рассчитывался по традиционной формуле как сумма объемов производства и импорта за вычетом суммарного экспорта. Для удобства сравнения данных по разным сегментам их показатели удобнее всего приводить к стоимостному выражению.

Агентство MegaResearch<br />
Агентство MegaResearch

Как показал анализ агентства MegaResearch, в 2016–2017 гг. оба сегмента рынка профессионального кухонного оборудования росли высокими темпами: объемы потребления техники для подогрева пищи увеличились примерно на треть, прирост продаж холодильных витрин составил 18%.

Структура потребления с точки зрения происхождения товаров в рассматриваемых сегментах отличается: три четверти холодильных витрин производится в России, в то время как оборудование для приготовления пищи по большей части завозится из-за рубежа (примерно 60% от объема рынка).

Текущие тенденции рынка

Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы:

  • Довольно большую роль на рынке занимает отечественное оборудование. Необходимо отметить, что доля российского производства в натуральном измерении (единицах продукции) выше, чем в стоимостном, т. к. импортная техника стоит дороже.
  • Довольно заметная часть произведенной в России техники уходит на экспорт. При этом объем экспорта в 2017 году вырос на 17%. Половина поставок идет в Казахстан, примерно 15% — в Беларусь.
  • Вместе с ростом рынка увеличивается и импорт, причем темпы его роста превышают динамику всего рынка в целом. Это говорит о том, что потребители приспособились к повышению цен, произошедшему в предыдущие годы из-за девальвации рубля, и снова начали заказывать импортную технику.
Агентство MegaResearch<br />
Агентство MegaResearch

Оценка экспортного потенциала российской продукции

По мнению экспертов, текущая динамика рынка профессиональной техники для кухни повлечет за собой рост экспорта, поскольку внутренний спрос увеличиваться такими темпами, скорее всего, не будет. Анализ внешнеторговых поставок в страны Восточной Европы показывает, что наибольший потенциал для закупок российской продукции имеют Казахстан, Чехия, Румыния и Польша. Например, Казахстан, обеспечивающий половину суммарного экспорта из России, в сегменте холодильных витрин 85% продукции импортирует из других стран. Если отечественные производители смогут обеспечить конкурентоспособные условия, объемы поставок в эту страну могут вырасти в несколько раз.

Агентство MegaResearch<br />
Агентство MegaResearch

Среди барьеров, препятствующих развитию экспортной деятельности, можно отметить:

  • высокую конкуренцию с европейскими производителями. В сегменте холодильных витрин очень сильны позиции белорусских поставщиков;
  • отсутствие программы государственной поддержки экспорта в России. Необходимо отметить, что экспортная пошлина на все рассматриваемые виды продукции в нашей стране обнулена, что является существенным плюсом для внешнеторговой деятельности;
  • высокую стоимость экспортной логистики, обусловленную естественным географическими факторами и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой;
  • относительно высокую себестоимость продукции, в том числе и из-за недостаточного развития сети поставщиков субкомпонентов, сырья и материалов.

Несмотря на указанные ограничения, на стороне российских экспортеров слабый рубль, который дает большое преимущество в конкурентной борьбе с европейскими производителями. В противостоянии с белорусскими предприятиями этот фактор заметен менее.

Начать дискуссию