{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Самые частые ошибки в прогнозировании роста новых продуктов: как их исправить

В блоге Carrot quest перевели и адаптировали статью из блога Эндрю Чена, аналитика и предпринимателя с огромным опытом в сфере Growth Hacking.

Сейчас он инвестор в Andreessen Horowitz, раньше был руководителем команды роста в Uber. В своем блоге пишет про механики роста компаний, метрики и развитие стартапов.

Стартапы — это про рост

В первом параграфе текста 2012 года «Почему парикмахерская не может быть стартапом» Пол Грэм заострил внимание на одной важной вещи:

Стартап — компания, созданная для быстрого роста. Это означает, что не все основанные «с нуля» компании могут называть себя стартапами.

Не имеет значения сфера работы, технологии, привлечение инвестиций, продукт на выходе — рост является основой всех основ, и всё, что связано с понятием «стартап», так или иначе связано с ростом в первую очередь.

Есть ещё одна простая причина, по которой владельцы новых продуктов должны сконцентрироваться на росте: вы начинаете с нуля. Без роста у вас нет ничего, и статус-кво для вас верная смерть.

Сопоставьте это с тем фактом, что инвесторы хотят видеть только трекшн, тогда выйти на интересные показатели становится ещё важнее. Действительно — позже в этом эссе Пол говорит о том, как важно добиться «5–7% в неделю».

Достижение этих показателей при попытках показать хоккейную клюшку (то есть стремительный рост) приводит к плохим прогнозам, и вот почему.

Плохие прогнозы

Самая распространенная ошибка, которую я заметил в прогнозах роста продуктов, выглядит примерно так:

В этом примере число активных пользователей — запаздывающий индикатор, и если вы сопоставите этот запаздывающий индикатор с кривой роста, рост действительно будет идти вверх и вправо. При таком раскладе вы просто будете тешить своё тщеславие тем, как трекшн волшебным образом появляется из ниоткуда.

И, конечно же, все эти кривые роста выглядят одинаково: как плавные, самые настоящие хоккейные клюшки. Проблема в том, что рост никогда не бывает простым и гладким. В реальности вы поочередно вкладываетесь в разные каналы, развиваете PR в начале работы, но в конечном итоге это не масштабируется.

Затем вы переключаетесь на другой канал, что занимает какое-то время, но он тоже глохнет. И вам приходится выбрать одну из очень немногих моделей роста, которая может масштабироваться до высокого уровня.

Суть в том, что ежемесячный прирост на фиксированный процент скрывает детали механизма, который в первую очередь необходим для генерации роста. Это разъединяет необходимые для успеха действия с результатом от этих действий и делает разрозненными вложения и выхлоп от них.

Другими словами: этот тип прогнозирования не очень полезен. Что хуже, он убаюкивает вас ложным чувством безопасности с того момента, когда «предполагаемый успех» становится основой всей модели, тогда как предпринимателям стоит ожидать обратного.

Лучше будет строить прогнозы, фокусируясь на входных данных, а не на итоговых.

Как исправить такой прогноз

Более полная модель начинается с другой основы. Она будет:

  • Сконцентрирована на опережающих индикаторах, характерных для вашего продукта или бизнеса — не на шаблонных метриках вроде MAU, количестве зарегистрированных пользователей и подобных.
  • Базируется на вложениях, а не на метриках тщеславия.
  • Продемонстрирует ряд шагов, которые покажут, какой выхлоп получится в результате.
  • И как необходимо масштабировать вложения для модели, чтобы масштабировать результат.

Короче говоря, чем тратить время на предсказания, лучше сконцентрироваться на работе над темпами роста.

Если вы планируете удвоить доход своего SaaS-продукта и достичь этого с помощью удвоения количества лидов, которые попадут в вашу воронку продаж через контент-маркетинг, окей, тогда мне очень интересно, как вы собираетесь масштабировать свой контент-маркетинг. А ещё сколько контента нужно будет публиковать и, соответственно, сколько новых людей вам нужно будет нанять.

Ещё это значит, что если вам хочется удвоить количество установок в день и вы планируете сделать это с помощью приглашений, мне хотелось бы понять, как вы будете удваивать количество приглашений или их конверсию.

Или, что ещё лучше, произнесите всё это в обратном порядке, начиная с вложений и заканчивая результатами.

Вложения — это то, что вы действительно контролируете

Сфокусируйтесь на вложениях, потому что на них вы действительно можете повлиять. Предполагаемый результат — это всего лишь то, что случится, если всё пойдет по плану.

Главная польза этого анализа в том, что он помогает определить главные узкие места. Если вы планируете удвоить выручку за счёт увеличения команды продаж в пять раз, когда сложно найти даже одного–двух хороших специалистов, вы поймёте, насколько это далеко от реальности.

Если ваша модель лидогенерации основана на SEO и вам хочется верить, что поисковые системы будут индексировать ваш свежий контент быстрее и лучше чем когда-либо, это тревожный звоночек.

Но недаром говорят:

«Ни один план не выдерживает столкновения с врагом», — один умный прусский военный.

Держите это в уме, пока возитесь с формулами в Excel, и все будет в порядке.

P. S.

Если у вас в закладках тоже лежат отличные зарубежные статьи — делитесь с нами в комментариях, будем очень благодарны. Возможно, мы не удержимся и переведем их тоже.

Автор перевода: Яна Никулина.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Mikhaylov

Стартап - это организация, которая осуществляет поиск успешной бизнес-модели.
Growth Hacking - это про масштабирование, но перед тем как что-то масштабировать, нужно что-то создать пригодное для масштабирования.

"Есть еще одна простая причина, по которой владельцы новых продуктов должны сконцентрироваться на росте: вы начинаете с нуля" - полная хрень. Ноль умноженный на Х100 - это ноль.

Для каждой стадии проекта нужна концентрация на своих вещах. В начале нужна концентрация на поиске и верификации бизнес-модели, потом на масштабировании, но до него 90% проектов даже не доживают.

Ответить
Развернуть ветку
Yana Nikulina

Думаю, что рост вполне возможен параллельно с поиском и верификацией бизнес-модели. И Эндрю Чен бы с вами поспорил :)

Ответить
Развернуть ветку
Пончик с клубничным джемом

А смысл тратить время, силы и фокус на масштабирование, если бизнес-модель неуспешна?

Ответить
Развернуть ветку
Shit in Products

Как-то все части статьи не связаны между собой.
И в итоге я не понял, как исправить ошибки в прогнозировании.

Ответить
Развернуть ветку
Yana Nikulina

Чтобы лучше разобраться в том, что Эндрю имел в виду, можно почитать его материал про фреймворк роста. Его мы тоже перевели и опубликовали в блоге в трех частях:

https://www.carrotquest.io/blog/growth-framework/
https://www.carrotquest.io/blog/growth-framework-part-2/
https://www.carrotquest.io/blog/growth-framework-part-3/

Ответить
Развернуть ветку
Shit in Products

Яна, речь о том, что смысл статьи не понятен, если не прочитать еще три. Это не очень нравится читателю, ведь он тратит время, а дисклаймера с предупреждением в начале нет.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Косых
делает разрозненными вложения и выхлоп от них.
Базируется на вложениях, а не на метриках тщеславия.
необходимо масштабировать вложения
начиная с вложений и заканчивая результатами.
Вложения — это то, что вы действительно контролируете
Сфокусируйтесь на вложениях, потому что на них вы действительно можете повлиять.

Нихрена не ясно, что делать-то? И что за "вложения" в данном контексте?

Ответить
Развернуть ветку
Yana Nikulina

Под вложениями Эндрю подразумевает все усилия, направленные на рост продукта. Это могут быть денежные инвестиции, маркетинговые кампании, эксперименты, все в этом духе.

Вместо того, чтобы уделять много внимания эфемерным прогнозам, он предлагает отслеживать эффективность каждого конкретного действия и концентрироваться на том, что действительно работает для отдельно взятого бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда