​Цифровые эмоции: как манипулируют общественным мнением через эмодзи?

Как общество реагирует на вооруженный мятеж ЧВК «‎Вагнер»? Почему эмодзи — новый канал выражения общественного мнения? И как манипулировать массами, используя телеграм-каналы?

Человек в эпоху эмодзи

Социальные сети успешно укрепились в массовом пользовательском мире. Утро мы начинаем с проверки уведомлений. Перед сном проводим ритуал прощания с умной лентой, которая готова предложить тебе всё, лишь бы ты задержался на лишнюю минуту. Комментировать действия Homo Digital со смартфоном в течении дня излишне. Неполиткорректно, так сказать.

Человек растворяется в цифровом пространстве. И это вовсе не плохо. Технологии AR, VR, Нейросети и далее успешно применяются профессионалами рекламного ремесла. Не упоминаем тех, кто создает техническую основу кибер-праздника. Но следует признать некоторое уникальное знание игроков масс-медиа.

Цифровой мир — мир, сконструированный технологиями.

Следовательно, нам необходимо объективизировать все проявления «‎человеческого» в цифровом пространстве. Эмоции трансформируются в эмодзи. Персональные stories переснимаются блогером (хотя сейчас каждый блогер — понятие размыто) несколько раз с целью передать «‎живую» атмосферу. Эмоции рационализированы. Поясним: эмоциональную реакцию, будь то ярость или улыбка, невозможно воспроизвести. Любое копирование убивает мгновенность и естественность «явления чувств». А значит, второе и последующие «‎пришествия» создаются искусственно. Эмодзи и прочие псевдо-эмоции — реконструкция или кривое зеркало «‎настоящего». А раз это сконструированный объективный феномен, то он может использоваться сознательно. С целью выражения определенной позиции по спорному вопросу.

​Цифровые эмоции: как манипулируют общественным мнением через эмодзи?

Прежде, чем мы перейдем к семантическому анализу эмодзи в поле масс-медиа, да простят меня лингвисты, введем читателя в коммуникативный дискурс. «Компостом» изучения выступает телеграм-канал «‎РБК» и его материалы. Также затронем телеграм-канал «‎Пресс-служба Пригожина». Тематикой выступает вооруженный мятеж ЧВК «‎Вагнер» под руководством господина Пригожина. Ключевое понятие «‎вооруженный мятеж» используется в соответствии с официальной позицией действующих властей. Нашей целью является выдвинуть гипотезу о манипуляции общественным мнением через эмодзи. Следовательно, проанализируем 10-15 постов. Для публикации выделим 4-5 самых «горячих».

Реакции читателей «‎РБК» на вооруженный мятеж

1. Минобороны обращается к бойцам ЧВК «‎Вагнер»

​Цифровые эмоции: как манипулируют общественным мнением через эмодзи?

Начнем с утреннего заявления Минобороны. Читатели оценивают обращение к бойцам в 797🤡, 270👍 и 156🤣. Сначала нам необходимо декодировать предположительные индивидуальные смыслы, заложенные в смайлики.

Напомню основной тезис, что эмоция в данном случае — выражение политической позиции читателя. Далее смысл медиа-текста в посте будет считаться политической идеей. И раз уж мы в сфере «‎политического», то интерпретировать будем следующим образом:

  • 🤡 — Клоун. Выражение насмешки, высмеивания политической идеи. Позиция несогласия или лживости транслирующего. Для визуализации отношения прикладываю несколько мемов.
  • 👍 — Одобрение. Позиция согласия, одобрения или поддержки политической идеи.
  • 🤣 — Сильный смех. Позиция непринятия и высмеивания политической идеи. Как правило, такой реакцией отмечаются непопулярные политические заявления.

Представленные эмодзи являются самыми популярными у подписчиков телеграм-канала «‎РБК». Остановимся на них. Эмодзи рассматриваются как рейтинг согласия/несогласия с политической идеей. Доминанта определенного смайлика ассоциируется с глобальным мнением читательской аудитории. Подписчики телеграм-канала анонимны, комментарии закрыты. Следовательно, читательская аудитория может выражать политическое мнение только через эмодзи.

Так, утреннее заявление Минобороны оценивается в в 797🤡, 270👍 и 156🤣. Следовательно, активная аудитория «‎РБК» не принимает позицию Минобороны.

2. Евгений Пригожин занял ЮВО в Ростове-на-Дону.

​Цифровые эмоции: как манипулируют общественным мнением через эмодзи?

Следующая новость набирает 319👍, 128🤯 и 53🤡. Данная политическая идея рассматривается с двух ключевых позиций. Предположительно, высокий рейтинг одобрения действий ЧВК «‎Вагнер» и невероятность происходящих событий.

  • 🤯 — Ошеломление. Читатель находится в неопределенной позиции, удивлен и ошеломлен политической идеей или событием.

Представленные на скриншоте реакции подразумевают, что активная читательская аудитория «‎РБК» одобряет действия Евгений Пригожина. Также публика ошеломлена происходящими событиями.

3. Подготовка к обращению В. Путина.

​Цифровые эмоции: как манипулируют общественным мнением через эмодзи?

Новость посвящена подготовке к экстренному выступлению В. В. Путина из-за происходящих событий. Как видно из поста, некоторый процент читательской аудитории «‎РБК» считает заявления господина Пескова «смешными» или «клоунскими». Ряд подписчиков одобряет политическую идею. Соответственно, эмоджи-рейтинг распределился 684🤣, 418🤡 и 186👍

4. Чеченские бойцы готовы подавить мятеж.

​Цифровые эмоции: как манипулируют общественным мнением через эмодзи?

Данный пост оценивается читателями телеграм-канала «‎РБК» следующим образом — 1256👍, 747🤡, 200👎. Рейтинг одобрения/неодобрения политической идеи находится примерно посередине от общего числа реакций.

  • 👎 — антипод реакции Одобрения (👍). Выражает позицию несогласия с политической идеей, неприятие события или действия.

Декодируем реакции. Около половины активных читателей «‎РБК» поддерживают заявления Рамзана Кадырова о подавлении мятежа. При этом, треть подписчиков, которые оставили реакции, выражают несогласие и клоунскую насмешку. Еще 200 человек не одобрили происходящее событие.

5. Досрочное освобождение осужденных — закон подписан.

​Цифровые эмоции: как манипулируют общественным мнением через эмодзи?

Последняя новость. «‎Владимир Путин подписал закон о возможности досрочного освобождения осужденных после заключения контракта о службе в Вооруженных силах». Аудитория «‎РБК» оценила подписание закона в 525👎, 221🤡,127👍. Смею предположить, что активные читатели издания выступают против принятия закона. Ряд подписчиков поддерживают президентскую политическую идею.

На этом блоке мы заканчиваем с презентацией материалов «‎РБК».

Массовая реакция на «маневр Пригожина»

Давайте обратимся к «‎Пресс-службе Пригожина». Показательный пример оценки политического акта массовой распыленной аудиторией. А распылена она благодаря тому, что в период «‎вооруженного мятежа» у телеграм-канала было значительное число «‎попутчиков» — тех, кто не является ядром «‎Пресс-службы Пригожина». Следовательно, выделить реальную политическую позицию подписчиков невозможно. Но «‎цепляемся» мы за массовую аудиторию. Рассмотрим один пример. Достаточно показательный.

Слева представлен повседневный пост «‎Пресс-службы Пригожина». Совокупная «‎поддержка» составляет 50 тысяч реакций (37.3k❤, 11.6k👍). В период «‎однодневных событий» каждый пост содержал плюс-минус одинаковые цифры. Аудитория «‎Пресс-службы Пригожина» поддерживала политические действия ЧВК «Вагнер». Но дальше последовал известный «маневр Пригожина» — уход подразделений в полевые лагеря согласно плану, договор между Е. Пригожиным и действующей властью при посредничестве А. Лукашенко. Это событие «взорвало» массовую распыленную аудиторию.

Справа представлен последний на момент анализа пост. Он сообщает об успехе «марша справедливости», отказе от пролития русской крови и развороте колонн в полевые лагеря. Пост оценивается в 289.9k🤡 и 101.6k👎. Массовая распыленная аудитория выражает резкое несогласие и «насмешку» над действиями ЧВК «Вагнер». Число недовольных реакций стремительно растет. За «разворотом» колонн последовал «разворот» в медиа-поддержке.

Время перейти к выводам.

Эмодзи в эпоху массмедиа

Мы посмотрели несколько примеров использования эмодзи в политическом отношении. Анонимность и закрытые комментарии «рождают» феномен политического акта через смайлики. Массовый пользователь выражает позицию через реакцию на пост. И это приводит меня к нескольким гипотезам. Это не научная работа. Многие феномены, выявленные здесь, требуется верифицировать. Следует перепроверить гипотезы на других платформах. Опросить подписчиков. Провести более доказательные исследования. Но несколько мыслей у меня, все же, есть.

Эмодзи — инструмент выражения политической позиции пользователя в сети.

Следовательно, проявления реакция также влияют на другого читающего пользователя. Эмодзи «конструируют» отношение наблюдающего к политической идее через влияние на его представление о мнении аудитории. Этот факт позволяет манипулировать сферой массового сознания. Реакции могут «нагоняться» инструментально.

Эмодзи можно использовать для оценки политической позиции аудитории. Но следует учитывать фактор влияния «извне» — политический противник может привлечь «активистов-реакционистов» и исказить поле эмодзи. А значит, изменит представление о политических отношениях.

Также хочется затронуть фактор удобства пользователя. Как правило, юзер выбирает реакцию из уже проставленных. Предположим, что из популярных трех. Это формирует «рамку выбора» — пользователь закладывает собственную политическую идею в оформленный фрейм-эмодзи. Следовательно, возникает деформация политического смыслового поля.

Эмодзи — «кривое зеркало» политического мнения пользователя в сети

Если Вас интересует разбор и аналитика рекламной отрасли, нейросети и изучение сферы PR, то присоединяйтесь к моему каналу «Деконструкция массмедиа». Здесь как раз недавно вышел материал «Ориентация в медиа во время войны».

На этом у меня все. Спасибо за прочтение👍

11
2 комментария

Зря к эмодзи привязываете. Идея хорошая, правильная, но с пачкой вывихов. Эмодзи - костыль для выражения реакций, притом крайне ограниченный. делать по нему какие-то выводы - грешно.
Ну, и в качестве иллюстраций всё же графики и диаграммы были бы интереснее, чем скриншоты. Наглядности нету.

1
Ответить

Дополняю пост. Крупные СМИ, включая некоторые «нежелательные», активно используют реакции пользователей для формирования образа Е. Пригожина. Прикладываю скриншот списка новостей из гугла (где отсылаются на эмодзи).

1
Ответить