Взвесьте все “за” и “против”

Взвесьте все “за” и “против”

Добросовестные франчайзеры публикуют актуальные статистические данные о собственных франчайзинговых системах. Такая информация очень полезна для потенциального инвестора: тщательно продуманная франчайзинговая программа обещает исключительные выгоды. Однако сделанная по шаблону и плохо управляемая франшиза не принесет ожидаемой отдачи. Подобных проектов следует избегать.

Большинство франчайзеров являются владельцами предприятий, действующих в рамках закона и ищущих для работы квалифицированных операторов. Эти франчайзеры не обманывают потенциальных франчайзи, публикуя дискредитировавшую себя отраслевую статистику.

Давайте рассмотрим наиболее важные “плюсы” и “минусы” вашего решения стать франшизодержателем.

Преимущества инвестирования во франшизный бизнес

Взвесьте все “за” и “против”

Ваши шансы на успех в франчайзинге зависят как от выбранной вами франчайзинговой системы, так и от и ваших управленческих способностей. Хорошо структурированная и умело управляемая бизнес-модель, гарантирующая поддержку франчайзи, как правило, оправдывает надежды инвесторов. Рассмотрим основные достоинства такого капиталовложения.

Общие конкурентные преимущества

Взвесьте все “за” и “против”

Потребители брендовой продукции привыкают к определенному уровню сервиса в любом фирменном заведении. Кроме сетевого названия и декора, покупателям тут гарантированы продукты и услуги ожидаемого качества.

Независимо от характера предложений компании - инновационных или стандартных, - секрет ее успеха определяет, скорее, их неизменность. Постоянные клиенты большой брендовой сети точно знают: какой бы фирменный объект они не посетили, их ожидает один и тот же продуктовый ассортимент и привычная система обслуживания. Даже если торговая точка расположена за границей, потребители верят: брендовое качество предлагаемого продукта им тут обеспечено.

Такое восприятие брендовых сетей формирует для новых франчайзи клиентскую база ко дню открытия заведения, а иногда и до этого момента, благодаря розничной рекламе. Брендинг позволяет начинающим франшизодержателям конкурировать с уже укрепившимися на рынке независимыми операторами и даже с другими франчайзинговыми и нефранчайзинговыми сетями.

Арсенал средств для достижения успеха

Взвесьте все “за” и “против”

Некоторые франчайзи-новички думают, что первоначальный взнос за право приобретения франшизы представляет собой определенное неудобство. На самом деле, заплатив требуемую сумму, новый владелец подразделения получает отлаженную систему, протестированную временем и франчайзером. “Стартующему” сотруднику предоставят весь необходимый инструментарий для успешного ведения бизнеса:

  • комплексное обучение;
  • маркетинговые программы для продвижения бренда;
  • помощь с дизайном интерьера помещений;
  • оборудование по сниженной стоимости и др.

К тому же, франчайзи всегда может попросить совета франчайзера или своих коллег по мере возникновения трудностей.

“Плюшки” работающей франшизы

С момента открытия франшизного подразделения франчайзи может рассчитывать на помощь консультантов на местах. Это специальный персонал, назначаемый франчайзером для поддержки своих сотрудников. Во франчайзинге очень ценится плечо коллеги, ведь все находятся “в одной лодке”.

Владелец франшизы пользуется всеми преимуществами компьютерной системы, а именно продвинутыми программами по отслеживанию продаж и затрат. Он также имеет в своем распоряжении профессионально разработанные маркетинговые стратегии и планы проведения торжественных мероприятий. Мало кто из индивидуальных предпринимателей может позволить себе такие рычаги управления бизнесом.

При условии наличия большого количества франчайзи на рынке рекламные потенции бренда увеличиваются. Происходит это из-за распределения затрат по локациям. Франчайзинговые системы имеют возможность тестировать и модернизировать свою продукцию и услуги, чтобы оставаться впереди в конкурентной гонке. К тому же, когда франчайзер достигнет так называемой критической массы путем развития нескольких подразделений, его система сможет получить лидирующую позицию на местных рынках.

Минусы инвестирования во франшизу

Однако франчайзинг связан не только с преимуществами, но и с подводными камнями, о которых нужно помнить.

Утрата независимости

Если вы хотите самостоятельно принимать решения, касающиеся вашего бизнеса, франчайзинг - это не совсем то, что вам нужно. Ведь в таких системах тон задает франчайзер, а вам нужно будет соответствовать стандартам, установленным им.

Однако высокий уровень зависимости от брендовых “оков” иногда может выйти боком. Франчайзи, который плывет по течению и полностью полагается на систему, теряет способность к развитию. Владелец подразделения должны уметь уравновешивать ограничения франчайзера своим собственным управленческим мастерством. К примеру, если франчайзи рассчитывает только на национальную рекламу и не инвестирует средства в местный маркетинг, вряд ли его ждет крупный успех. И вообще, если франчайзи всегда будет полагаться только на франчайзера и на помощь консультантов, все стороны окажутся в проигрыше.

Нерадивые коллеги

Как известно, основным фактором успеха во франчайзинге является однородность качества на всех точках. Если потребитель остается довольным продукцией или услугой, предоставляемой одним франшизным подразделением, он уверен, что и другие филиалы системы работают на высоком уровне. Ожидания клиента - это один из существенных факторов напряжения во франчайзинге. Вас будут судить не только по успешности вашей точки, но и по результатам ваших коллег.

Если франчайзи плохо выполняют свою работу, это может навредить остальным игрокам рынка. Если, например, в одном из гостиничных номеров франшизной системы грязно, или, того хуже, пресса сообщила о наличии в нем грызунов, публика будет уверена, что такие же или подобные проблемы характерны и для других отелей этого бренда. В условиях сегодняшнего информационного поля скрыть что-либо невозможно, и “прокол” одного тут же ложится клеймом на остальных.

Завышенные ожидания в отношении доходов

Некоторые потенциальные франчайзи питают иллюзии по поводу предстоящих “сверхприбылей”, хотя ответственные франчайзеры и честные сотрудники по продажам франшизы стараются предотвратить подобное. Напрасные ожидания оборачиваются разочарованием. Реальный заработок заставит франчайзи сожалеть о потраченных инвестициях, времени и силах. Упадническое настроение не пойдет на пользу делу. Умение ставить реалистичные финансовые прогнозы важно для любого инвестиционного решения.

Поэтому важно, чтобы вы заранее четко определили, может ли выбранная вами франшиза удовлетворить ваши финансовые потребности.

Негибкость франчайзинга

Франчайзинговая система базируется на юридических соглашениях между франчайзером и каждым франчайзи. Часто эти соглашения содержат ограничения, которые потенциально влияют на способность франчайзера принимать стратегические решения. Например, если независимый предприниматель находит идеальное место для нового магазина, ничто не мешает ему открыть свой бизнес в этом месте.

В системе франчайзинга все гораздо сложнее. Правообладатель должен сначала перечитать юридические соглашения между собой и каждым франчайзи и убедиться в том, что открытие новой точки в намеченном месте не нарушает чьих-либо прав. Если франчайзер предоставил франчайзи право устанавливать бизнес-отношения на определенных территориях и потенциальное местоположение находится на одной из этих территорий, то франчайзинговая система может упустить свою рыночную возможность. В таких случаях увеличиваются шансы конкурентов, не связанных подобными контрактами.

Аналогичная ситуация может возникнуть, если намерение франчайзера внедрить в систему новый продукт или услугу противоречит договорным обязательствам с франчайзи.

Франшизный договор

Каждый договор франшизы закрепляет права и обязанности, которые франчайзи и франчайзер соглашаются соблюдать. Следует вникнуть в каждое положение этого документа, прежде чем его подписывать.

Указанные в договоре права и обязанности - обоюдоострый меч. Они могут как способствовать успеху франчайзи, так и стать на его пути.

Прописанные в контракте ограничения могут касаться:

  • возможности предлагать определенные продукты и услуги;
  • расширения рыночной территории или эксклюзивного права на нее;
  • самостоятельного ведения маркетинговой политики;
  • продолжения деятельности после отказа следовать системе, вкладывать дополнительные инвестиции, необходимые для ремоделирования или приобретения нового оборудования;
  • дополнительных расходов на роялти, рекламу, повышения квалификации и прочих вложений, способных снизить доходы франчайзи.

Многие франчайзеры сегодня сокращают размер территорий, выделяемых для деятельности франчайзи. Некоторые предоставляют эксклюзивные права на определенную территорию только на короткий период времени. А кто-то вообще исключает такие права. В долгосрочной перспективе, даже при рыночном преимуществе системы франчайзинга, это может повлиять на продажи конкретной единицы.

1717
Начать дискуссию