Между P и I: как PR поможет на каждом этапе общения с инвестором

Многие стартапы рассматривают отношения с инвесторами и привлечение капитала как свой ключевой приоритет, забывая при этом про другие части коммуникации бизнеса – в частности PR. В этом материале я бы хотел поделиться своим опытом организации взаимодействия между IR и PR.

Я занимаюсь IT-стартапами в различных отраслях уже более 7 лет. За это время основал четыре компании (ClickLand, ZUBMILL, Miplants, DeHedge). Свой первый стартап ClickLand я продал федеральной ИТ-компании БАРС Груп. В акционерный капитал компании DeHedge мне удалось привлечь более $1 500 000, в свои предыдущие проекты – более $350 000. Во многом это получилось, благодаря правильной информационной поддержке, поэтому в этой статье я хотел бы рассказать, почему важно корректно выстроить работу между PR и IR.

Все, кто начинает свой бизнес, имеют в голове четкий план его становления. Основатель компании – это не просто человек с идеей, это визионер, который «продает» образ успешного будущего своей компании и путь к нему инвестору. В свою очередь PR-менеджер транслирует этот образ во внешнюю среду, которую инвестор также изучает перед принятием решения.

В идеальном мире PR и IR работают рука об руку. Координирование управления имиджем публичной компании и связей с инвесторами выстраивает единый образ, помогает повысить оценку и бизнес-результаты. Узнаваемость бренда, ценность продуктов, ключевые финансовые показатели – по факту это разные грани одной цельной и успешной компании. Поэтому важно подключать PR на каждом этапе работы с инвесторами, чтобы добиться максимально эффективных результатов. Разберемся, как это работает.

Этап №1. Подготовка к привлечению

Вы решили привлечь денежные средства в ваш проект, подготовили отличный бизнес-план, питч и инвест-презентацию и уже даже начали назначать встречи. У меня все равно плохие новости для вас – вы немного опоздали.

Я рекомендую начинать организовывать информационную поддержку за 3-4 месяца до начала активного общения с инвесторами.

Тем не менее и здесь есть небольшая хитрость – многие стартапы пишут в редакцию с предложением написать о них и их продукте. Опубликованные кейсы с рассказом о вас – это хорошо, однако нужно смотреть на вещи глубже и формировать прежде всего знание о проблематике и уже потом демонстрировать вашу компанию как средство решения проблемы.

Вот типы материалов, которые вы можете использовать в качестве информационной активности:

  • Обзор рынка, где можно показать, как та или иная проблема решается на разных рынках различными игроками и опубликовать и информацию о себе.
  • Обзор трендов и формирование прогнозов. Такие статьи хорошо привлекают внимание других игроков отрасли – а профессиональное обсуждение материала в фейсбуке или в комментариях под статьей демонстрирует востребованность и актуальность данной темы.
  • Аналитические материалы, особенно если в процессе создания компании вы провели глубинные исследования, результаты которых могут быть важны для вашей отрасли.
  • Комментарии под тематическими статьями и комментарии лидеров мнения по поводу вашего бизнеса или идеи.

Многих пугает перспектива выходить публично со своей идеей до того, как деньги привлечены. Я рекомендую не бояться этого, потому что, если у вас действительно ценный и стоящий продукт, ваши конкуренты не смогут его воссоздать за два-три месяца, а вы все равно сделаете себе хороший репутационный задел для будущего.

Этап №2. Встреча или переговоры

Инвесторы, аналитики фондов или IR-менеджеры всегда готовятся ко встрече и, конечно же, первым делом идут в поисковики за информацией. Причем эта статистика в принципе характерна для b2b-сегмента.

По данным Think with Google, 71% b2b-клиентов начинают изучение компании с онлайн-поиска, при этом 80% ЛПР, принимающих решение, предпочитают получать информацию из публикаций, а не из рекламы

Именно поэтому аналитики собирают информацию и опираются на топовые СМИ или мнения экспертов по определенным тематикам. Если вы заранее проработаете этот момент, перед встречей ваши потенциальные инвесторы уже буду представлять, кто вы и куда стремитесь. Это позволит снять напряжение и затратить меньше времени на «знакомство». У этого есть и другой плюс – наличие интересных публикаций в авторитетных СМИ также может помочь в организации самих встреч.

Этап №3. Фоллоу-ап

Фоллоу-ап - это не просто отправка презентации после встречи, это демонстрация результатов, которые вы достигли и планы по следующим шагам. Часто инвестора необходимо вовлекать в проект, создавать активности чтобы ему было интересно и он горел этим проектом. Поэтому в фоллоу-ап я рекомендую включать информацию об изменениях, которые происходят с проектом или бизнесом, а также ссылки на статьи, где пишут про вас или ваши комментарии на релевантные тематики. Все это позволяет эффективно завоевать доверие инвестора.

Этап №4. Заключение сделки

Про заключение сделки, конечно же, надо писать. Но я предлагаю вам подойти к этому креативно и не просто разослать пресс-релиз.

Лучше организуйте интервью с инвестором, чтобы показать, как он смотрит на эту сферу и отрасль, почему он выбрал именно этот проект и на какие перспективы рассчитывает.

Это сыграет гораздо лучше для вашего имиджа и продемонстрирует актуальность и важность отрасли.

Я надеюсь, мои рекомендации пригодятся вам в общении с инвесторами и вы сможете эффективно организовать взаимодействие между вашим PR и IR.

#pr #ir #инвестиции

99
4 комментария

Круто, Михаил! 🚀👌 Это полезно и структурно. 👍👏 Благодарю!
Ремарочка: Мой опыт говорит, что нужно также учитывать - сам процесс публикаций (PR) это отдельный навык который обычно требует времени и сил, особенно примерно за 1,5 года до начала PR компании. Или конечно аутсорсить если есть возможность 🤗 В таком случае процесс можно уложить быстрее.

1
Ответить

Отдавать лучше проф пиарщикам. У них не будет сложностей разместить статью. И они знают на каком "языке" говорить с журналистом)

Ответить

Очень полезная статья, спасибо. Еще хотелось у вас узнать какую форму юр лица предпочтительнее выбрать стартапу, ведь это тоже не маловажный момент

Ответить

Спасибо за отклик. Самое простое выбрать ООО, а вот систему налогообложения уже исходя из вашего бизнеса.

Ответить