{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как распознать обман в рекламе

Пошаговая инструкция применения мозга

Вода по 7000 рублей за комплект из 12 бутылок фото: Voss

Доверие к рекламе постоянно падает, а потребление рекламируемых услуг и товаров постоянно растёт. Дело в том, что маркетологи становятся всё хитрее, а психологические уловки — всё технологичнее.

Например, есть история с водой Voss, бутылка которой стоит несколько сотен рублей. Про неё журнал Vice написал «если приложите бутылку к уху, то услышите смех норвежских маркетологов».

Можно легко понять, почему автор пишет так остервенело — ведь это просто вода, чистая и не более. Она не содержит капель из джакузи Далай Ламы или частиц слюны Виктора Цоя, и не дарует вам вечную жизнь.

Одна из рекламных фишек, которые так любит Voss — описывать, как их вода вытекает из естественно замкнутого артезианского источника, фильтруясь через уголь по пути, не вступая в контакт с воздухом и загрязнителями. Это было опровергнуто документальным фильмом Drop of Luxury. Ведущие гидрогеологи предположили, что эта вода полностью соответствует муниципальной, которые «счастливцы из Ивеланда (место добычи Voss) ежедневно чистят свои бобы и наполняют ванны». Ни одна вода ни за какие деньги не сделает так, чтобы ты пил 0,5, а эффект был как от 2 литров, которые и надо выпивать в сутки.

Но все же этот пример довольно прост и распознать обман в рекламе порой бывает невозможно. Пока не попробуешь, не почитаешь, не поинтересуешься глубже — не узнаешь. Универсальный совет такой: включайте голову, не ленитесь проверять информацию и будьте внимательны. Для простоты стратег студии Pinkman и основатель агентства SenseSay Александр Никифоров подготовил пошаговую инструкцию по использованию мозга во время просмотра рекламы и баннеров.

Шаг 1. Включай здравый смысл

Времена, когда реклама могла нагло обманывать прошли. AXE-эффект давно не привлекает девушек, Fanta не останавливает поезд, а врачи не рекламируют сигареты.

Когда-то врачи рекламировали сигареты

От лжи нас надежно защищают две вещи: закон о рекламе и здравый смысл. Рассмотрим подробнее оба этих фильтра. С законом всё понятно, он запрещает любые формы обмана, обеспечивает достоверность и добросовестность, ограничивает искажения информации и заблуждения потребителей. А здравый смысл надо подключать каждый раз, когда вы сомневаетесь в правдивости рекламного сообщения. То есть всегда. Одни и те же уловки могут рекламировать как хороший, так и плохой продукт. Например, для впаривания часто используют звёзд. Почти всегда звезда в рекламе — это обман, но есть исключения: Познер в ролике Альфа-Банка, вероятнее всего действительно является его клиентом. Тимати в рекламе Lays — вряд ли ест эти чипсы.

Шаг 2. Настрой «призму подозрительности»

Вот подсказки, которые сформируют «призму подозрительности» просмотра:

  • Стиральную машинку не починит добавка для порошка,
  • Магия чёрного не отличается от магии белого,
  • Чёрный гель для бритья не делает тебя круче,
  • Зубная паста не сделает зубы блестящими,
  • Декоративный крем не избавит от морщин,
  • Фруктис не вылечит волосы за 3 применения,
  • Рубашка не станет такой идеально белой, как на картинке.

Например, профессиональную косметику с лечебными свойствами можно купить только у косметологов или использовать в салоне. Вся остальная косметика не работает, поэтому она и называется декоративной. Такая косметика не омолаживает, не разглаживает и не лечит волосы. Странно было бы верить картинкам ДО и ПОСЛЕ в рекламе продуктов этого типа. Посмотрите, какими стали волосы героини после шампуня:

Любая модель скажет вам, что без похода в салон и профессиональных процедур такой эффект получить невозможно.

Шаг 3. Не верь аппетитным картинкам

Особенно при просмотре роликов о еде и напитках. Есть миллион способов вкусно показать котлету, только это не значит, что и в жизни она окажется вкусной. Посмотрите, как снимают еду для рекламы:

Не верьте красивым картинкам, аппетитным булочкам и слюновыделяющим кадрам жареного мяса. Вместо кофе на съёмках используют соевый соус, вместо конденсата глицерин, а вместо сыра — клей.

Шаг 4. Опасайтесь финансовых предложений

Новые схемы обогащения в рекламе — это почти всегда обман и ловушка. Если это не информирующая реклама известных банков о новых тарифных ставках, то надо обязательно включать мозг и вспоминать о том, как много людей пострадало от пирамид, форексов, серых схем и валютных кредитов. Конечно, чаще всего виновата не реклама, а нечестный продукт, но это как разделять пулю и пистолет: какая разница, что именно продырявило тебе колено?

Помните рекламу Кэшбери? А Лёню Голубкова? Сейчас всё переформулировалось в блокчейн и микрозаймы, но принцип отъёма денег у населения не изменился. Без здравого смысла оценивать на честность такие ролики бесполезно. Почитайте отзывы перед тем, как переводить деньги кому-то на карту. Развод легко определить, если вы слышите инструкции о том, как с нуля стать миллионером за один день. Такого не бывает и никогда не будет. Даже если богатство вам обещает Бузова — не верьте.

Шаг 5. Режим подозрительного Фрая

Реклама в интернете ничем не отличается от обычной: здравый смысл и способность проверять информацию — наш лучший фильтр. Работают те же методы. Если вы видите знаменитость ролике или картинки «ДО и ПОСЛЕ» в баннере — тут же включайте режим подозрительного Фрая.

Не доверяйте спецпроектам с блогерами: они не пользуются рекламируемыми брендами, они просто про них рассказывают за очень большие деньги. Если пользуются, то это крайне редкое совпадение и специально об этом они не пишут.

Шаг 6. Вспомните, что чудес не бывает

Иногда обещания прикрываются «исследованиями» и сложными формулами. Особенно часто информация преподносится как проверенная в рекламе фармацевтики. Чтобы уличить обман по сложной теме — придётся изучить сложную тему.

Схему вы уже поняли: подслащенные леденцы с ментолом не могут вылечить ангину, но боль ненадолго снимут. Достаточно ненадолго запустить извилины, чтобы разоблачить чудесные выздоровления за минуту и сомневаться в радостном работнике офиса, который секунду назад умирал от простуды, а теперь счастливо кувыркатеся между принтерами. При этом и тут, конечно, есть честные производители мази, их просто выявить, почитав состав лечащего средства или посоветовавшись с врачом. Тот же подход к противовирусным препаратам: достаточно поглубже погрузиться в тему, чтобы понять, что врёт реклама всех средств типа: Кагоцел, Арбидол, Амиксин, Инговерин, Полиоксидоний, и так далее.

Не существует эссенциальных фосфолипидов для печени с доказанной клинической эффективностью. Это все препараты и роликов типа эссенциале, эссливер, резолют, фосфоглив и т.д. Сложные, опасные и действующие препараты не рекламируют по телевизору — их может выписать только врач. Пара кликов мышкой и мы понимаем, что «кремлёвской таблетки» не существует. Насторожитесь, если слышите стандартные рекламные триггеры:

  • Я попробовала и у меня получилось. Не верьте.
  • Я постирала и пятно исчезло. Не верьте.
  • Станешь миллионером за один день. Не верьте
  • Омоложение кожи за три нанесения. Не верьте.
  • Морщины исчезнут сами собой. Нет.
  • Пресс накачает себя сам. Только если это пресс Роналду
  • Крем излечит от целлюлита. Нет.
  • Йогурт улучшает иммунитет. Нет.
  • Выучите английский во сне. Нет.

Когда помнишь, что чудес не бывает — становится намного проще замечать рекламные уловки. Включайте мозг, чтобы не обмануться, пользуйтесь здравым смыслом. Но, приняв сложное решение о выборе йогурта в магазине, помните, ваш мозг уже принял это решение за несколько секунд до начала мыслительного процесса. Реклама работает независимо от того, что вы о ней думаете и как вы её смотрите. Удачи!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Князев

Вроде элементарные уловки, ещё с прошлого века. Но по факту сюда ещё прибавляется видко-продакшн, необходимый фильтр, цвета, позы, взгляды, и кучи надстроек. И в итоге эти "простые" способы, не такие уж простые.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Иванов

Вы забываете, что люди ХОТЯТ быть обманутыми!

Люди хотят быстро и без усилий, а реклама это желание подогревает и эксплуатирует.

Например, программист 1с (абстрактный пример) получает относительно много денег. Это хорошо известный факт. Но учится программированию тяжело и долго. Хочется быстро и без усилий. И очень хочется поверить в Азино три топора и в бинарные опционы.

Тоже самое и про накачать пресс и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Умбрашко

Спасибо за подборку, с юмором и по делу) распечатаю маме.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бондаренко

Годно. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Молодчиков

Логотип от Лебедева за сотку не продаст товар или услугу

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Shtepan

Простое жизненное правило: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Для всего остального есть адблок.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vitya Ivanych

Ну и для чего вы тут ссылку вставили ? Для тупой рекламы ? Прежде чем писать комментарий,научитесь не делать орфографических ошибок ! А то прихожу к мысли,что вы умственно отсталая,делая ошибки в местоимении !

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда