Почему в 2025 году нужно продавать тем, кто любит аниме?

Русский гик — словосочетание, которым сложно удивить людей с доступом к интернету. Про этих ребят есть много материалов в масс-медиа: статьи на «Афише» и «Wоnderzine», репортаж, вышедший в прайм-тайм на Первом канале (тут даже я удивилась), и много-много других материалов — в том числе, в федеральных СМИ.

Но простой россиянин до сих пор с трудом осознаёт, что он оказался в заложниках у гик-культуры.

В серии постов о гиках я расскажу, что такое гик-культура, как она влияет не людей и почему в ближайшие лет пять она будет становиться всё более коммерчески привлекательна (в России). Постов будет несколько, так что готовьтесь морально ко всему, что в себе несёт гик-культура.

Не буду голословна, разложу всё по фактам, но в самом начале определимся с терминами, а то говорю какими-то забугорными выражениями.

мини-экскурс в историю гик-культуры в России

Я — гик, и это очень повлияло не только на мои хобби, но и на круг общения и даже выбор профессии. Так что, начну со своей истории — исповедаюсь, так сказать.

Как человек, с 2012 года записавшийся в ряды фандомных ребят, скажу: раньше гикам на Руси жилось не сладко. Кроме предвзятого отношения к увлечениям и рекомендаций в духе «займись чем-нибудь стоящим», человек, вовлечённый в фанатские сообщества, мог ожидать целое... ничего. Удивительно, не правда ли?

Ну, действительно, как воспринимать всерьёз реконструктора, тратящего на своё хобби большую часть зарплаты? Как не ругать человека, спящего и видящего себя мангакой или комиксистом, а не врачом?

А вот никак!

Про несчастных любителей анимации (в том числе, азиатской) я вообще молчу, до сих пор передёргивает с вопроса «А это не для детей мультики-то ваши?» (ремарка: нет, не для них).

Сразу вспоминается, как в далёком 2013 году я смотрела первый сезон «Атаки Титанов», даже не подозревая, что на моих глазах начал развитие фандом «очень детского мультика». Да подумаешь, что там убийство на убийстве, поднимаются вопросы сегрегации по национальному признаку, войны и мира и так далее. Там бегают титаны, #этодругое.

Фух, накипело. Надеюсь, примерная картина отношения к гикам в России начала 2010-х перед глазами выстроилась.

Всё начало меняться в 2013-2014 годах, когда гик-сообщество заявило о себе, используя достаточно банальный маркетинговый инструмент. Ивенты, эх, родимые!

В 2013 в Челябинске (горжусь, блин!) провели МокКон — фестиваль косплея, на который приезжали люди со всего Урала. Первое мероприятие скорее было стихийным, чем серьёзно спланированным, однако оно настолько приглянулось гик-сообществу, что в будущем фестиваль начали проводить два раза в год, при этом предлагая посетителям не только посмотреть на косплей-шоу, но и посетить аллею авторов, заглянуть на многочисленные фотозоны и, в целом, погрузиться в гик-культуру.

В 2014 году в Москве провели первый Comic Con Russia, что стало точкой невозврата… до поры до времени, к сожалению. Последний CC в России был проведён в 2019 году, до начала пандемии, а потом, в связи со всем известными событиями, бренд CC ушёл из России. Не буду рассказывать про это мероприятие подробно, поскольку хочу сделать про него отдельный пост-обзор.

Вскоре и в столице, и в регионах начали появляться локальные мероприятия. Одни из них были организованы фанатами, другие — энтузиастами-предпринимателями, увидевшими в подобного рода нише не только возможность самовыражения, но и коммерческий потенциал (и не прогадали, черти). Так, например, появились Epic Con (Питер), ГикКон (Екат), Homeport (Владивосток).

Повсеместное распространение гик-культуры тесно связано с развитием индустрии видеоигр, комиксов (включая мангу), настолок, анимации (как классической, вроде диснеевской, так и азиатской — например, китайский анимационный сериал «Агенты времени» и аниме Макото Синкая) и других искусств.

И такая массовость, она создаёт определённые противоречия в настроениях людей. Попробую объяснить на примере «Гарри Поттера». На секундочку, там столько всего — от комиксов и энциклопедий по фандому до сиквелов, о которых никто не просил, — что может возникнуть вопрос: «А что, это разве не просто массовая культура?».

Тогда получается, что гик уже вовсе и не гик, а всего лишь потребитель поп-культуры? Или он всё ещё непонятный абсолютному большинству человек, который ФАНАТЕЕТ по фандому и при этом ВНОСИТ В НЕГО частичку себя?

Ответы на эти вопросы дам в следующих постах! Дайте знать, если было интересно почитать текст подобного формата :)

гики — очень благодарные потребители (спойлер: не всегда, но часто)

Причина, честно говоря, банальна, но для большинства современных рынков неактуальна. В объяснении пойдём от противного: вот хотите вы записать себя любимого (или ребёнка) на курсы английского.

Заходите в интернет и начинаете судорожно листать 100500 вкладок и читать отзывы, потому что выбрать не можете — глаза разбегаются: онлайн-школы, офлайн-курсы, личные занятия с репетитором, разговорные клубы, занятия с носителем… Перечислять можно бесконечно!

Что лучше — не совсем понятно, ведь у большинства сервисов УТП, по сути своей, уникальным не назовёшь. Стоимость везде тоже разная, как и сервис, подход к обучению и так далее. В итоге, выбирать будете по советам знакомых (aka сарафанное радио) или по личной симпатии к преподавателю (в ином случае — свихнуться можно, честно говоря).

Гики сходят с ума совсем по другой причине: деньги — есть (чаще всего), желание купить — есть, а купить — негде! Вот серьёзно, совсем негде!

И здесь мы с вами подходим к основной теме поста: коммерческий потенциал рынка, связанного с гик-культурой.

Коротко говоря, он огромен, но очень хрупок — и у всего, как это повелось, есть причины.

Начнём с негатива:

Стигматизация гик-культуры и гиков в целом

Года так до 2010 слово «гик» приравнивалось в своём значении к слову «ботан» и использовалось для насмешки, манипулирования поведением того или иного человека.

Смешение понятий обусловлено некой синонимичностью слов «geek» (пер.: гик) и «nerd» (пер.: ботан, заучка) в английском языке. Лингвисты, к слову, до сих пор спорят о том, какое определение будет корректно для каждого из этих слов, но к единому мнению пока что не пришли.

Мода на подобного рода обзывательства прошла, но наложила определённые психологические, если так можно выразиться, ограничения на восприятие гик-культуры обществом.

Курс на «традиционные ценности»

Этот пункт выходит из предыдущего: то, что непонятно большинству, будет выброшено за борт как нечто «чуждое», «ненужное», «бесполезное». Потом ещё скажут «иди нормальными вещами займись (=поработай!), а не вот этим вот всем (=хватит смотреть мультики!)».

Разберём на фандоме «My little pony» — помните, были такие разноцветные лошадки с прикольными татушками на боку?

Некоторое время компания «Hasbro» считала, что основная целевая аудитория их продукта (сериал + игрушки по его мотивам) — дети, преимущественно девочки 4-12 лет. Но каков был шок не столько компании (она-то как раз нормально отреагировала на происходящее и только выиграла от этого), сколько общественности, когда в ряды фанатов детского шоу затесались не просто взрослые люди, а, прошу прощения за капс, ВЗРОСЛЫЕ МУЖИКИ (aka «брони»).

Разве это традиционно, чтобы гипотетический Вася после работы приходил домой и смотрел мультфильмы вместо того, чтобы бежать в КБ? Нет, нетрадиционно, неправильно и вообще, у нас что, своих мультфильмов нет?

Утрирую, потому что наболело, но общий посыл наверняка понятен. И, к слову, была я в этом фандоме какое-то время и контент там есть разный (и на любителя в том числе). Если что, случай частный, не совсем показательный, но уж какой вспомнился…

Перейдём к чему-нибудь попозитивнее:

Рынок гик-культуры — «голубой океан»

Как я написала в начале поста, гикам очень сложно потратить деньги. Не всем, конечно, мы сейчас не берём в расчёт геймеров, кибер-спортсменов, любителей настолок — там-то как раз обратная история, эти ниши менее стигматизированы и, следовательно, более расшарены.

Поговорим, пожалуй, про анимацию (и всё, что с ней связано) разного толка.

У фанатов японской культуры только-только начинает появляться возможность купить напечатанный томик любимой манги или новенького ранобэ. Публикуются первые официальные переводы поп-культурных китайских романов (это я сейчас о «Благословении небожителей» говорю). Любители маньхвы пока что тихо плачут в сторонке, потому что для них ещё не завезли приятностей.

В России издательством подобного рода литературы занимаются издательства «Азбука», «Истари Комикс», «XI Media», «Фабрика комиксов», «Alt Graph» и «Книжный клуб фантастика». С 2008 по 2020 год было опубликовано всего 514 томиков манги и 73 ранобэ.

Наверное, мой комментарий будет лишним, но в Японии в ДЕНЬ публикуется куда больше томов разнообразной манги, про ранобэ (своеобразный аналог лайт-новелл) я вообще молчу…

Творчеству — быть!

Какое-то время назад я очень сильно хотела заниматься косплеем (полное воссоздание образа героя), но руки у меня растут, мягко говоря, не из того места, поэтому идея была заброшена. Фанстаф хорошего качества в регионах найти очень и очень сложно, с алиэкспресса заказывать — бессмысленно.

В Японии или США с этим всем куда проще — давно появились люди-рукодельцы, которые зарабатывают на производстве вещей для косплееров. Одни вручную отшивают образы, другие красят и стригут парики, третьи занимаются изготовлением аксессуаров — и так далее. Это выгодно обеим сторонам.

Если хотите познакомиться с понятием фанстафа, зайдите на etsy.com, вбейте «Harry Potter» и листайте бесчисленное количество страниц, где люди публикуют то, что сделали своими руками по мотивам вселенной. Чаще всего фанстаф используется для создания косплея, но иногда люди приобретают его в качестве декора (например, плющевые игрушки в виде тех или иных персонажей).

• «Так это же наше, родное» — немного про геймдев

Если вы хоть иногда смотрите ютуб (пользуйтесь этой роскошью, пока есть возможность), то точно знаете, что не так давно вышел однопользовательский шутер «Atomic Heart», который на протяжении пяти долгих лет «готовила» российская студия «Mundfish». Она немного лагает, не отличается такой сюжетной вариативностью, как «Detroit: Become Human», но определённо заслуживает внимания.

Геймдев в России (особенно сюжетный, особенно — многовариантный) только зарождается.

подведём итог

Можно ещё долго перечислять, какие ниши пустуют (как и места в сердечках гиков) — от фандомной одежды до стафа вроде фигурок (хотя фигурки близняшек из Атомика сейчас не печатает на 3D-принтере разве что ленивый)…

Приходи и твори, что хочешь, главное — правильно выбери фандом/ы, с которым/и будешь связываться!

2 комментария

С увеличением тревожности и депрессивными расстройствами гик - культура самая безопасная получается, интро

Ответить

Не совсем поняла, что вы имеете в виду)

Ответить