Сначала посмотрите. Всегда запрашивайте у копирайтеров примеры текстов. Не важно, писали ли они уже в вашей тематике или нет. Всё равно вы сможете оценить уровень автора. Например, у меня были случаи, когда копирайтер присылал пример текста с огромным количеством ошибок. Ещё один вариант: запросить тестовое задание. Но на его выполнение согласится далеко не каждый автор. Увы, многие фрилансеры сталкивались с нечистоплотными заказчиками, и уж точно не хотят работать бесплатно.
Чёткое, ёмкое ТЗ. Казалось бы, этот совет — такое кэпство. Но, как показывает практика, далеко не все компании ему следуют. «Сделайте мне красиво» — в сотрудничестве с копирайтерами не работает. Вы должны представлять, какой финальный результат хотите получить. Поэтому неизбежно придётся потратить время на составление детального технического задания. В него нужно включить общие требования к структуре текста (объём, план, подзаголовки, списки), пожелания по ключевым или стоп-словам, стилистическим конструкциям, рассказ о целевой аудитории, которой предстоит его читать. Если какие-то пункты ТЗ для вас наиболее критичны, обязательно обращайте на них отдельное внимание копирайтера при обсуждении задачи. Пример: в текстах для «Пилота» мы используем букву «ё». Это требование указано в перечне обязательных в ТЗ. Тем не менее, агентство копирайтинга игнорировало его до тех пор, пока мы не начали применять штрафные санкции. С авторами на «Адвего» проговаривали необходимость использования буквы «ё» ещё при обсуждении заданий, тем не менее, почти каждый новый подрядчик забывал о нём.
Обилие информации. Запомните: копирайтер не обязан разбираться в вашей тематике. Особенно, если речь идёт о какой-то узкой или специфической сфере. Да, здорово, если автору уже доводилось писать на аналогичную тему. Но это не повод отказываться от подрядчиков, которые с ней ещё не сталкивались. Если вы хотите, чтобы они подготовили хороший, профессионально грамотный текст, не поленитесь снабдить ТЗ информацией: расскажите сами о теме, поделитесь ссылками на материалы, откуда можно подчерпнуть идеи, покажите, как аналогичную задачу решили конкуренты. Чем подробнее будет стартовая информация, тем выше вероятность получения в итоге качественного результата. Не лишним будет предложить копирайтеру задавать вопросы в случае, если что-то непонятно. Увы, некоторые авторы боятся или стесняются это делать.
Адекватный дедлайн. При работе с биржами дедлайн проставляется ещё на этапе формирования заказа на текст. Во всех других случаях вам нужно обозначать его самостоятельно. Не ставьте дедлайн слишком узким: я обычно даю автору порядка двух дней. Если указывать меньший срок, у него может не найтись времени нормально изучить тематику. Когда у автора есть свободное время, ничто не помешает ему выполнить ваше задание раньше. Если копирайтер срывает дедлайны или присылает текст в последний момент, явно написанный на скорую руку, то, видимо, он либо завален заказами, либо не умеет придерживаться сроков. Я не советую работать с таким подрядчиком. Например, один из авторов, с которым мы сотрудничали, регулярно присылал тексты за полчаса-час до дедлайна. Было заметно, что он и садился за них в последний момент. Но поскольку качество было неплохим, мы это терпели. Однако вскоре копирайтер стал искусственно затягивать сроки. Присылал за полчаса до дедлайна какой-то сторонний текст и говорил, что перепутал файлы. Мы, естественно, отправляли его на доработку. В итоге автор получал ещё несколько часов на выполнение задачи. Естественно, вскоре мы перестали с ним сотрудничать.
Работа в Google Docs. Всегда просите авторов присылать выполненную работу в Google Docs. Так вам будет удобно редактировать текст, добавлять примечания. К сожалению, в том же «Адвего» безумно неудобный интерфейс, в котором практически нереально работать с редактурой материала.
Только уникальность. В ТЗ включайте требования к уникальности текста (например, не менее 85% по Advego Plagiatus), и просите присылать скрины проведённой проверки. Сами также действуйте по принципу «доверяй, но проверяй», и уточняйте, действительно ли вам прислали реальные данные. Например, в антиплагиаторе «Адвего» или Text.ru. Не лишним будет также проанализировать текст на чистоту и читаемость через «Главред». Но если вы не поклонник инфостиля, то тут без фанатизма. И не забываем про «Офограф». Вдруг автор подзабил на грамматику, а вы читали по диагонали и пропустили ошибку.
Без вторых попыток. Если вы видите, что копирайтер первое задание выполнил не настолько хорошо, как вам бы хотелось, и правки он тоже вносит со скрипом, то лучше не тратить время и нервы, а прекратить дальнейшее сотрудничество над новыми текстами. К слову, на «Адвего» вы можете отказаться от работы автора без её оплаты. Однако это нужно делать лишь в том случае, если текст написан «ни в дугу, ни в Красную армию». Например, один из авторов написал для нас карточку товара в стиле 90-х годов: с абсолютно устаревшей стилистикой. После первой итерации правок он улучшить текст не смог, так как просто не понимал современные требования к текстам. Конечно, можно учить человека писать. Но когда он в штате, либо, когда с ним планируется долгосрочное сотрудничество, а сроки подготовки контента не поджимают.
Адекватная критика. Я всегда стараюсь править текст так, как если бы сама была его автором: без циничных комментариев. Если часть правок имеет отношение к вкусовщине, то объясняю, с чем она связана. Например, мы не считаем правильным контрольно-кассовую технику называть аппаратом. Потому что текст сразу выглядит устаревшим. Это вкусовщина, но для нас она важна, поэтому я аргументировано прошу авторов, работающих с нами, не использовать это слово. Помните, внося комментарии и критикуя текст, нельзя переходить на личности. Копирайтерам тоже нелегко. Особенно на фрилансе, когда вокруг сплошные заказчики, каждый со своими требованиями. В любой работе нужно оставаться человеком и придерживаться этических норм.
Аня - молодец и настоящий профессионал! Забрала и загребла эти авдеевые конюшни с копирайтерами, которые были до этого в "Пилот".
Авдеевые... Серьезно? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B3%D0%B8%D0%B9#%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B0
Спасибо, Саш)
Кто то тут на VC мне сказал, что адекватная оплата работы копирайтера - от +500 р за 1000 зн. И тут я полностью согласен)
Поработав немного на адвего, в среднем выходило что-то в районе 20-60 р за час работы) Я беру поиск заказов, ожидание "аукционов", "оперативность" заказчиков, доработки, бесконечное "увлечение" 90-95% уникальности (хотя плагиатус каждый раз разное значение дает), погружение в тему и собственно написание. Ценника выше 250р за 1000 знаков не видел, а в районе 50р за 1000 и простынями ТЗ с угрозами ЧС, 95% плагиатуса и неадекватными сроками постоянно.
Специфичное место :)
С такими расценками многие копирайтеры тогда ушли бы на фриланс) А так Адвего в плане цены еще не самое дно. Недавно имела дело с воркзилой, вот там реально "вы нам текст напишите и еще доплатите, чтобы мы его взяли". А в одном сообществе в ВК недавно видела цены по 15-17 рублей за 1000 символов.
Я пишу за 500-1000 р./1000 зн. Бывает, когда вдохновение падает ниже плинтуса, заказываю тексты за копейки на биржах. Удовольствие от такого чтива, конечно, так себе, но привносит новую струю в творчество, да и переписывать бывает легче, чем сотый раз одно и то же сочинять))). Про тз — больная тема. Если заказчик не может внятно объяснить, что ему надо, отправляю ему подробный бриф. Хотя в последнее время у меня идеальные заказчики — понимаем друг друга с полуслова и по части заданий, и по части оплаты. Чего и всем желаю.
Найти своего заказчика и своего исполнителя - это то, к чему мы все стремимся)