От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

К чему может привести обычный пост в Facebook? Как стать финансовым омбудсменом? Сколько лидов может получить Digital-агентство после интервью для «Первого канала»? Все это и даже больше мы расскажем в нашей истории!

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

Июль 2018 года выдался жарким. А началось все с обнаружения документов «Google Документов», которые свободно индексировались поисковыми системами из-за отсутствия настроек приватности.

Масла в огонь добавило то, что среди этих документов нашлись файлы, похожие на внутренние документы таких компаний, как «Тинькофф», «Леруа Мерлен» и так далее. Сам факт наличия слова «Тинькофф» в любой новости автоматически суммонит сотни комментаторов. Так что все принялись перемывать косточки.

Те, кто давно интересуется SEO, знают, что случай это не первый. В «Яндексе» можно сузить поиск до расширения документа (doc, PDF и так далее), поэтому можно найти все, что угодно: от КП конкурентов до описания бизнес-процессов компании.

Такие утечки не единичны — «Мегафон» (можно было найти SMS абонентов), данные клиентов секс-шопов, один из популярных сервисов для скриншотов (все скриншоты индексировались и поэтому не составляло труда по названию этих файлов искать скрины с паролями или переписками).

12 июля

На фоне этой утечки наш SEO-аналитик Павел Медведев решил проверить старый метод, которым можно было искать индексирующиеся корзины секс-шопов (зачем это ему — спросите сами :D).

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

Через несколько часов он опубликовал еще один пост, в котором показал обнаруженные утечки ВТБ, «Сбербанка» и других государственных компаний.

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

13 июля

Утром следующего дня Facebook бурлил — пошли репосты, комментарии, многие стали обвинять поисковые системы в этой проблеме (хотя это не так).

Чтобы восстановить справедливость и образовать народ, мы попросили Пашу написать материал, в котором он бы просто и доступно объяснил природу подобных явлений. Так и родилась та самая статья.

Для нас это был больше фан, нежели что-то серьезное. И уж тем более — мы не ожидали такого резонанса.

Мы развлекались в комментариях, набрасывали и призывали к ответу все крупные бренды, задействованные в статье.

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

Благодаря алгоритмам vc.ru статья выбилась в топ ленты (мы не вкладывали ничего в ее посев). Количество просмотров и комментариев увеличивалось бешеными темпами. Мы были уверены, через один–два дня все затихнет, реакции от брендов не будет, и никто уже не вспомнит про этот случай. Как же мы ошибались.

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

15 июля

В этот день материал у себя разместил «Хабр», после этого понеслось. Журналисты федеральных СМИ стали растаскивать эту новость как горячие пирожки. В какой-то момент мы пытались фиксировать все упоминания статьи (зачем? об этом в конце), но через два дня это стало просто невозможно. Об этом написали:

  • «Ведомости».
  • «Интерфакс».
  • Business FM.
  • «Банки.ру».
  • Hi-Tech Mail.ru.
  • и другие издания.

Так как журналисты большинства изданий далеки от ИТ и маркетинга, то появилось много смешных ляпов.

Ряд журналистов стали называть Пашу финансовым омбудсменом. Фактчекинг? Не, не слышал.

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

Другие журналисты и ведущие федеральных каналов говорили «Специалист по поисковой безопасности».

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

После публикации этой новости на федеральных СМИ нам стали звонить с телеканалов и радиостанций. Запросов было настолько много, что мы включили пафосных селебрити и очень избирательно подходили к выбору.

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

В итоге интервью было дано следующим изданиям:

  • «Коммерсант.ФМ».
  • «Аргументы и Факты».
  • «Дождь».
  • «Ведомости».
  • «Эхо Москвы».

В сумме мы получили более 200 упоминаний бренда и около 70–80 ссылок на сайт. Это не считая охвата от упоминаний в эфирах федеральных СМИ.

История брендовых запросов
История брендовых запросов

А что с «Первым каналом»

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

Спустя 6 месяцев (15 января 2019) с нами связалась группа «оперативного» реагирования на тренды «Первого канала» и предложила записать интервью для передачи «Доброе утро». Так как Паша в этот момент находился в нашем тайском офисе на зимовке (если вы не читали эту статью, то она тут), то мы предложили редакторам другую кандидатуру — Олега Шестакова, основателя компании.

Ох, как мы были возбуждены этим событием. Так как редакторы нам озвучили, что упоминания компании не будет, то мы принялись быстро переупаковывать сайт Олега. Надо же посетителей конвертить!

17 января приехала съемочная группа — корреспондент, оператор и звукоинженер. Интервью записали быстро, нам озвучили дату выхода в эфир — 28 января 2019 года.

Помните это замечательное чувство из детства, когда ждешь новый год или подарок на день рождения? Ты знаешь, что он будет классный, но не знаешь, какой именно. Это было похожим чувством.

Но в итоге нам достался лишь дырявый носок. Мы получили в день эфира целых три перехода на сайт!

От vc.ru до «Первого канала»: история одной статьи

Думаю, нет смысла дополнительно расшифровывать этот график — заявок никаких не было.

Что делать компании в такой ситуации

Для нас это был уникальный опыт и поэтому все решения мы формировали на ходу.

Во-первых, обязательно проконсультироваться с юристом, особенно если у вас запрашивают интервью. И тем более, если на такую же щекотливую тему, как наша (утечка данных пользователей плюс крупные бренды с огромным штатом юристов — ядерная смесь). Мы для этой задачи привлеки нашего штатного юриста, который составил для нас чек-лист:

  • Список тем и тезисов о которых можно спокойно говорить.
  • Список запретных тем и тезисов (для примера: PR других компаний с отсылкой на то, что их система безопасности лучше).
  • Обязательно заранее получать список вопросов для согласования.

Во-вторых, определитесь с собственной выгодой, которую вы хотите получить от изданий:

  • Упоминание.
  • Ссылка на сайт.
  • Бартер.
  • Деньги.

И в-третьих, отслеживайте все перепечатывания статьи. Обязательно должна стоять ссылка на первоисточник. Особенно если первоисточником является ваш сайт — ссылки лишними не бывают, уж поверьте SEO-специалистам ;-).

4343
18 комментариев

Заходят как-то в бар СЕОшник, омбудсмен, банкир, специалист по поисковой безопасности, тайский зимовщик семидесятого левела.
А бармен говорит: "Вот тебе дырявый носок, Паша медведев!"

51
Ответить

Это нужно сделать вступлением для данной статьи 🤣

1
Ответить

ЦА ТВ - это бабушки и дедушки. Что вы там конвертить собрались?)

19
Ответить

Просто мы оптимисты :)

13
Ответить

тем более речь шла о передачи Доброе утро)

5
Ответить

Если с каждой старушки по рублю...

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить