Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

Всем привет! Мы — агентство цифрового маркетинга Аксиома Веб, и сегодня среди наших клиентов 22 автосалона китайских брендов в более чем 10 регионах России. В статье расскажем, какие позиции занимают «китайцы» на российском автомобильном рынке, как количество продаж зависит от популярности бренда (или наоборот?), как регулировать это с помощью маркетинга и еще много всего интересного. А также поделимся успехами, неудачами и дадим свой прогноз на будущее.

Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

В последние годы российский рынок авто переживает глобальные изменения. Игроки меняются, для китайских брендов открываются новые возможности, а некоторые из них уже занимают лидирующие позиции по продажам в отдельных регионах. Chery, HAVAL, Geely — эти марки уже более 10 (а то и 15) лет представлены на российском рынке, но только сейчас стали столь популярны, что стабильно входят в ТОП-10 продаваемых автомобилей, по данным Автостата.

Рассуждая о причинах феномена «китайской экспансии», отметим, что произошло это не благодаря, а вопреки. Дилерские центры открываются, автомобилей вокруг становится все больше, но мнение общественности остается неоднозначным. Критики отмечают низкое качество металла, отсутствие локальной адаптации на русский язык, риск попасть на бренд-однодневку и столкнуться с трудностями постпродажного обслуживания, низкую ликвидность на вторичном рынке и другие негативные факторы. Так, китайским автопроизводителям все еще приходится сталкиваться с недоверием аудитории и работать над повышением лояльности. Особенно тем, кто успел «зарекомендовать» себя с не самой положительной стороны на старте импорта. Даже при значительном улучшении качества и доработке моделей разрушить сложившийся стереотип труднее, чем сформировать мнение с нуля.

Динамика продаж за 2023 г.

Несмотря на предрассудки, статистика продаж новых легковых автомобилей за 2023 год показывает значительный рост продаж китайских моделей. Уже по итогам февраля они вышли на второе место после отечественных производителей, а к августу 2023 заняли 52% автомобильного рынка. По данным Автостата, около половины (49%) реализованных в июле машин приходится на три марки: LADA (~29%), Chery (>11%) и Geely (>9%). Кроме них в ТОП-10 вошли еще четыре китайских бренда: Haval, Changan, OMODA, EXEED. Так, 6 из 10 почетных мест достались именно китайцам, и суммарно они стали импортером-лидером по продажам в России.

Еще немного статистических данных:

  • По итогам мая 2023 за год количество продаж китайских автомобилей в Центральном федеральном округе (ЦФО) выросло более чем в 5 раз.
  • К июню 2023 года Россия вышла на первое место в мире по количеству импортированных из КНР машин.
  • За 7 месяцев 2023 года 5,6% от всех проданных новых легковых машин в России пришлось на премиум-сегмент китайских автопроизводителей. При этом доля «традиционного» премиум-класса (BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Audi и пр.) составила 3,6%.
  • Chery Tiggo 7 PRO Max стал самым продаваемым кроссовером в России в июле 2023 года. Вторую и третью строчки в рейтинге также заняли китайские модели: Haval Jolion и Geely Coolray.

Несмотря на безусловное лидерство китайских производителей на рынке новых автомобилей, до полноценной экспансии еще далеко. По данным Автостата, доля китайских брендов во всем российском автопарке составляет всего 2%: 884 272 автомобиля из 43 466 930 зарегистрированных. В таком разрезе видно, что глобально позиции на рынке еще не зафиксированы.

Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

Анализ популярности китайских брендов

Статистика — это хорошо, но мы не были бы маркетологами, если бы не решили разобраться в причинах таких показателей и провести корреляцию между динамикой популярности и количеством продаж автомобилей брендов.

По данным Авто.ру мы видим, что резкий рост продаж китайских автомобилей был смотивирован политическими событиями в феврале-апреле 2022 года и уходом европейских производителей с рынка.

Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

При этом поисковый интерес пользователи больше проявляют именно к тем брендам, которые лидируют по количеству продаж: Chery, HAVAL, Geely. Однако наибольшая динамика роста популярности наблюдается у более новых для рынка марок — OMODA и Tank. По сравнению, например, с осенью 2022 года к апрелю 2023 их стали искать чаще в 5 и 3 раза соответственно. Также в лидерах по приросту поисковых запросов оказался Exeed (+435%). Как это повлияло на продажи? OMODA по итогам апреля вошла в ТОП-10 брендов по количеству проданных автомобилей, Tank громко заявил о себе, войдя в ТОП-25 и увеличив количество продаж на рекордные 357,5% за месяц, а Exeed вырос на 527,9% по сравнению с показателями 2022 года. Да, показатель высокий, но не рекордный в разрезе конкурентов.

По брендам-аутсайдерам по популярности мы видим, что динамика продаж значительно опережает темпы роста популярности. Количество поисковых запросов JAC и Changan за обозначенный период увеличились на 130% и 113,2% соответственно, тогда как продажи за год выросли на рекордные 3 296,5% и 1 451%.

Обратимся также к данным Яндекс Вордстата. На скриншоте собрали подборку историй запросов по всем регионам РФ за последние 2 года. По всем брендам наблюдается положительная динамика роста интереса пользователей, но в разной степени. Например, бренды-лидеры уже имели около 300-400 тыс. запросов на начало 2021 года, чего нельзя сказать об Exeed и OMODA.

Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

Мы копнули глубже и посмотрели на прямую конкуренцию по количеству дилерских центров в России. На первичном рынке официальных дилеров китайских автопроизводителей на текущий момент — 1099, из них:

  • Chery — 202;
  • Haval — 126;
  • Geely — 110 + 60 в статусе «скоро открытие»;
  • Changan — 136;
  • FAW — 132;
  • Omoda — 127;
  • EXEED — 105;
  • JAC — 99;
  • Dongfeng — 62.

По этим данным можно сделать вывод, что нет прямой корреляции между числом дилерских центров и количеством продаж. Так, бренд FAW имеет больше официальных точек продаж, чем HAVAL, однако по результатам июля он занимает всего 0,6% рынка против 8,9% бренда Haval.

Как следствие, напрашивается очевидный вывод, который, увы, не всегда берут во внимание: количество продаж напрямую зависит от популярности и узнаваемости бренда. Хорошие новости: на них можно и нужно влиять с помощью инструментов маркетинга и PR.

Как мы можем влиять на результат и какие результаты видим в реальной практике продвижения ДЦ китайских брендов

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим несколько примеров из нашей практики. По большей части речь пойдет о продвижении с помощью контекстной рекламы — поговорим об успешных кейсах и не очень.

Для начала приведем статистику по стоимости целевого обращения в дилерские центры клиентов с Яндекс Директа. Отметим, что данные представлены не средние, а в срезе одного месяца. CPL — крайне динамичный показатель, и, кроме величины спроса, на него влияет качество предложения конкретного продавца (в т.ч. хорошая выгода, конкурентоспособная цена, актуальность креативов и пр.) и множество других факторов. Несмотря на это, все же можно сделать вывод, что узнаваемость бренда обеспечивает ему более низкую стоимость обращения. По графикам видно, что CPL Chery, Haval, Geely и Exeed преимущественно колеблются в пределах 4 000 — 6 000 рублей (в Набережных Челнах Chery и вовсе бьет все рекорды — 823 рубля за лид), тогда как менее популярная четверка не может похвастаться такими показателями. Влияет ли на это количество конкурентов? Глобально да, но в данной ситуации корреляция не прослеживается: конкурентных дилерских центров у HAVAL по стране больше, чем, например, у Dongfeng, а CPL в тех же регионах ниже.

Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке
Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

Так, эта закономерность дает основание полагать, что, увеличив узнаваемость бренда, можно соответственно снизить стоимость целевого обращения в его дилерский центр. И для этого есть множество инструментов.

Медийная реклама

В первую очередь рассмотрим один из наиболее популярных — медийная реклама. Многие дилерские центры пренебрегают этим форматом, т.к. он не приносит заявки «здесь и сейчас», и окупаемость расходов не очевидна. Гораздо проще отчитаться за конверсионные форматы (реклама на Поиске, Товарные кампании, размещение на геосервисах и пр.): вот потратили — вот получили. Однако, если бренд только выходит на рынок, без медийной составляющей рекламная кампания в Директе не принесет результата. Какова вероятность, что пользователь начнет «яндексить» бренд, о котором еще не знает? Нулевая. Практика показывается, что в условиях низкой популярности брендовых запросов необходимо минимум 1-3 месяца «прогревать» рынок медийными форматами (графическими и видео- баннерами). За это время аудитория узнает о бренде, заинтересуется и войдет в воронку продаж. Таких пользователей будет в разы проще конвертировать в лиды и продажи в дальнейшем.

Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

Так, на наших проектах поддерживающая медийная реклама позволяет снизить CPL через 4-6 недель после старта на 10-20%. Особенно эффективно она показала себя в работе с дилерским центром Exeed. Это был первый автосалон бренда в Татарстане, и его открытие пришлось на этап нулевой узнаваемости автопроизводителя. На старте все было не так: отсутствие спроса и ключей в Wordstat, а также стереотипное недоверие китайским брендам сильно усложняли работу. На первичную семантику ушло 2 недели, а для формирования узнаваемости пришлось использовать медийную рекламу. Именно она спасла ситуацию: уже по результатам первого месяца нам удалось обеспечить клиенту стабильный поток лидов по средней стоимости до 4 000 руб. Подробнее почитать об этом можно здесь. Отметим, что положительная динамика трафика сохраняется до сих пор. Кроме того, сейчас только в одной Казани каждый месяц более 2 тыс. человек ищут в Яндексе Exeed, и с каждым днем популярность запроса растет.

С другой стороны, есть и негативный пример, демонстрирующий важность формирования узнаваемости, — бренд Dongfeng в ряде регионов. Клиент обратился к нам за контекстной рекламой, но наотрез отказался от медийного сопровождения. Никакие аргументы с нашей стороны, увы, не сработали, и максимальная стоимость обращения достигала 40 000 рублей (а это даже не продажа!). В итоге, автосалон принял решение ликвидировать склад и перепрофилироваться на продажу автомобилей более известного автопроизводителя. Хотя, как мы видим по статистике, приведенной выше, в регионах, где Dongfeng более известен, CPL с контекстной рекламы находится в пределах 7 000 - 13 000 рублей.

Контент

Если медийная реклама познакомит с продуктом и повысит узнаваемость, то для повышения доверия к бренду рекомендуем использовать более «личный» контакт с аудиторией. В этом помогут социальные сети, геосервисы, блоги. В частности, для сферы авто мы рекомендуем использовать VK, Яндекс Карты и Telegram. Только общение может сформировать доверие, и именно на таких площадках его можно организовать. Делитесь новостями, рассказывайте о своих преимуществах и клиентском сервисе, публикуйте уникальные качественные фото, показывайте отзывы клиентов и мотивируйте пользователей на диалог (при возможности площадки).

Тренды и сложности продвижения китайских брендов авто на российском рынке

Наконец, чтобы связка «медийка + контент» работала эффективно, важно не тянуть с подключением и стандартной контекстной рекламы. Здесь важно работать быстро: если пользователь увидит ваш медийный баннер сегодня, а реклама «догонит» его через месяц, то высока вероятность, что она будет уже неактуальной. Чтобы не прогадать, рекомендуем запускать кампании уже на старте проекта, тестируя разные гипотезы, форматы объявлений и креативы. Для продвижения китайских брендов авто необходимо захватывать бОльшую аудиторию, в т.ч. по околоцелевым и конкурентным запросам. При этом на многих проектах срабатывает нестандартная комбинация: Товарная кампания на ручной настройке товаров и управлении семантическим ядром, Мастера кампаний по брендовой и дилерской семантике, Поисковый ретаргетинг, Товарные галереи и стандартные ТГО-форматы. Однако каждый бренд и регион уникальны, поэтому, если вы хотите обсудить конкретно свою ситуацию, оставьте заявку на сайте, и мы проконсультируем.

Вместо вывода

Путь китайских автопроизводителей на российском рынке, пожалуй, только начинается, поэтому заключение делать рано, но промежуточные итоги подведем. По общей статистике продаж мы видим, что китайские автопроизводители быстро наращивают обороты и хорошо продаются, но практика показывает, что далеко не все бренды и не во всех регионах. На рынке все еще крепки стереотипы и опасения, поэтому работа с узнаваемостью должна быть обязательным пунктом программы продвижения. Не отказывайтесь от медийной рекламы, не совершайте ошибку!

Говоря о трендах, хочется заглянуть и немного в будущее. Как будет развиваться «китайская экспансия» на российском автомобильном рынке? Эксперты отмечают, что Китай уже к концу 2023 может обогнать Японию и стать крупнейшим мировым экспортером автомобилей. Ну а российский рынок — самая благодатная почва, так что ожидаем увеличение доли рынка импорта и появление новых брендов и моделей. Однако, если привычные всем европейские бренды вернутся в продажу в течение ближайшего года, китайские автопроизводители потеряют свои позиции. «Выживут» только лидеры — Chery, HAVAL и Geely, но и они потеряют в показателях продаж. Как этого избежать? Укреплять текущее положение: работать над имиджем, сдерживать цены, повышать качество (в т.ч. постпродажного обслуживания) и наращивать лояльность потребителей. В таком случае даже при отмене европейских санкций устойчивые китайские бренды сохранят свою аудиторию, и вытеснить их будет очень сложно.

А как вы видите развитие китайского автопрома на территории России? Давайте обсудим в комментариях :)

Ну и все таки, как считаете, китайская экспансия - реальность или до нее еще далеко?
Реальность
Преувеличение
66
Начать дискуссию