Как устроены бренд-медиа: кейс «Кинжала»

«Кинжал» — это бренд-медиа сервиса онлайн-образования Яндекс Практикум о том, как строить карьеру в айти, развивать софт-скилы и не гореть на работе и в жизни. Издание живёт больше двух лет, каждый месяц на сайте больше 70 тысяч уников, а охватов в соцсетях больше 2,5 млн. Рассказываем, как работает «Кинжал» и что приносит клиенту.

С чего начинали

«Кинжал» придумали в начале 2021 года. Если помните, тогда из-за ковида произошёл бум удалёнки во многих профессиях. Прошло первое очарование работой из дома, и стали возникать вопросы, какой теперь распорядок дня, как удалённо просить повышения, как работать в мессенджерах, как успевать закрывать задачи и печь банановый хлеб. Людям нужна была поддержка, и они хотели читать качественный контент.

В то же время на рынке вырос спрос на айтишников и диджитал-специалистов. В условиях конкуренции, чтобы получить работу, недостаточно хард-скилов, нужны и софты, которые помогают организовывать комфортную работу, добиваться результатов и не переругаться с командой. Те, для кого важно в этом разобраться и расти, и есть аудитория «Кинжала».

У журнала не было крупных конкурентов на русскоязычном рынке. Никто не аккумулировал прогрессивную аудиторию зумеров и миллениалов из айти- и диджитал-тусовки. Никто не говорил с ними на понятном языке, не интересовался их проблемами самоопределения или карьерного роста и не давал толковых решений.

«Кинжал» брал типичные советы о саморазвитии вроде: «Просто перестаньте лениться» — и взламывал их так, что они превращались в нормальный план действий.

Так появился слоган издания, под которым оно существует до сих пор: «Счищаем нагар с мозга наших читателей».

Как работаем над проектом

Мы запустили медиа в период пандемии, когда людям нужна была поддержка и они хотели читать качественный контент. Поэтому мы достаточно быстро охватили аудиторию, готовую общаться и делиться опытом.

На стороне «Палиндрома» над «Кинжалом» работает команда из трёх контент-продюсеров, двух комьюнити-менеджеров, двух дизайнеров, иллюстратора и таргетолога. Ещё у нас есть аналитик и стратег, которые проводят исследования аудитории и проверяют, по правильному ли пути мы развиваемся. Контент в медиа пишет редакция: главред, 3–5 авторов на сдельной оплате и корректор.

Как пишет редакция

Главред издания — Максим Ильяхов. Благодаря ему «Кинжал» с самого начала был и остаётся визуальным изданием. Это значит, что сначала появляется визуальная метафора, а потом она обрастает текстом. В «Кинжале» нет картинок ради картинок, они помогают понять идеи из текста. Вот пример из статьи «Как меньше переделывать»

Комикс помогает понять, почему важно задавать уточняющие вопросы

Акцент в «Кинжале» — на коротких пронзительных статьях, а не на энциклопедичных лонгридах. Статья — это отправная точка для ресайзов в соцсетях.

Темы для статей выбираем такие, которые помогают аудитории расчистить мозг: софт-скилы, баланс работы и жизни, антивыгорание, карьера и работа в диджитале. В 2023-м вектор тем изменился, но об этом ниже.

Что там с иллюстрациями

Визуальный стиль «Кинжала» вдохновлён комиксами, которые способны рассказать историю, даже когда нет текста. В статьях появляются постоянные герои, например трудяга Ибрагим или гуси, которые помогают объяснить сложные концепции. В соцсетях «Кинжала» выходят карточки с иллюстрациями, которые хочется сохранить на телефон или переслать другу.

Такие у Кинжала иллюстрации
Такие у Кинжала иллюстрации

У нас есть персонаж — Ибрагим. Это собирательный образ всех нас. Я бы не сказала, что он чёткий, — неудачник или молодец. В какой-то статье он наделал ошибок и не знает, как справиться. А в другой находит ответ, как хочет жить конкретно он, учится формулировать цели и действовать по плану.

В иллюстрациях я не пытаюсь сделать его идеальным и одинаковым и хочу, чтобы каждый мог узнать в нём себя. В этом году Ибрагим стал появляться меньше: может, научился чему-то и теперь идёт своей дорогой.

— Даша Захарова, иллюстратор «Палиндрома»

Комьюнити и СМ

Помимо сайта, у «Кинжала» есть телеграм-канал, сообщество ВК, твиттер и инстаграм (запрещён в РФ, да). Соцсети — это не просто кладбище подводок статей с сайта, это полноценный продукт с уникальным контентом. С самого начала мы наполняем соцсети карточками, короткими инструкциями, ответами на вопросы — тем, что легко пересылать в мессенджерах.

Гордость «Кинжала» — это комьюнити. «Кинжал» общается с читателями без мимимишества и излишней серьёзности. Короче, показываем характер журнала, выделяя его среди стерильной ленты.

Ещё у нас есть регулярная рубрика «Кинжал, помоги», где мы вместе с экспертами отвечаем на вопросы подписчиков. Она многим нравится, потому что основана на реальных историях.

В рубрике «Кинжал, помоги» есть статья, которую я очень люблю — «История повышения Елены». Там от редакции одна строчка: «Нам нечего добавить».

Материал состоит из трёх писем нашей читательницы Елены. Сначала она посетовала, что ей сложно просить повышения: она никак не может набраться наглости, а именно найти обоснованные аргументы для себя и руководителя.

Редакция не успела ответить на письмо, как Елена прислала новое, где рассказала, что попросила повышения, и её повысили. В письме она рассуждала, что повышение зарплаты дало ей не только деньги, но и ощущение ответственности и навык планирования. В третьем письме Елена продолжала офигевать, как круто этот шаг изменил не только рабочую, но и её личную жизнь: поднялось настроение, появилось время на хобби и общение с детьми.

Больше всего мне нравится вывод, к которому приходит Елена: мы всё делаем сами, а «Кинжал» помогает нащупать путь. Опубликовав эту историю в соцсетях, мы получили много добрых слов в адрес героини, поддержку и радость за чужой успех. Это большой знак, что людям нужно слышать реальные счастливые истории.

— Вера Высочина, групхед контент-продюсеров «Палиндрома»

Если сухо описывать форматы, то мы пользуемся всем, что повышает вовлечённость аудитории: анонсы, опросы, предложения решить гипотетическую ситуацию, ресайзы статей, инструкции, дайджесты, заставки и открытки, конкурсы, стикеры и видеокружочки экспертов или команды.

Мы ищем на рынке лучшие решения и адаптируем их. Форматов вовлечений не так много, поэтому мы придумываем идеи на базе существующих механик.

Это <a href="https://t.me/Le_kinzhal/3027" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тестоквест</a>, в котором читатели «Кинжала» принимают решение и влияют на развитие событий
Это тестоквест, в котором читатели «Кинжала» принимают решение и влияют на развитие событий

Продвижение

Вначале продвигали бренд-медиа через «Фэйсбук Эдс» *, «Гугл Эдс» и ВК Рекламу.

До отключения «Фейсбук Эдс» * весной 2022-го реклама была устроена так: в инстаграме * мы продвигали сам аккаунт, телеграм-канал и вели на статьи на сайте. А в ВК рекламировали только группу ВК.

Когда инструменты «Фейсбук Эдс» * отвалились, мы за неделю перестроились и перешли в рекламную систему Яндекса. Перестали продвигаться в «Инстаграме» *, а трафик на сайт начали вести через РСЯ. Потом добавили посевы в телеграм-каналах. Такое распределение действует до сих пор.

— Даша Гусельникова, таргетолог «Палиндрома»

* «Фейсбук» и «Инстаграм» запрещены на территории РФ, ю ноу.

Для рекламы в ВК лучше всего срабатывают нативные посты, которые обещают читателям моментальную пользу. В ВК мы долгое время запускали в продвижение публикации из сообщества. Несмотря на то что в постах не было призыва подписаться, люди подписывались и стоимость подписчика была достаточно низкой.

Сейчас у рекламы в ВК есть ограничение: на картинках может быть не более 20% рекламного текста, то есть подобные посты модерация не пропускает. Поэтому мы запускаем в продвижения рекламные объявления на основе публикаций:

Пример поста для продвижения
Пример поста для продвижения

В телеграме заходят посевы с постами, в которых даём ссылки на самые популярные публикации. В результате экспериментов оказалось, что так конверсия в подписку значительно выше, чем если бы мы просто призывали подписаться на канал.

Примеры удачных креативов для продвижения
Примеры удачных креативов для продвижения

Первые результаты и коллабы

В первый год «Кинжал» стал интернет-феноменом и по органическому росту обогнал остальные бренд-медиа «Палиндрома». На второй год количество уникальных посетителей выросло на 40%. За весь 2022 год на сайте «Кинжала» было больше миллиона уникальных посетителей. Охваты в соцсетях — 2,46 млн в месяц, подписчиков — больше 245 тысяч во всех каналах.

В «Кинжал» приходят рекламироваться и другие бренды, что редко для сегмента бренд-медиа. Мы учитываем интересы аудитории и клиента и даже за деньги работаем только с брендами, которые органично вписываются в концепцию «Кинжала». У нас были платные интеграции с «Зигмунд Онлайн», клиникой реабилитации «Три сестры», сетью клиник DocMed, мессенджером «Пачка», Ozon, Selectel, FlowWow, Теле-2 и партнёрские проекты с «Дзеном» и «Лайфхакером».

Совместный проект с «Зигмунд Онлайн», который принёс больше 21 тысячи просмотров статей на сайт «Кинжала» с ERR 40,7%.
Совместный проект с «Зигмунд Онлайн», который принёс больше 21 тысячи просмотров статей на сайт «Кинжала» с ERR 40,7%.

Новый этап — присоединение к Практикуму

Для всех бренд-медиа характерны стратегические, редакционные, визуальные изменения через один-два года работы. Это маркер того, что издание растёт и развивается вместе со своей аудиторией.

Как раз спустя полтора года, в январе 2023-го, «Кинжал» стал бренд-медиа Яндекс Практикума. У нас были совместные публикации с экспертами Практикума и хорошие отношения до этого, но теперь у «Кинжала» появилось больше ресурсов помогать своим читателям.

У «Кинжала» всё уникально: визуальный стиль, голос, взгляд на темы. Но самое ценное — уникальная аудитория, которая ведёт себя как настоящее сообщество: поддерживает и критикует, отвечает шутками на шутки, просит совета в сложные моменты и просто очень любит издание.

— Тата Осипова, бренд-менеджер Яндекс Практикума

У «Кинжала» появилась новая Big Idea — остаться в ИТ и продолжить здесь свой путь. Это уже не служба психологической поддержки там, где человек сейчас. Это служба, которая помогает оказаться там, где хочется быть.

«Кинжал» стал телепортом в цифровую карьеру: оброс гайдами, инструкциями и материалами, которые помогают человеку на пути к цели.

Изменения у редакции

Редакция сфокусировалась на карьерных трудностях и вопросах, как стать руководителем, что такое медиация, как выбрать вектор развития. В общем, смотрите свежее на сайте «Кинжала».

Благодаря «Кинжалу» у Практикума есть возможность говорить смелее и откровеннее, больше шутить и экспериментировать. Очень ценим желание редакции постоянно придумывать новое и делать классно.

— Тата Осипова, бренд-менеджер Яндекс Практикума

Ещё разными способами рассказываем читателям о курсах Практикума. Из простого — добавляем баннеры, которые ведут на сайт. Интегрируем курсы Практикума в тематические статьи. Не скрываем свою связь с Практикумом и прямо рекомендуем подходящие курсы.

Примеры блоков о курсах Практикума

Добавили разнообразия: в рубрике «У нас конфликт» читатели рассказывают о конфликтных ситуациях, а авторы журнала и специалисты Практикума предлагают решения.

Что по редизайну

Редизайн был нужен по двум причинам. Во-первых, после появления Практикума мы решили ярче подсвечивать его бренд и продукты. Во-вторых, мы не меняли дизайн полтора года и он приелся.

На старте проекта мы делали визуальную концепцию для небольшого медиа с упором на иллюстрации. За два года «Кинжал» сильно вырос и мы поняли, что визуальный язык нуждается в масштабировании. Захотелось дать ему большей самодостаточности, чтобы все-все элементы дизайна работали, соединялись и развивались, создавая классное визуальное разнообразие.

Так как «Кинжал» — это телепорт в цифровые профессии, то за основу визуала мы взяли интерфейсы популярных приложений и сервисов. Таких элементов много: расписание календаря, слоты для встреч, баблы сообщений в мессенджерах. Мы используем их как модули для сетки, внутри которой живут контрастные элементы. Получается, что яркие, живые иллюстрации поселяются внутри диджитал-среды. Также и в нашей жизни: в интернете мы существуем в сервисах, в которые мы сами, со своими проблемами и сложностями, добавляем жизни.

— Даша Кузякина, руководитель группы визуальных коммуникаций в «Палиндроме»
Так выглядит главная «Кинжала» сейчас
Так выглядит главная «Кинжала» сейчас

Комьюнити

Мы волновались за то, как аудитория «Кинжала» отреагирует на твист с появлением Практикума, но всё прошло хорошо.

<a href="https://t.me/Le_kinzhal/2333" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Тот самый пост,</a> в котором «Кинжал» и Практикум оформили отношения
Тот самый пост, в котором «Кинжал» и Практикум оформили отношения

Мы тщательно анализируем тональность комментариев. Когда опубликовали пост про Практикум, 60% отреагировали нейтрально, 25% радовались и желали удачи, а около 15% высказали опасения, что это повлияет на контент «Кинжала». Наши комьюнити-менеджеры всем сомневающимся объяснили, что изменения никак не повлияют на редполитику и «Кинжал» останется их любимым островком ироничного полезного контента в пучине интернета. С теми подписчиками сошлись на формулировке «поживём — увидим» :)

— Вера Высочина, групхед контент-продюсеров «Палиндрома»

Каких результатов достигли спустя два года

Если на эмоциях, то:

1. Читатели обожают «Кинжал».

Вот доказательство
Вот доказательство

2. Клиент, Яндекс Практикум, обожает «Кинжал».

3. Команда «Палиндрома» обожает «Кинжал».

Если в цифрах, то в среднем за год в «Кинжале» выходит 150 материалов на сайте и 600 постов во всех социальных сетях. Это обеспечивает поток из более чем 70 тысяч уникальных посетителей на сайт ежемесячно со средним временем на сайте более 4 минут.

Из соцсетей переходят по 40 тысяч уников, охваты всех постов — больше 2,5 млн, всего в соцсетях больше 272 тысяч читателей.

Зачем компаниям бренд-медиа

Читая кейс, вы наверное думали: «Окей, „Кинжал“ — классное медиа, все его любят, результаты хорошие. Ну и что? Какая с этого выгода?» Отвечаем.

Бренд-медиа — это инструмент, который собирает вокруг себя аудиторию, достигает человеческих сердец и зажигает глаза. Людям плевать на бренды и их продукты, они желают быть услышанными, хотят развлечься и чтобы их проблемы решались. Бренд-медиа формирует эмоциональную связь с аудиторией и выделяет бренд на фоне конкурентов.

Для бренда это способ расширить аудиторию и влияние, познакомить с продуктами компании и сформировать определённый публичный образ компании. А ещё бренд-медиа помогает компаниям быть раскрепощённее — использовать другой тон оф войс, хулиганить, больше шутить.

Миссия Практикума — технологиями и поддержкой помочь найти работу по душе и вырасти профессионально в конкурентном мире.

«Кинжал» помогает нам выходить на аудиторию, которой мы можем быть интересны и полезны — к людям, которые осознанно подходят к карьере, которым важна самореализация, экономическая автономность и радость в работе.

Они не верят в марафоны желаний, но верят, что, разобравшись, подумав, посмотрев по сторонам, приложив усилия, каждый и каждая может что-то в своей карьерной жизни изменить к лучшему. Мы в Практикуме верим в то же самое.

— Тата Осипова, бренд-менеджер Яндекс Практикума

Если хотите посмотреть, как всё работает и выглядит, читайте телеграм-канал и сайт «Кинжала». За бренд-медиа и контент-маркетингом приходите в «Палиндром».

54
9 комментариев

лучшие

4
Ответить

С регистрацией (:

1
Ответить

Издание кайф. Визуал решает.

3
Ответить

Издание живёт больше двух лет, каждый месяц на сайте больше 60 тысяч уников, а охватов в соцсетях больше 2,5 млн.

Это обеспечивает поток из более чем 70 тысяч уникальных посетителей на сайт ежемесячно

Вы бы уже определились

1
Ответить

Пока дописывали статью, пришло ещё десять тысяч

5
Ответить

Перепроверили и пофиксили, спасибо!

2
Ответить

Отправляю ссылку на «Кинжал» всем знакомым айтишникам и диджитальщикам, у которых «что-то не так»: с задачами, руководством, коллегами, деньгами, жизнью в целом. Читают, думают, благодарят.

1
Ответить