Дизайн обложек винила как вид искусства

Оля Горячева, ведущий арт-директор СберМаркетинга, разбирает шесть обложек альбомов с точки зрения дизайна и типографики. Новая пятничная рубрика — о хобби и увлечениях, которые помогают нашим коллегам в работе.

Оля Горячева
ведущий арт-директор СберМаркетинга

Хочу познакомить вас с несколькими интересными обложками, которые как минимум цепляют взгляд, а как максимум — заставляют приобрести альбомы в домашнюю коллекцию винила.

В процессе работы над обложкой винила всегда возникает масса сложностей. Начиная с производства, работы с печатными материалами (цветокоррекция, выбор бумаги, эффекты печати) и заканчивая поиском правильного образа. Нужно найти и объединить в визуале огромное количество компонентов — смысл альбома, тренды в современном графическом дизайне, нестандартные приемы в типографике и визуализации, настроение исполнителя и его сообщение миру.

The Cranberries — «Bury the Hatchet», 1999

Эта обложка не сразу влюбляет в себя. Но стоит в нее вглядеться, и уже не можешь выкинуть ее из головы. Это чистой воды экстаз для дизайнера-перфекциониста. Композиция построена четко по принципам геометрии: все поделено на четверти и при этом использовано правило трех третей.

Центральный объект — око, которое направлено на человека, — сразу привлекает внимание. Его размер выверен — оно вписывается в квадрат с длиной стороны, равной трети от всей композиции.

Далее следуем по направлению взгляда ока: следующий объект, который мы видим, — человек. Тут прослеживается четкая диагональ. Он и горы на фоне занимают почти четверть всей композиции, а его фигура размещена в самом центре левой нижней трети. Обложка отражает суть названия альбома (в недословном переводе «Bury the Hatchet» означает «Оставь все позади»). Альбом был своего рода обращением к журналистам, которые допекали группу.

Travis Scott — Astroworld, 2018

Крайне занимательная вещь, обложку для которой снял глянцевый фотограф Дэвид ЛаШапель. Он известен своими сюрреалистичными и гротескными работами для рекламных кампаний таких брендов, как Kenzo, Schweppes, Evian. Альбом назван в честь закрытого парка развлечений Six Flags AstroWorld, расположенного в Хьюстоне, Техас.

Сам исполнитель в одном из интервью признался, что часто бывал в детстве в этом парке. Сейчас его снесли, чтобы построить апартаменты, и Трэвису Скотту жаль. Собственно, на обложке и изображен парк; это один из тех видов, на которые чем дольше смотришь, тем страшнее становится.

На первый взгляд все приятно и радостно — вот счастливые дети прыгают с леденцами и рассыпают вокруг попкорн, вот семья заходит в парк через золотую голову рэпера (которая, кстати, послужила промокампанией для этого альбома).

Но на заднем плане виден разбитый, проржавевший автомобиль и мусор, который никто не убирает. Слева — нечто вроде титана (или раба), склонившего голову перед шаром, на котором видно слово world, а рядом так и вообще боеголовка.

Но на этом Дэвид ЛаШапель не остановился. Он снял еще одну версию обложки, увидеть которую можно только распаковав винил. Там изображен этот же парк аттракционов, но уже его ночная откровенная версия «для взрослых». Гибкие ассистентки фокусника, гимнастки, ночное тусовочное безумие и все та же золотая голова как вход в парк.

Raja Kirik — Rampokan, 2021

Обложка вызывает желание замедлиться, остановиться и просто ее рассматривать. На первый взгляд, тут какой-то хаос. Да и на второй тоже. Но сбалансированная по пятнам композиция, аккуратные штрихи, ритм типографики слева, перекликающийся с многоножкой сверху и даже с паттерном на повязке, а также изображения, воссоздающие сюжеты легенд и как будто кое-где даже отсылающие к полотнам Босха, заставляют погрузиться в детали. Очень нестандартное оформление — но как же оно подходит к звучанию альбома.

Dry Cleaning — Stumpwork, 2022

Одна из самых отталкивающих и неприятных обложек, что я когда-либо видела, но и тем самым чуть ли не самая запоминающаяся. Мы живем в эпоху визуального мусора и баннерной слепоты, привыкли к красивым инстаграмным картинкам, где все выверено по цветовой гамме, причесано по композиции, начищено до блеска и выкручено через фильтры на максимум — лишь бы выглядело притягательно и вдохновляюще. И такого рода изображений стало настолько много, что мы не успеваем заострять на чем-то внимание, скроллим ленту, переключаем треки в стриминговых сервисах. Но одна из задач дизайна как такового — сделать продукт, который люди заметят и запомнят. И автору обложки это удалось.

Andre Previn, London Symphony Orchestra — Tchaikovsky: The Sleeping Beauty, 1974

Невероятные по изящности обложки созданы иллюстратором Диком Эллескасом. На его счету много работ для классических произведений на виниле: «Лебединого озера» Чайковского, «Жар-птицы» Стравинского, написанной для «Русских сезонов» Дягилева в Париже, «Ромео и Джульетты» Прокофьева, «Женитьбы Фигаро» Моцарта. Все они отличаются узнаваемым стилем автора: тонкими линиями, грацией в позах, продуманными цветовыми сочетаниями.

Композиция построена и выверена четко, с теми же делениями пространства на четверть, треть и половину, о которых мы говорили ранее. Особенно ярко это прослеживается на иллюстрации к «Лебединому озеру»: в центре внимания балерина, композиция поделена на три части, есть четкая динамика за счет рук и ноги, потрясающее внимание к деталям — клювы лебедей перекликаются по цвету с лапкой одного из них и губами балерины. Это создает условный круг, заставляет зрителя попасться в ловушку иллюстрации, кружить взглядом с лица балерины на лебедей и обратно. И только рассмотрев все детали, обращаешь внимание на фон — видишь портреты, других балерин, деревья.

«Спящая красавица» — пример композиции, поделенной пополам. Крупные портреты занимают почти все пространство левой половины, в то время как нижняя часть посвящена динамичной композиции. Однако не спешите выключать остальные упомянутые выше правила, потому что роза, стремящаяся к блоку типографики, подчеркивает вертикальное деление обложки по схеме трех третей.

Дик Эллескас создал удивительные композиции, которые строятся по нескольким правилам одновременно и производят неизгладимое впечатление. Глядя на эти пластинки, погружаешься в мир возвышенного и благородного. Тот самый случай, когда можно не слушать, а просто смотреть.

Еще больше разборов, кейсов, исследований и инсайтов — в нашем телеграм-канале.

0
2 комментария
Андрей Маркин

обложки для винила уникальны каждая по своему

Ответить
Развернуть ветку
Olesya Gievsky

Stumpwork и правда запоминающаяся. Буквально впечаталась в сетчатку)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда