5 кейсов успешного мем-маркетинга. Как правильно использовать юмор для продвижения бренда
Люди любят мемы, поэтому многие компании используют их для продвижения. В статье разберем кейсы брендов и подскажем, как использовать мемы в маркетинге.
Привет! На связи Ксения Охапкина — медиаменеджер из команды Centra. Это маркетплейс, на котором клиенты запускают рекламные кампании более чем на 250 площадках и сервисах. В этой статье хотим поговорить о том, что может сделать бренд еще популярнее, — о мемах.
Согласно исследованию сервиса «Анкетолог», 52% пользователей хотели бы чаще видеть мемы в постах компаний. Дело в том, что 66% опрошенных получают от смешных картинок положительные эмоции, а 67% считают, что реклама или информация о компании с мемами привлекательнее. Мы изучили, как разные бренды используют юмор в кампаниях и блогах. Делимся находками и даем рекомендации, как правильно использовать мемы в маркетинге.
Adidas × мем с Гомером Симпсоном
Летом 2023 года компания выпустила новый дизайн кроссовок Adidas Stan Smiths с Гомером Симпсоном. Для оформления использовали знаменитый мем, где персонаж пятится в кусты.
В 2022-м компания выпускала кроссовки с Мардж Симпсон. Есть версия, что именно фанаты предложили дизайн с мемом — и Adidas понравилась идея.
Пока данных по продажам кроссовок нет, но новость о «мемной» модели разошлась по соцсетям и СМИ.
Грозная сова из Duolingo
Платформа для изучения иностранных языков Duolingo не собиралась делать из своего маскота — зеленой совы Duo — мем, однако аудитория сама начала шутить на эту тему. Дело в том, что приложение отправляет пассивно-агрессивные напоминания, когда пользователь пропускает уроки. В ответ ученики стали создавать мемы с агрессивной совой, например на Reddit.
Duolingo решили использовать мемы в свою пользу. Компания подхватила тренд и сама размещает картинки и видео со злой совой. Так, 1 апреля 2019 года на YouTube-канале приложения появился ролик с птичкой, которая преследует парня.
Мемы положительно влияют на популярность сервиса: у аккаунта в TikTok 7,5 млн подписчиков, а приложение используют уже более 500 млн человек.
Мемная реклама Полисорба
Чтобы увеличить узнаваемость бренда «Полисорб», тоже использовали мемы. Рекламную кампанию провели во ВКонтакте: придумали мемы для разных сегментов целевой аудитории и разместили картинки в тематических сообществах.
Реклама охватила 5 млн пользователей соцсети. Посты собрали в общем 10 тысяч лайков и 9 тысяч репостов. Узнаваемость бренда повысилась — Полисорб добился своей цели.
Догекоины и Илон Маск
Иногда просто «мемное» название может повлиять на популярность бренда. Создание криптовалюты Dogecoin началось с шутки: программисты Билли Маркус и Джексон Палмер решили, что сделают собакомонеты как аналог биткоину. Сначала о валюте знали только люди из сферы блокчейна.
Однако в 2021 году в TikTok завирусился ролик о догекоинах. Пользователи призывали друг друга покупать монеты и получать прибыль. Это привлекло Илона Маска, он опубликовал несколько твитов о валюте.
В итоге стоимость криптовалюты за несколько дней выросла на 700% процентов. Правда, когда пик популярности прошел, собакомонеты потеряли 80% цены. Но пользователи продолжают покупать догекоины — сейчас капитализация валюты составляет 8 млрд долларов.
Мемы со Стэйтемом
Цитаты Стэйтема во ВКонтакте давно стали мемом. Однако в июне 2023 года шутки вышли на новый уровень. Актер выложил в своем аккаунте брутальное фото, и русскоязычные пользователи написали множество комментариев с цитатами. Флешмоб поддержали и бренды: отметились сервисы Яндекса, Авиасейлс, Синхронизация, Ozon, ТНТ, BelkaCar — всего пост собрал 50 тысяч комментариев.
Акция привлекла внимание к брендам — о флешмобе писали в соцсетях и СМИ. Хотя цель компаний, скорее всего, была другой: показать, что они в курсе современных трендов.
Как использовать мемы в маркетинге
Если хотите строить маркетинг на мемах, следуйте следующим правилам. Они помогут не вызвать негатив излишним креативом и подобрать мем, который получит хорошую реакцию пользователей.
Учитывайте контекст мема. Изучите, как мем появился и почему стал популярным. Это важно, ведь иначе он может негативно повлиять на репутацию бренда. Например, Тинькофф один раз использовал в рекламе отсылки к АУЕ. Большинство пользователей восприняли посты негативно и в комментариях угрожали закрыть карты банка.
Не шутите на острые темы. Не все пользователи понимают черный юмор, поэтому, если целевая аудитория не оценит мем, его лучше не использовать. Хотя есть бренды, которые рискуют, например Авиасейлс. Компания не боится высказываться по любой новостной повестке, и пользователи любят бренд за это. Но это скорее исключение.
Используйте актуальные мемы. Тренды очень быстро сменяют друг друга, и пользователи могут остро реагировать на неактуальную картинку. Например, сейчас не стоит использовать trollface — это давно неактуально.
Анализируйте аудиторию. Изучите людей, которые увидят ваши мемы. Можно сначала показать картинки тем, кто входит в целевую аудиторию компании. Например, если у вас премиальный ювелирный бренд, возможно, юмор только навредит.
Впишите продукт органично. Не стоит хвататься за любой инфоповод и притягивать его за уши к вашему бренду. Скорее всего, такой мем не будет смешным, а пользователи не оценят креатив.
Меняйте мем внимательно. Когда хотите подстроить мем под ваш бренд, проследите, чтобы пользователи считывали шутку после изменений.
А вы встречали мемы от компаний, которые вас рассмешили? Делитесь ими в комментариях :)
* Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит указанная соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ.
Начала читать статью → пришлось идти проходить урок в дуолингво. И здесь сова меня нашла!
Прочитал статью, уже забыл про сову - увидел ваш комментарий и я опять в ловушке ударного режима((
От нее не скрыться...
Пылесорб надо принимать до похмелья?? И тут моя жизнь перевернулась!
Сколько полезного можно узнать на виси!
вот это поворот! тоже не ожидал, что нужно пить его до)
вот так вот познавательно получилось:D
кверх тормашками)
к сожалению многие перебарщивают или работают по шаблонам. в итоге миллион однотипных шуток брендов, когда появился новый мем и ты будешь лохом (или ссмщик не получит премию), если не пошутишь.
в этом году хоть спасибо, что почти никто не шутил про третье сентября, потому что даже на пост- или метауровне это уже кринж
да, мемы бывают тонким льдом, тут еще важно все-таки делать такие креативы "с душой"... а не из-под палки
У Ролтона мемный день есть)
отличная стратегия для такого бренда
Подписалась на Стэтэма, чтобы хихикать в комментах 😄
Блин, вот бросил недавно играться. Сова все раз в неделю меня пытается вернуть. Она так и не может понять, что часть вины лежит и на ней
мемы наше всё)
Не знаю банка этот мем или народное творчество, но смешно
Прекрасная статья, спасибо! Считаю, круче всего, когда мем не просто ради мема, а органично смотрится, как с Полисорбом
спасибо! с органичностью полностью согласны)
Мемы - это особый вид современного искусства. Не всем дано его освоить
Мемы в нашей жизни уже так укоренились, что без них уже низзя)
В Авиасейлс гениальные ребята, почти всегда удачно делают. И их реклама держит на плаву видеоблогеров, которые тоже интересно обыгрывают интеграции. Хотя билеты там ни разу не пришлось покупать
да, бренд удачно сочетает юмор и эмпатию, за ними хочется наблюдать, даже если и не нужны авиабилеты)
Мемы действительно очень хороший инструмент для продвижения. Главное, уметь правильно их использовать)
Статья просто анигиляторная пушка. Хоть и не на испанском, но все равно круто ✌
ахах спасибо:D
Мемы в маркетинге - дело тонкое, не переборщить главное
Обожаю мемы во всех их проявлениях, и считаю гуру мемного маркетинга — Авиасейлс и Визит
Статья огонь!)
Сова и Джум — топ🔥🤣🤣🤣
Комментарий удален модератором
А мне реклама с Голумом прям зашла. Я бы в такую стоматологию бежала теряя тапки.
значит в ваше чувство юмора попали! в таких креативах всегда есть две стороны, кто-то оценит, а кто-то может и оскорбиться
Тут как с граничным условием уравнения Совершенства в «понедельнике начинается в субботу»: если каждый раз думать, кто может оскорбиться, то вообще ничего нельзя делать.
100%, но в случае с крупным брендом и годами взращиваемой репутацией подумать все-таки придется, но тут главное тоже не переборщить, вы правы)
"Хороший пример, когда мем фактически не упоминается, но его смысл понятен из контекста — как у Joom"-cмотрю на данный пример и у меня обратное ощущение- смысл не понятен и оригинал мема даже не гуглиться((
ну как же
Я календарь переверну)
ааа)) опять он))) мой мозг откзывается его видимо переворачивать)
если вы не знаете этот мем, возможно, вы счастливый человек:D
тут речь о меме с Шуфутинским и его песней 3 сентября: https://memepedia.ru/trete-sentyabrya/
А есть ли у мемов правообладатели? Как быть с авторскими правами?)
тут ситуация такая, что мемы многими воспринимаются как народное творчество, фольклор, а значит без автора. Это, конечно, не совсем так, например, некоторые мемы могут быть запатентованы, и можно нарваться на иски при их использовании (например, у образа ждуна есть правообладатель).
Поэтому при использовании мемов в коммерческой деятельности, нужно либо попытаться найти их авторов и получить согласие и проверить, не зарегистрированы ли картинки в качестве товарного знака.
Еще способ публиковать чужие мемы без штрафов - это нарисовать свой мем на основе идеи популярного
тут уже одни "креативщеги" от сдек-а такие мемы с лулзами настрочили... глыбко, пипипи, фееоично.. ух.
Ну Илон Маск просто амбасадор классных тематических мемов
Что-то не вижу пример про Каспийский Груз и АК47. Неполная статья.
очень люблю такие бренды или компании, которые используют в своем общении с аудиторией или клиентами умор, как по мне это очень сближает и вызывает чувство "дружбы с брендом"
так и есть! вот как раз результаты опроса по теме, которые это доказывают: https://iom.anketolog.ru/2023/08/17/memy-v-marketinge