Лень, опоздания и пофигизм: почему мы перестали нанимать в digital агентство ребят с опытом
Нам в агентстве Сайткрафт потребовалось 10 лет, чтобы понять простую истину — проще обучить с 0, чем переучивать под себя. За период с 2013 года мы вырастили около 10 руководителей без опыта в интернет-маркетинге. Чтобы вы не тратили столько времени, делимся советами, принципами и житейскими историями.
Привет! На связи Дима Шестаков и Женя Циберный, совладелец маркетингового агентства Сайткрафт. Сегодня мы поделимся опытом набора сотрудников, который по крупицам собирали на протяжении всего периода существования агентства.
…это и 1000 других выражений мы слышали от людей, которые планировали работать у нас руководителями. Не складывалось. Поэтому со временем мы поняли: лучше строить профессионала с нуля.
Сейчас мы активно придерживаемся этой позиции. Берем на работу новичков, у которых за спиной пару кейсов, слабое портфолио, и огромное желание учиться.
История о том, как мы нанимали менеджера проектов
Менеджер проектов — одна из сложных должностей; то самое связующее звено между командой и заказчиком. МП несет ответственность за команду, находит общий язык с клиентом, взаимодействует с различными отделами и т. д. Коммуникаций хоть отбавляй.
В 2021 году нам потребовалось нанять МП. Женя уже не мог позволить себе выполнять роль и руководителя, и совладельца, и тимлидера. Нужен был человек.
Из-за небольшого бюджета агентство не могло себе позволить HR. Поэтому поисками занимался сам Женя.
Первые несколько кандидатов были с опытом работы. Все прекрасно: портфолио, кейсы, отменные рекомендации. Думали, сработаемся и все пойдет по накатанной.
На деле оказалось сложнее: первый проработал один день, второй — неделю. «Расставания» инициировал Женя.
Проблема заключалась в самих людях: они позиционировали себя как мегакрутых специалистов. Может, так и было… Но!
Как минимум, у них отсутствовало представление о корпоративной культуре в агентстве.
Под корпоративной культурой мы подразумеваем общие ценности компании, а именно отношение к:
- ошибкам;
- опозданиям;
- коллегам;
- начальству;
- обратной связи и т. д.
Нам важно, чтобы человек умел обратиться за помощью и мог сам ее оказать. Мы небезразличны к честности и открытости. Для нас чуждо увиливание от обязанностей и лень.
Это тот минимум, которому должен придерживаться любой сотрудник агентства.
А вот у «профи» была сформирована своя система. Подстраиваться под кого-то — зачем? «Я же уже спец!».
На таких специалистов Женя тратил в 2 раза больше времени. Ему приходилось выслушивать возражения человека, а затем пытаться убедить в обратном. «Спец» все равно не понимал, делал по-своему. С новичками ситуация была иной: они брали и делали.
Женя рассказывает:
Ответ был таким:
Нам ничего не оставалось, как взять на работу человека без опыта в сфере разработки сайтов.
Вы спросите, как мы могли взять сотрудника, у которого отсутствовал релевантный опыт?
Все просто. Мы сформировали критерии, а он под них подошел:
- Горящие глаза.
- Желание прийти и проявить себя.
- Способность к обучению, как под присмотром, так и к самостоятельному.
- В какой-то мере альтруизм.
При этом человек действительно хотел попасть в сферу маркетинга.
Забавно, но хороших специалистов на рынке труда найти сложно. Они либо уже заняты на каких-то проектах; либо работают на себя; либо компании всеми силами пытаются их удержать, потому что знают — результат есть.
Поэтому, когда к нам приходили «профессионалы», показывали кейсы и продавали себя — у нас закрадывались сомнения.
Во-первых, почему ты здесь?
Во-вторых, что действительно скрывается за твоим портфолио? А зачастую там был лишь красивый дизайн, многочисленные бывшие места работы и куча воды.
Да, изначально мы на это велись.
Суть в том, что такой специалист не мог проработать у нас и полгода. За это же время мы вполне способны обучить человека с 0.
Так зачем тратить время на того, кто абсолютно не хочет менять свои принципы, если можно взрастить первоклассного спеца?
Посмотрел в потолок тут, поплевал там: кейс про найм руководителя отдела SEO
Еще одним примером станет поиск руководителя для отдела SEO. Отдел появился у нас в 2016-2017 году.
До этого времени все проекты Женя вел сам. Он был и руководителем, и специалистом, и бухгалтером, и аккаунт-менеджером и даже HR, который набирал себе помощников.
Чем больше становилось проектов — тем сложнее было вести их самостоятельно. Тогда стали появляться мысли о полноценном отделе SEO.
Соответственно нужен был человек, который с помощью нескольких джунов взрастит полноценную систему, целый отдел.
Идея была простая: найти классного спеца по SEO. Он бы не только взял на себя ведение проектов, но и обучение сотрудников, налаживание процессов и т. д.
Мы нанимали на работу профи и прощались с ними уже через 2-3 месяца.
Не спорим: они знали свое дело; умели работать в команде, но… руководителями так и не стали.
Признаемся — с ними было тяжело работать. Они показывали классный результат на первых проектах, доказывая свою компетентность. А потом забивали, и занимались лишь имитацией бурной деятельности.
Постоянные опоздания, срывы сроков. Чтобы вы понимали, один из них даже умудрялся писать электронную музыку во время работы. Об этом сотрудник рассказал уже спустя год работы.
Мы поняли — так дальше жить нельзя, и перешли к активным действиям.
Женя скомпоновал все свои знания по SEO в один документ на 37 страниц. На основе его оформил гайд/чек-лист, инструкцию, памятку и т. д. Затем он нанял девушку, у которой вообще не было опыта в SEO.
3 месяца Женя полноценно курировал Лену. И вуаля: через 4 месяца плодотворной работы она стала работать самостоятельно. Через 5 начала обучать других, продвигать сайты.
Методика была простой:
- Женя предоставлял материал для изучения; советовал, где и что можно почитать, зачем это.
- Вместе с Леной Женя разбирал текущую задачу. Он показывал, как делать, что и зачем.
Уровень сложности с каждым разом становился все больше. То есть, например, изначально Женя мог делегировать Лене только отдельные задачи по проектам. Ближе к концу обучения Лена вела проект самостоятельно.
Женя был открыт к вопросам, к обсуждению, к обратной связи. Именно поэтому Лена, как специалист, выросла очень быстро. Ей потребовалось 4-6 месяцев, чтобы стать полноценным руководителем отдела SEO.
Поэтому теперь наш выбор — в пользу «новеньких». Подавляющее большинство ребят с опытом реально умеют классно работать, но… не хотят. Просто не хотят и все: переросли свою должность, не любят работать и т. п. Они не готовы переучиваться, ставить себя на позицию ученика, признавать свои ошибки.
Что происходит, когда ты берешь новичков без опыта? Как минимум, они благодарны за открытую дверь в сферу маркетинга. Как максимум — быстро учатся, растут и показывают результаты.
У ребят с опытом как будто уже сформированы ценности в отношении работы, результата, честности, умения признавать свои ошибки. И к сожалению, часто с этим все не очень хорошо.
У новичков этих ценностей еще нет, поэтому наша задача — их сформировать.
Да, обучать людей практически с нуля — дольше, но если построить систему обучения стажеров, дело пойдет по накатанной.
Наши руководители в 90% случаев идут именно по такому сценарию. Поэтому мы в них уверены.
Чтобы не пропустить новые истории, кейсы и полезные материалы — подписывайтесь на наш Телеграм канал.
С уважением, руководители агентства Сайткрафт.
Выглядит так, что ваш Женя с прибабахом, ни с кем бы не сработался. Поэтому просто воспитал себе послушных рабов, которые думают и делают как он.
В долгую это узкое виденье всего целой компанией...
Это не прибабах, а скорее многолетний опыт, который показал, что гораздо легче и приятнее работать с новичками. Они хотят, они горят.
это не прибабах, а просто человек так хочет работать. И потом, наемники упускают одну простую вещь - их нанимают не для того, чтобы они профессионально решали СВОИ задачи, а для решения задач начальника и для его спокойствия во время отчета перед директоратом. А какой ты профи - это дело второе. Важное, но второе.
Так это классика, наверное критики человек не вывозил, ведь сам себе крутой сеошник... знаем таких)
Комментарий удален автором поста
Как с языка сняли)) знавал подобный стартап, где могли сотрудникам написать в любое время суток, а если тот не отвечал сразу, то всё – нет желания работать «нет огня» в глазах 😅 и ещё хуже, если просил достойную оплату))
Ваш подход позволяет сэкономить на зарплате новичков и решить проблему с кадрами, если обязанности несложные и им можно быстро научить. Действительно поиск «идеального сотрудника» может сильно затянуться. Но есть и масса минусов , которые вам тоже стоило бы упомянуть: 1. Не каждый новичок оправдает ваши надежды и вы так же можете потерять с ним время. Те же 2-3 месяца, что и с опытным неподходящим вам сотрудником. 2. Набравшись опыта и компетенций новичок в поисках лучшей доли (зарплаты) может уйти и вы рискуете стать конвеером по обучение новичков. 3. Самый главный минус - ни вы, ни ваш Женя, с новичками не поднимите свою компетенцию, не научитесь новому, не узнаете что можно сделать лучше и как именно и продолжите совершать свои ошибки, так как новички их не увидят. Но возможно вы и сами «уже профессионалы» и переделываться не считаете нужным. В любом случае удачи вам и Жене в вашем непростом деле.
Ещё хочется отметить, что минусы в виде неоправданных надежд действительно могут встретиться как со стороны профи, так и со стороны новичков.
Можно ведь какую-нибудь поддерживающую программу для выпускников вузов организовать: трудоустройство + стажировка
Благодарю за подробный отзыв!
Возможно, ошибка в том, что мы не упомянули, что новички растут. И зарплаты индексируются в соответствии с их навыками и компетенциями.
У каждого сотрудника есть своя система мотивации. Он знает, что ему нужно сделать, чтобы з/п выросла.
Интересная статья, но впечатление двояковыпуклое.
Без того, чтобы выслушать ОБЕ стороны, я бы не стал однозначно решать.
Хотя подход "растим спецов сами" правильный.
///
Но вообще странно это, что все приходящие спецы оказались самовлюбленными болванами.
Хм... очень странно...
Может дело не в бобине?..
Во время чтения статьи крутилась лишь одна мысль: "Да кто такой этот Женя?!" Так-то не сложно догадаться, но было бы логично пояснить для тех, кто не в курсе.
Игорь, благодарю за пояснение. В статье уточнил.
Да кто такой этот Женя?!
Странная история. Звучит как "мы сами умеет всё и знаем лучше, чем рынок, поэтому внешняя экспертиза не нужна" и "надо работать только так, а иначе не надо".
Почему косячили ваши мидлы и руководители, которых нанимали, надо разбираться. Но как-то всё крайне однозначно. Получается у человека 1 попытка найти работу, а дальше его не надо нанимать, потому что у него багаж знаний уже есть?)
Честно, скорее выглядит как проблема в коллективе, а не в рынке. По крайней мере из той информации, что есть в статье
И вуаля: через 4 месяца плодотворной работы она стала работать самостоятельно. Через 5 начала обучать других, продвигать сайты.
Через 6 месяцев запустила курсы. Через 9 стала наставником в скиллфактори.
Когда в описании к вакансии употребляют выражение "горящие глаза", я понимаю, что лучше туда не ходить даже на собеседование - это беда
Собаку Баскервилей себе на работу возьмите, ей-богу
собаку реально хорошая идея
Несколько комментариев возникло...
Во-первых, понравилась картинка с дилетантами. Созвучно с загом.
Во-вторых, у вас куда-то пропала ссылка...не поняла, куда мне перейти, чтобы не пропустить новые истории. Они у вас что надо, ахахаххахааха.
и еще хотелось бы уточнить, а вот таким образом, отсеивая профи, и говоря о том, что новички делают, что их попросят - мне кажется, вы выращиваете просто удобных сотрудников.
По поводу ссылки, не знаю, почему, но она в редакторе отображается. Продублирую сюда: https://t.me/saitcraft_ru?utm_source=vc_&utm_medium=banner_&utm_term=obuchenie_sotrudnikov_s_0&utm_content=Len__opozdaniya_i_pofigizm__pochemu_ya_perestal_nanimat_v_digital_agentstvo_rebyat_s_opytom&utm_campaign=vc_statya_
по поводу "удобных" сотрудников...я так не думаю. Я объяснил свою позицию. Мне важно, чтобы человек хотел работать, имел хотя бы минимальные софт и хард скилы. Мы скорее воспитываем базовые ценности, которые исковерканы у профи.
С одной стороны - хороший подход, потому что позволяет новичкам влиться в маркетинг. С другой стороны - профи хороши тем, что они могут рассказать о внутрянке на предыдущих местах работы, привнести какие-то новые методы работы, поделиться своим опытом. Вы пишете о том, что профи говорят "мы уже профи, нечего нас переучивать", но в то же время сами не готовы к изменениям, говоря "мы найдем новичка и обучим под себя". Логика та же самая, что и у профи, которых вы ругаете)
уже в шапке прослеживается эго автора и история как подавляется эго сотрудников, не зависимо от их реального опыта и готовности этот опыт вложить в проект.
"работать со звёздами сложно, но только звёзды дают превосходный результат" - раз. Бывают руководители категории А,В и С. Категория 'А' - звезды. Понимающие свои сильные и слабые стороны профессионалы. Категория 'В' - эффективные менеджеры ориентированные на достижение цели. Категория 'С' - достигшие потолка уровня развития компетенций. Руководители 'А' предпочитают работать и на ать 'А'. Руководители 'В' могут привлекать и нанимать на проекты 'А', понимая что для решения задачи чего то не хватает, но в основном нанимают таких же 'В'. Категория 'С' нанимает только 'С'.
На мой взгляд спорный подход. Профессинализм никто не отменял. А личностные качества, которые вам подходят, можно проверить с помощью подробного анкетирования-тестирования и испытательного срока с полной отчётностью о проделанной работе. И вопрос: надолго ли задерживаются у вас обученные с нуля люди. Возможно, что обучаете специалистов для других компаний.
Я не понимаю, почему многие думают, что у нас не остаются работать люди в перспективе.
Как версия, может они в других компаниях не нужны? Подход не общепринятый - сомнительно принимать на работу в другое агентство) Если что - ничего личного, может Женя супер, я вообще его не знаю. Но как вариант. Вот и идти им некуда.
Спасибо за статью, было интересно узнать и о том, что кому-то, оказывается, нужны новички без опыта специально. Это круто! А то после ВУЗа берут только с опытом работы от стопятьсот лет, а где его взять-то.
Похвальный подход, в общем, но хотелось бы уточнить, обученный и благодарный новичок с горящими глазами на сколько у вас задерживается? Ну, то есть, это в долгосрочной перспективе удачный подход или, как тут говорили выше, приходится быть конвейером по обучению?
Конечно, в долгосрочной перспективе.
Выше упомянул о том, что у каждого сотрудника есть своя система мотивации. Она включает не только рост в рублях, но и в карьерном плане, разумеется, тоже.
Полностью солидарен, старую собаку не научить новым трюкам
Тут уже зависит от дрессировщика и самой собаки
«Из-за небольшого бюджета агентство не могло себе позволить HR. Поэтому поисками занимался сам Женя.»
Ну как бы…)
Что вас смутило?
Подход где-то альтруистический, хотя, если обученный человек останется у вас работать, то, несомненно принесёт компании пользу.
За статью спасибо, интерсно и полезно.
«Горящие глаза» в критериях для кандидата - моё почтение. Мне одному кажется, что индустрия переживает плохие времена?
там еще в довесок и "альтруизм". Все прекрасно.
индустрия сайтов на битриксе в таких временах всегда.
Согласна с автороим. Зачастую готовые спецы не хотят подстраиваться под новую компанию и новые регламенты, потому что они все знают и "всегда так делали". Просто сама такая же в некотором роде))) понадобилось некоторое время на рефлексию, чтобы понять, почему сопротивляюсь и, может, я неправа.
Но по сути, получается, что говорим про софт скилс, а не только про опыт. И получается, что специалиста с развитыми навыками работы в коллективе сложно найти. Ну все логично)
Мы с нуля нанимаем, платим почти сразу выше рынка. Полет нормальный.
Комментарий удален модератором
а чё норм, все орут с актуальных мемов про карла, никто не выёбывается
Нанимать технического специалиста и ожидать, что он как-то сам собой, да еще на временном интервале в 2-3 месяца, станет хорошим руководителем - ну как бы максимальная наивность со стороны работодателя. До меня тоже не сразу дошло, что быть руководителем - это не то же самое, что быть наиболее квалифицированным в своем коллективе.
Менеджмент самая сложная часть бизнеса. Очень ее не люблю, и каждый раз повышаю скилы. Суть в том, что вы не умеете на этапе отбора ловить правильных людей, а дальше их мотивировать. Отмазка в стиле все профи снобы - не красит вас. Специалист выращенный с нуля это прекрасно, как собака на ваших мемах преданный друг, но кратных и стратегических ростов вам не даст, или их ждать долго.
Если падаешь, это еще не значит , что не надо снова пробовать и идти дальше.
Что вы все навалились. Отлично все. Люди нашли свой подход и продолжают развиваться. Тут радоваться нужно.
Поэтому Дмитрий благодарю вас за статью и желаю вам больших успехов.
А потом такой новичок, если он не дурачок, в один прекрасный момент помашет ручкой и скажет: "Я уёбываю, пока-пока, дилетанты!".
врядли, ведь его учили специфике конкретной конторы и умению притираться к Жене. придется заново учиться :)
Угу, понимаю и (на самом деле) согласен.
Есть только несколько сложностей (для того, кто обучает):
1) Они всегда уходят и очень сложно смириться с тем, что надо отпустить, а иногда помочь идти дальше…
2) «Иногда они возвращаются…», это очень сложно принять те изменения, которые люди-человеки приобретают без тебя…
3) «Звездочки» (а любой не-павлин легко их распознает) тебе не принадлежат, вообще достояние мира.:)
Удачи с таким неймингом.
аахахахахах
Производители цифрового мусора и будущие безработные открыли ящик Пандоры, действительно, создавать сайты, даже кодить, может и обезьяна. Спасибо, прояснили. Новая искренность.
Комментарий удален модератором