Советы юриста: ликбез для бизнеса / Ирина Зуй, адвокат #vol64 / Подкаст «В ручном режиме»

Обсуждаем правовую грамотность в digital-среде, защиту прав на интеллектуальную собственность и юридическую помощь для бизнеса.

Советы юриста: ликбез для бизнеса / Ирина Зуй, адвокат #vol64 / Подкаст «В ручном режиме»

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и я, Алексей Романенков, СЕО компании Rookee. У меня сегодня долгожданный гость. Во-первых, мы хотели поговорить с юристом, во-вторых, в конце третьего сезона и вы нас спрашивали о том, как защитить свои продукты или не нарушить чьи-то авторские права. И наконец-то в плотном графике активно практикующего адвоката нашлось время. Сегодня у нас в гостях Ирина Зуй, адвокат Московской областной коллегии адвокатов. Ирина, привет!

Ирина: Алексей, привет! Друзья, рада быть сегодня с вами!

Алексей: Ира, улучшается ли ситуация с юридической грамотностью в диджитале среди начинающих предпринимателей, фрилансеров, веб-дизайнеров, креативщиков? Ведь мы живем в непростое время, и кажется, что договор сейчас заключается по любому случаю жизни. С чем приходится работать?

Ирина: Леша, к моему огромному сожалению, удручающе плохо обстоят дела с правовой грамотностью как малого, так и среднего предпринимателя. Почему так происходит? У меня есть ряд версий.

Алексей: Ленятся? Не знают?

Ирина: Прежде всего,

предприниматели страдают излишней самоуверенностью, склонной к тому, чтобы переоценивать свои аналитические способности.

Люди считают: «Зачем мне платить кому-то деньги? Зачем мне терять время, искать юриста, адвоката? Я вытащу договор из ГАРАНТа, он же официальный, хороший. Я почитаю закон, я грамотный, я умный предприниматель. Если я сделал бизнес, то я смогу спокойно прочитать норму закона — этого будет достаточно».

Как показывает практика, этого совершенно недостаточно. Это первая причина. Люди читают норму права и считают, что на этом они могут сделать выводы о том, как будет развиваться та или иная правовая ситуация, тот или иной правовой конфликт. На самом деле, такие выводы они сделать не могут, потому что для этого необходимо понимать систему права в целом, систему взаимодействия права с имеющейся судебно-арбитражной практикой. Необходимо хорошо узнать судебную практику.

Второе, конечно, деньги. Все хотят максимально удешевить процесс.

И третье, наверное, экономия времени. Предприниматели считают: «Зачем что-то согласовывать с юристом, финансовым консультантом? Мы сейчас сделаем так, как всю жизнь делали».

И четвертое: по-прежнему приходится сталкиваться с работой «на доверии». Говорят: «Мы сейчас пару мейлов напишем друг дружке, выставим счет, оплатим и немедленно поставим товар, и этого будет достаточно. Или сделаем сайт. Зачем нам договор?»

Алексей: Неужели это так дорого и долго, ведь иногда достаточно просто в электронном письме определить наиболее важные существенные моменты: объем, сроки, стоимость и еще какие-то моменты. Это займет несколько часов, пока стороны будут согласовывать все условия.

Ирина: Алексей, но электронная переписка, как правило, не признается судами в качестве заключенного договора. Можно добиться того, что суд признает электронную переписку при наличии иных письменных доказательств — первичных транспортных документов, товарно-транспортной накладной — и признает факт наличия договорных правоотношений, например, взыщет задолженность. Но совсем не факт, что электронная переписка будет признана судом в качестве заключенного договора. Поэтому, конечно,

часик потратить на то, чтобы в электронном письме по-быстрому согласовать какие-то условия — это означает в дальнейшем потратить примерно год на суд.

Алексей: Я удивлен, потому что у нас же в простой рукописной форме можно машину купить или продать. Или даже чуть ли не квартиру. Кажется, что не нужны какие-то мокрые печати. Просто договорились, записали, подписи поставили и всё.

Ирина: Но, тем не менее, нужны живые подписи. Я не говорю, что электронная переписка ни при каких обстоятельствах не может быть признана фактом подтверждения наличия правоотношений между заказчиком и подрядчиком. Да, может. Но это всегда суд. Это всегда лишние проблемы, сразу плюсуйте шесть месяцев к тому судебному процессу, который у вас будет. Вам нужно будет доказывать не только то, что ваши права были нарушены, а и то, что у вас вообще есть договор. Но зачем создавать себе лишние сложности?

Можно составить договор в простой письменной форме, печати даже можно и не ставить, они не являются обязательной формой договора. Если у вас есть ЭЦП (электронно-цифровая подпись), то ее можно поставить, это вообще будет легко. То есть в диджитал-форме заключить договор можно. Электронные подписи — пожалуйста, они есть. Но договор в электронной почте 33 раза не советую, чтобы потом не платить деньги адвокатам.

Алексей: Хорошо. И как ты чуть выше упомянула, найденный в Яндексе договор не годится под задачи креативщиков. А где взять образцы? Обязательно ли сразу нанимать себе специалиста или все-таки есть какие-то формы, которые подходят для такого рода креативных работ?

Ирина: Алексей, я бы сказала, что качественных форм не существует. Можно что-то скачать из интернета на оценку «троечка», но и результат будет такой же. Договорной бланк, болванку, рыбу, проект договора, который предприниматель адаптирует к своей деятельности, конечно, нужно разрабатывать ситуативно. Если человек знает, с чем он работает, с какими ситуациями он сталкивается, например, разрабатывает брендбуки, сайты, визуальную концепцию, то у него есть 5-6 бизнес-моделей. На эти бизнес-модели нужно разработать 5-6 болванных договоров, образцов. Но эти образцы договора должны быть сделаны конкретно для этого вида бизнеса, конкретно для этого предпринимателя с учетом всех его обстоятельств, пожеланий и особенностей тех заказов, которые он берет. И, конечно, сделать это может только профессиональный юрист. Я бы даже сказала, лучше адвокат. Почему адвокат? Потому что адвокат лучше знает судебно-арбитражную практику.

Обычный юрист может хорошо знать закон, но он не знает судебную практику. Я — как и любой адвокат, это не реклама меня абсолютно — в подавляющем большинстве случаев знаю, как то или иное договорное условие оценит суд, и какие выводы он сделает при наличии данного договорного условия. Поэтому весь вопрос об этих образцах, болванках я вообще бы считала закрытым в принципе. Невозможно сделать никакие болванки под всех.

Алексей: Давай тогда в общих шагах опишем. Вот люди нас послушали, впечатлились тем, какие неприятные последствия можно иметь. Ты сказала, что разбирательство займет от шести месяцев, потому что только месяц уйдет, пока направится претензия, потом суд ее рассмотрит, а может быть, суд еще отложит и т. д.

Ирина: Шесть месяцев – это минимум. Реально нужно закладывать со всеми апелляциями, со всеми касациями девять месяцев, а то и год.

Алексей: Тогда опиши процесс того, что нужно сделать: найти юриста, адвоката, описать ему свои бизнес-процессы. Какие шаги надо предпринять? Как это выглядит?

Ирина: Прежде всего необходимо найти адвоката, которого ты знаешь, которому ты доверяешь. Наверное, собрать про него положительную судебную практику, информацию, отзывы. Это важно, потому что не все адвокаты одинаково полезны. Естественно, если этот адвокат специализируется в области уголовного права, уголовного процесса, то вряд ли он сделает хороший договор, вряд ли он сумеет выстроить правильно процесс для человека, который делает сайты. Поэтому важно понимать специализацию адвоката.

Дальше я бы посоветовала встретиться с этим адвокатом. Описать ему свой процесс, выслушать вопросы, потому что у любого адвоката, который занимается такого рода деятельностью, неизменно возникнет целая прорва вопросов об особенностях процесса. И адвокат, когда поймет полностью то, что вам нужно, сделает некий продукт по вашему техническому заданию.

Алексей: А как ты думаешь, сколько это может занимать по времени и сколько это может стоить? Я не прошу точно, но плюс-минус.

Ирина: Это, конечно, средняя температура по больнице. По времени: в зависимости от того, что мы делаем. Либо мы делаем единственный договор для частно практикующего дизайнера, который делает только простые сайты-визитки, больше не делает ничего абсолютно. Конечно, это займет минимальное количество времени, которое зависит от занятости адвоката – от пары дней до недели в зависимости от сложности процесса. Если это сложный процесс, это может занять и больше времени.

Пара дней — это совсем простой случай с учетом того, что заказчик будет активно сотрудничать с адвокатом. Знаете, как иной раз бывает? Отправляешь список вопросов и три дня ждешь на него ответы. И кто время тянет?

Как только я получаю ответы на свои вопросы, я, соответственно, приступаю к работе по составлению проекта договора, например, средней степени сложности и объемности по проработке процесса, по оптимизации процесса. Ведь мы не просто пишем договор, мы еще отчасти оптимизируем процесс. Глупо писать договор, если я заведомо вижу ошибки в существующем бизнес-процессе. Самый дешевый вариант — это около ста тысяч. Возможно, какой-то студент возьмется это сделать дешевле. Возможно, какой-то адвокат, который занимается уголовными делами, а еще позавчера был старшим лейтенантом в районном отделении полиции, такое тоже бывает, возьмется сделать дешевле. Но я все-таки говорю о ценах эффективных адвокатов.

Алексей: Друзья, чудес не бывает, поэтому как Ирина сказала, это минимум сто тысяч, а дальше решать вам. Играете вы в рулетку без договора или в рулетку с электронным письмом. Рулетка: признает суд, не признает суд. А по факту решать вам.

Ира, допустим, договор есть, однако существует интеллектуальная собственность, которую создают креативщики. И ты сначала делаешь эскизы, показываешь их заказчику, но оплаты еще нет, потому что они не приняты — заказчик выбирает. Как себя защитить, чтобы, например, те эскизы, которые не были приняты заказчиком и не были оплачены, тем не менее, не были потом использованы? Чтобы по их мотивам ничего не сделали и, простите, друзья, за такой сленг, не получили результат работы на халяву. В моей многолетней практике бывало такое, когда заказчик просит три-пять раз что-то переделать, потом говорит: «Ой, нет. Ничего не нравится», а потом ты вдруг начинаешь видеть где-то свои работы. Как тут быть?

Ирина: Леша, прекрасный вопрос. Очень часто такое бывает, особенно в среде веб-дизайна. Все мы про это прекрасно знаем. Способов защитить, на самом деле, достаточно много. Например, на сайте для фрилансеров Фриланс.ру можно задепонировать свою работу. Я искренне не понимаю, почему народ прям толпами не идет и не делает это. Вы произведение задепонировали, и в любой момент вы предъявите, что это произведение является объектом именно вашего авторского права. Это ваша интеллектуальная собственность. И дальше, даже если заказчик что-то изменит, так уже не пройдет: любой суд вынесет решение, конечно, в пользу данного разработчика.

Впрочем, всякие инструменты по принципу дешево и сердито тоже есть. Знаешь, как иногда делают: в файле перекрывают эскизы такой водно-прозрачной печатью через весь листок крест-накрест: «образец», чтобы в любом случае это было видно. Это никого ни от чего не страхует, но тем не менее, мне все равно приходится с этим постоянно иметь дело.

Люди почему-то считают, что если они нарисуют на своих эскизах слово «образец», то это кому-то помешает в графическом редакторе вырезать это слово.

Алексей: Мне кажется, важно проговорить такой момент, что такой инструмент не закрепляет за вами право, не регистрирует ваш продукт и интеллектуальную собственность. Но, как минимум, дает возможность зафиксировать, что, например, 1 сентября Алексей Романенков выложил эту картинку с таким текстом. По крайней мере фиксируется автор, дата, время и что было выложено, и можно говорить о том, что этот человек был первым, кто такого рода продукт создал.

И дальше, если вдруг потом придет к разбирательству, можно будет говорить: «Это же я сделал вот такого-то числа, это мое!».

Ирина: Конечно же. Это просто некий правовой инструмент, который позволяет зафиксировать юридически значимый факт, что в такое-то время, в таком-то месте, таким-то человеком было создано нечто. Мы это дело зафиксировали. Это инструмент для доказывания. Это не регистрация патента ни в коем случае. Это совершенно разные инструменты.

Алексей: Да, понятно, но это уже лучше, чем ничего. И мне кажется, что если заказчику было предложено три варианта на выбор, эти три варианта были задепонированы, заказчик выбрал один, оплатил один, а потом когда-то вы увидите, что заказчик использует варианты эскизов, которые вы давали, а он их не оплачивал, то этот вопрос можно будет поднять: «Либо давайте договоримся, что вы их купите, либо, извините, но придется разобраться в суде, что это не оплачено».

Ирина: Конечно, это 100%-й инструмент для доказывания. Я делала сайт для одного из своих дружественных бизнесов, организовывала этот процесс. Нам было предложено штук 20 разных макетов, проектов, как это может выглядеть. Мы выбрали один, но, конечно, я теоретически могла скопировать и другие тоже. Поэтому если у разработчика задепонированы все виды этих сайтов, все их возможности, все их графические дизайны, и когда-то в будущем они увидят, что вдруг бизнес-заказчик использует другую их модель, которая была изначально предложена, но была отвергнута по тем или иным причинам, конечно, это будет безусловный предмет для судебного спора. И в данном случае предприниматель этот спор выиграет.

Алексей: Хорошо, тогда еще один вопрос. Прежде чем заключать договор, можно заранее друг друга проверить? Какие есть относительно несложные способы проверить добросовестность? Ведь если вдруг обнаружится, что у одной из сторон есть какие-то грехи, то тогда лучше сразу на берегу, до договора, даже не начинать. Можно ли проверить исполнителя или заказчика на надежность? Что ты рекомендуешь посмотреть перед началом работы?

Ирина: И более того, я бы сказала, что это обязанность договорных контрагентов. У нас же есть разъяснение ИФНС, которое говорит о том, что

необходимо проверять договорных контрагентов с целью выявления возможной заведомой недобросовестности.

Конечно, можно. Во-первых, самое простое — посмотрите выписку из ЕГРЮЛ. Она в открытом доступе. Вытащить ее из Яндекса занимает 30 секунд с любого мобильного устройства. Посмотрите, кто там генеральный директор, проверьте, не является ли этот генеральный директор массовым, посмотрите, кто учредитель этой компании. Если это существенно для ваших целей, посмотрите размер уставного капитала. В общем, таким образом ознакомьтесь с выпиской. Проверьте, не находится ли эта контора на грани банкротства.

Во-вторых, в обязательном порядке я бы рекомендовала проверить арбитражную базу данных на наличие арбитражных споров. Это kad.arbitr.ru. Опять же, с любого мобильного устройства это занимает ровно 30 секунд. Очень простой интерфейс. Просто забить название своего предполагаемого контрагента, и вы сразу видите, какие арбитражные процессы у этой компании идут сейчас или были в прошлом. Была ли она истцом, ответчиком, какого рода это были судебные процессы. А то, может быть, у вашего предполагаемого контрагента уже столько споров, к нему уже столько требований, что за ним кредиторы кругами бегают, и вам это сотрудничество совершенно не нужно. То же самое в отношении другого договорного субъекта можно и нужно сделать. Это самое элементарное — проверка по верхам.

А вообще-то ИФНС обязывает всех предпринимателей смотреть и баланс своего договорного контрагента, чтобы проверить, а не является ли баланс убыточным. Это очень легко сделать, есть масса интернет-ресурсов. Для того, чтобы проверить бухгалтерскую отчетность своего договорного контрагента, нужна минута. Это все хранится в открытом доступе в интернете.

Хотя, если у вас большой бизнес-проект, и это будет долгосрочное сотрудничество, а не разовый сайт, нет ничего зазорного в том, чтобы запросить у своего будущего контрагента те балансы, которые они сдавали за последний отчетный период. Прямо с печатью налоговой инспекции. Это можно и нужно сделать. Это проверка по верхам. Если вы хотите что-то более углубленное, то здесь, конечно, необходимо обращаться к профессионалу.

Алексей: Понятно. Значит, прежде чем вообще начинать что-то подписывать, неплохо бы проверить по верхам. Если там уже что-то вскрывается, то отдельный разговор о том, чтобы копать глубже, а может быть, в принципе не копать и сказать, что вам не нравится. Мы же можем выбирать, с кем нам работать, а с кем нет.

Ирина: У меня в практике масса таких примеров. Когда люди собирались с кем-то работать, просили меня: «Ирина, глянь, пожалуйста, если не сложно!». У меня это занимало, наверное, 15 минут. Я говорю: «Послушай, у этой конторы 25 арбитражных споров. Они накануне банкротства. У них неуплата налогов в особо крупных размерах». Понятно, что сотрудничать с такой конторой не нужно, если мы не хотим просто потерять свои деньги.

В то же время было и такое: выявлялось, что генеральный директор данного предприятия находится на стадии банкротства как физическое лицо. Это тоже крайне опасный момент для бизнеса. В этом случае имеет смысл задавать этому бизнесу, генеральному директору дополнительные вопросы. То есть опять же вопрос проработки процесса.

Я бы рекомендовала всем не каждый раз думать: «Ой, как нам проверить нашего договорного контрагента?». Это должно быть отработано, это должно быть процессом.

Должна быть бумага, когда менеджер знает, какие вопросы задавать своему предполагаемому договорному контрагенту и какие документы необходимо у него запросить. В первую очередь, если эти документы не предоставлены, то что мы делаем в следующем пункте? Работаем, обращаемся к адвокату.

Алексей: Если взять тот же веб-сайт. Это же достаточно сложный составной продукт. Там, например, присутствуют тексты. И вот вопрос, когда мы говорим про моменты с подтверждением или регистрацией своего права: можно ли похожим образом как-то доказывать, что это твой текст? А что если речь про музыку, звуки, озвучку чего-то? Процесс, который мы чуть выше с тобой описали, он работает и для таких форм, не только для графики и веб-сайта?

Ирина: Для любых объектов интеллектуальной собственности. В принципе, он достаточно одинаковый. Музыка, озвучка, анимация связаны с каким-то креативом. Всё это можно задепонировать, смысл тот же самый.

Алексей: Я надеюсь, что после наших рекомендаций бизнес наших слушателей и подписчиков попрет, они меньше будут проводить времени в разбирательствах и тяжбах. Хорошо заключенные и оформленные договора будут работать им на благо.

Как ты думаешь, имеет смысл брать юристов в штат? Какого объема должен быть бизнес, чтобы держать юристов в штате?

Ирина: Сложно сказать, наверное, каждый бизнес решает сам для себя исходя из своих финансовых возможностей. Но вот то, что я вижу на примерах своих клиентов, своих доверителей: если это средний бизнес, то лучше иметь на предприятии юриста-исполнителя. И иметь заключенный договор с грамотным, опытным адвокатом профильного направления, который в случае возникновения проблем будет направлять юриста, разрабатывать общую концепцию, общую политику, решения той проблемы, которая есть, а юрист-исполнитель всё это сделает.

Совсем без юриста на предприятии тоже нельзя. Это нужно очень чётко понимать. Если это микропредприятие, которое состоит из двух человек, наверное, можно. Как только у предприятия средняя численность сотрудников составляет десять человек, уже становится сложно без юриста. Текущие вопросы возникают: разбор электронной почты, переписка с клиентами, переписка с заказчиками.

Везде юрист в обязательном порядке должен стоять в копиях. Я на этом настаиваю. Даже если это сугубо творческий момент, все равно юрист должен быть в курсе абсолютно всего, что происходит на предприятии.

Для этих опций вполне подходит недорогой юрист, который сидит в штате, он просто контролирует и выявляет наличие возможных проблемных точек и в дальнейшем связывается со своим братом-адвокатом, который никогда не пойдет работать в штат, потому что ему это запрещено законом, но и просто потому что ему не хватит для этого времени.

Брать суперопытного юриста в штат, я считаю, тоже не вариант. Открою страшную тайну: многие западные концерны, крупный бизнес, у них огромные юридические отделы работают внутри компании, но они никогда не занимаются судебно-арбитражной практикой. То есть внутренние юристы занимаются в основном трудовыми вопросами, вопросами взаимодействия со своими сотрудниками, вопросами разработки процессов. Вопросами правоотношения с внешними контрагентами всегда занимается адвокат на аутсорсе. Потому что этот человек априори лучше знает судебно-арбитражную практику.

Алексей: Да, здорово! Очень интересно то, что ты сказала: это какая-то насмотренность. Например, применительно даже к докторам. Те, которые в приемной в неотложке работают: у них бывает насмотренность, случаев, через которые они проходят, гораздо больше, чем у людей где-то в кабинетах. Примерно то же ты говоришь и про юристов. То есть человек, который постоянно в каких-то процессах, он этот пульс чувствует, и у него гораздо больше насмотренности и опыта, чем теоретизировать в рамках законов или законодательных актов.

Ирина: Я всегда провожу параллели между врачебной профессией и юридической. На самом деле связей и параллелей намного больше. Это похожие профессии в плане отношения, в плане очень многих процессов. Мы помогаем людям в разных сферах, но тем не менее. И для нас очень важна насмотренность в конкретной сфере. Не просто насмотренность, но и наработанность в рамках конкретной сферы: и в рамках отписывания договоров, и в рамках разработки процессов. Мы видели разные процессы, и мы понимаем, как тот или иной процесс будет работать на практике. Где-то мы писали вот так, это привело к не очень хорошему результату, поэтому теперь мы делаем вот так. Юрист, который сидит внутри предприятия, работает только с этим предприятием, он знает процессы только этого предприятия и двух-трех возможных договорных контрагентов.

Адвокат знает процессы нескольких сотен разных предприятий, разных бизнес-моделей. Конечно, это очень сильно помогает в работе.

Алексей: Хорошо, тогда вопрос такой. Мы говорили, что иногда можно использовать юриста со стороны. Как его искать и где? Может быть, существуют какие-то онлайн-площадки вроде агрегаторов. Есть ли такое для адвокатов и юристов, где можно посмотреть рейтинг, опыт, отзывы? Как малым предприятиям искать юриста, как выбирать?

Ирина: Такой площадки-агрегатора, насколько я знаю, в настоящий момент нет. Может быть, она и есть, но я бы не рекомендовала. Я, если такая площадка будет, там регистрироваться никогда в жизни не буду.

Могу сказать сразу, востребованные адвокаты на такой площадке регистрироваться не будут. Это особенность нашей профессии.

Как искать? Наверное, как доктора — по публикациям. Хороший адвокат всегда публикует много статей в интернете, в «Адвокатской газете». Можно просто набрать фамилию и имя адвоката в Яндексе, и все сразу станет понятно, чем человек занимается, какова сфера его научных интересов.

Если нет научных публикаций данного адвоката, я вообще не советовала бы заключать с ним договоры.

Где же найти такого? Как правило, хорошие адвокаты, я имею в виду востребованные, стараются активно вести социальные сети, тот же самый пресловутый запретграм, запретбук, телеграм-канал. Адвокат должен быть заметен — это главное. На крайний случай, спросите у друзей, знакомых, бизнес-контрагентов. Хорошие адвокаты всегда на слуху. Никакого универсального рецепта я не могу дать, конечно.

Алексей: Я смотрел твои интервью, и мне очень понравились твои слова, что мы все люди, мы все так или иначе зарабатываем для себя, но тем не менее, финансовый вопрос — он важный, но не первый. И на самом деле бывает интересно взяться за нестандартное, увлекательное, сложное дело. Ты сейчас это упомянула: есть такой профессиональный азарт. Не все измеряется деньгами.

Ирина: Это спорт.

Если я вижу ситуацию, которая интересна с правовой точки зрения, если я вижу, что эта ситуация может создать практику, если я понимаю, что я могу написать статью по итогам этого дела, мне это дело интересно.

Конечно, я работаю за деньги, это понятно. Но адвокат отчасти спортсмен. Большой спортивный интерес есть в том, чтобы, во-первых, помочь клиенту создать новый сегмент практики, доказать, что твоя точка зрения состоятельна, и именно она соответствует закону, если это действительно так.

Поэтому, конечно, деньги важны, но деньги не определяют, возьму ли я проект или нет. Адвокат вполне может не взять проект за очень большие деньги по миллиону разных причин. Ему не интересен этот вид бизнеса, ему не интересны эти заказчики, он не хочет в принципе работать с этими заказчиками, ему не интересно то, что может получиться на выходе, он видит изначально некую несговорчивость клиента в плане неспособности и неготовности меняться. Кстати, это очень важный момент.

Алексей: Отлично, что ты об этом сказала. Опять же, как ты с докторами сравниваешь: когда доктор дает рекомендации, пациент с ними соглашается, но по факту ничего не меняет. И, соответственно, я понимаю, что профессионал, в нашем примере доктор, теряет интерес к такому пациенту-клиенту, потому что как об стенку горох. Так же, наверное, и у адвоката, юриста. Они могут помогать, подсказывать, рекомендовать, но если клиент ничего не делает, это бесполезно. Лошадь можно подвести к водопою, но напиться она должна сама.

Ирина: Меня это удивляет из раза в раз. Есть люди, которые не готовы меняться. Это еще хоть как-то логически можно понять. Но есть люди, которые принципиально не рассказывают адвокату об особенностях своей проблемы. Они приглашают адвоката и говорят: «У нас такая проблема, нам нужно как-то это решить». При этом я начинаю задавать вопросы и понимаю, что мне на них либо не отвечают, либо лукавят, либо уходят от ответа.

Но я искренне не могу понять, как можно не осознавать, что адвокат, как врач. Я не могу помочь, если люди не открываются полностью.

Естественно, от таких проектов я тоже отказываюсь, потому что прежде всего для любого хорошего адвоката важна его профессиональная репутация. Я не пойду ни с какой проблемой, ни с каким иском в суд, если я понимаю, что это будет смешно смотреться. Мне важнее, в конце концов, что обо мне подумает судья.

Алексей: Ира, очень интересно поговорили, дай в завершении твои рекомендации нашим слушателям. Начали мы с того, что ситуация удручающая, давай попробуем твоими рекомендациями ее исправить.

Ирина: Вот одна из любимых фраз: «А мы так всегда делали». Меня это искренне и неподдельным образом удивляет. Вы так всегда делали, и вы получили то, что вы получили. Может быть, нужно как-то по-иному попробовать сделать? Так нет же! Люди приглашают адвоката и говорят: «А вы нам обеспечьте, пожалуйста, чтобы мы делали так, как мы всегда делали, и чтобы нам за это ничего не было». Это глупо, так делать нельзя!

Если у вас возникают правовые вопросы, а они у вас не могут не возникнуть, приглашайте консультанта и следуйте его советам, слушайте то, что он говорит, заваливайте его вопросами.

Не бойтесь менять свой процесс по совету того адвоката, которого вы избрали. Естественно, адвокат должен быть хорошим, не все адвокаты одинаково полезны. Не стесняюсь говорить эту фразу.

Проверяйте своих договорных контрагентов. Всегда подстраховывайтесь. Всегда помните, что, если неприятность может случиться, она непременно случится. Всегда помните о том, что, если есть почва для судебного конфликта, этот судебный конфликт возникнет. Всегда помните о том, что судебный конфликт — это долго, дорого, и знаете, это достаточно нервно. Прежде всего для владельца этого бизнеса. Такие вот качели, американские горки, поэтому так делать не нужно. Как нужно делать? Нужно делать правильно. В самом начале.

Алексей: Классно, огромное спасибо за твое время! Тебе успехов, терпения и стрессоустойчивости. Я просто представляю, какая у тебя тяжелая работа.

Как я уже сказал чуть выше, Ирина ведет в рамках Гильдии Фрилансеров юридическую колонку, которая может помочь вам избежать глупых ошибок, которые стоят очень дорого. А еще 27 сентября состоится очередная премия Гильдии Фрилансеров «Золотое Копье».

Ирина: Спасибо, Леша, да, я там буду. Надеюсь, будет много знакомых лиц. Увидимся обязательно. Спасибо тебе, спасибо всем, кто был с нами сегодня!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Видеоверсия на YouTube, в VK.

Аудиоверсия в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

Начать дискуссию