Где обитает «доступный premium»? Реальная история об изучении «яособенности» потребителей

Где обитает «доступный premium»? Реальная история об изучении «яособенности» потребителей

Начнем с разоблачения: официально термин «доступный premium» в мире маркетинга не введен в оборот.

Есть понятие «masstige» — это масс-маркет, не дотягивающий по качеству до премиума. Так называемый upper medium. Продукт выглядят премиально, но еще не заработал должной репутации на рынке.

Есть «affordable luxury» — доступная роскошь. Это уже ближе к теме статьи, но не до конца отражает суть метафоры. Данный сегмент расположен точно между luxury- и premium-сегментами. Ни вверх, ни вниз по шкале.

Нам бы хотелось поговорить о том, как мы дошли до определения «доступный premium», и какая суть заложена в этом инструменте для бизнеса. Поразмышляем ни сколько о четкой сегментации, сколько о целях продукта на рынке.

По традиции начнем с истории. Данила Алексеев — основатель BASIS/ — расскажет, как в начале карьеры изучал психологию потребителей.

В мир маркетинга я попал через «ярмарочные продажи». Представьте, 19-летний юнец: мир — большая песочница, кругом одни возможности и никаких препятствий. Как обуздать этот простор?

Началось все со спора. Знакомый предложил мне возможность попасть в основное ядро его будущей компании, но при одном условии — поднять продажи в локальной точке на 70%.

Это был 2008 год. Знакомый занимался продажей конфет ручной работы в России. К слову, компания заняла эту нишу и продолжает активные продажи по сей день.

Я начал работу. На первых порах пользовалась известной мудростью:

«Хочешь знать что и как продавать — иди в народ»

Встал на точку, законнектился с продавцами, много общался и с покупателями, и с дельцами. В голове витали разрозненные идеи, которые постепенно превратились в действенные механизмы продаж.

Сладости за 2200 рублей за кило? Для среднестатистического россиянина даже сегодня дорого, не говоря уже о 2000-х. «Как продавать?» — нависал вопрос. Спойлер: дамоклов меч оказался липовым.

Тогда я впервые столкнулся с той нишей психологии продаж, которую сейчас называю доступный premium.

«Зачем людям покупать дорогие конфеты, если есть варианты дешевле?». Мы нашли ответ. Первая причина — это эксклюзивный подарок, какого нигде не купишь. Вторая — это порадовать себя неподражаемым вкусом. Третья — это статус, «яособенность», возможность приобрести элитный продукт.

Конечно же, мы не продавали конфеты на развес, а произвели сегментацию. Поштучная продажа, упаковка в стильные подарочные коробки, оформление ансамблей сладостей разных вкусов и их продажа за 300, 500, 700 и более рублей — в общем, продумывали форматы, избавленные от заградительной цены.

Тут уместно вспомнить пирамиду Маслоу и ее предпоследний блок — «казаться». Люди стремятся подчеркнуть индивидуальность любыми способами — в том числе покупкой уникального продукта, аналогов которого нет на рынке масс-маркета. Своего рода иллюзия близости роскошной жизни за подъемный прайс.

Где обитает «доступный premium»? Реальная история об изучении «яособенности» потребителей

Этот период жизни стал мощным подспорьем для понимания психологии потребителя. Каламбур будет уместен: я выиграл в споре, и мы продолжили сотрудничество со знакомым.

Зачем мы вспомнили этот кейс?

Он хорошо отражает действительность российского рынка. Обратимся к статистике.

Какой продукт мы относим к категории premium? По данным NielsenIQ товары, превышающие среднюю цену по рынку на 20% и более, являются премиальными.

В рамках темы проведем такую градацию: последняя модель IPhone — это премиум, модели устаревшие — доступный премиум. Не каждый россиянин может позволить себе новый IPhone после релиза, но каждый может приобщиться к ценностям бренда, купив яблоко «попроще».

Каковы основные характеристики premium-сегмента в мире? Опросы показывают, что главное — это качество и соответствие тенденциям времени. В нашей стране акценты смещены: premium-продукт по мнению россиян — это продукт с высокой стоимостью. Качество, надежность и известность бренда — второстепенные факторы.

Наш вывод: доступная схема расширение ЦА premium-продуктов в России — дробление высокой цены (как в случае с конфетами ручной работы) и игра на тяге людей к демонстративному потреблению.

Что из себя представляет доступный premium?

В последнем блоке покажем, как мировые бренды действуют в рамках данной стратегии.

Репутация бренда формируется из принадлежности к тому или иному сегменту. Любую компанию, будь то представитель эконом-сегмента или luxure, волнует вопрос — до каких показателей расширять границы сегментации, исходя из стратегии позиционирования бренда?

Скажем, Bentley не станет производить авто, доступное жителю российской глубинки со средним окладом 40.000 рублей в месяц. В первую очередь это понизит рейтинг компании в их сегменте.

Потерять доверие люксовое аудитории = потерять статус luxury-продукта.

Но Bentley могут расширить границы до уровня «доступный premium». Так появился Bentley Mulliner Tricyclе — стилизованный трехколесный велосипед 6 в 1, рассчитанный на детей от 6 месяцев до 5 лет. Цена — 71 тыс. рублей.

Доступно? Доступно! А еще выдержана нижняя граница сегментирования (от luxury до premium) , а «вход в бренд» стал более демократичным. И потребитель, и производитель довольны.

Хороший пример широкой сегментации — Tiffany. К бренду может прикоснуться даже тот пласт потребителей, для которых premium — запредельный уровень. Мы зашли на официальный сайт бренда в раздел «Rings» и нашли там бешеный ценовой диапазон:

Где обитает «доступный premium»? Реальная история об изучении «яособенности» потребителей
Где обитает «доступный premium»? Реальная история об изучении «яособенности» потребителей
Где обитает «доступный premium»? Реальная история об изучении «яособенности» потребителей

Кстати, у бренда есть фишка: большая часть топовых ювелирных украшений выполнена не из желтого, а белого золота. Все для того, чтобы клиенты, который не могут позволить себе дорогое украшения, смогли визуально компенсировать это недоразумение.

Всегда же можно на вопрос: «А это серебряное колье?» — лукаво ответить: «Ты с ума сошел? Это белое золото!». Опять же категория «доступный premium».

Как видите, вариантов расширений границ сегмента множество — все зависит от целей и позиционирования бизнеса на рынке.

Итого

Мое мнение таково: доступный premium не выделен отдельной категорией на рынке маркетинга, потому что он везде и нигде одновременно.

Данила Алексеев

Любой продукт может позиционировать себя, как элитарный, если будет стремиться к этому. Большим брендам проще: статусность заложена в их «маркетинговое ДНК». Но это не значит, что все остальные продукты автоматически общедоступный масс-маркет.

Выстроить стратегию доступного premium’а могут продукты ручной работы, будь то конфеты по 2200 рублей за кило или дамские сумочки из бисера с мезенской росписью. Это могут быть ограниченные серии кроссовок Adidas, за которыми встают в километровые очереди. Это могут быть коллаборации брендов (вспоминаем H&M и Versace). Главное — донести до потребителя послание:

«Есть обычное, а есть exceptionally»

Хотите быть в курсе свежих новостей маркетинга? Подписывайтесь на социальные сети нашего агентства.

А еще пишите в комментариях, какие продукты из категории «доступный premium» удивили и покорила вас — узнаем, на какую разновидность роскоши вы падки 😂

22
Начать дискуссию