Дайджест о маркетингеЭто недельный дайджест новостей и наблюдений в сфере маркетинга и digital. Тут есть новости, интересные находки, полезные заметки, кейсы и видео.НовостиМагнит покупает KazanExpress и входит в конкуренцию в e-comЭкономика рунета может достигнуть 15,8 триллиона рублейОчень крутая система по очистке океана от пластика System 03ТВ-реклама дорожаетСтатьи и видеоПодкаст: Airbnb vs Booking.com: битва за дома и сердца людейПарадокс производительности: что делать, если команда перерабатывает, но не выполняет планБольшой разбор российского общепита. Эволюция ресторанов, по которым так скучают релокантыПобеда в умножении: как был создан карманный калькулятор и как он завоевал рынокПосты в ТГ1. Искусство задавать глупые вопросыВ любых проектах есть какие-то процессы, которые выполняются, шестеренки механизма крутятся, какие-то результаты получаются. В хороших проектах хотят результаты улучшать и что-то для этого делают: оптимизируют процессы, придумывают новые, тестируют гипотезы.А в отличных проектах понимают, что путь к росту проекта и его эффективному изменению лежит через ответы на правильные вопросы. И всячески пытаются задать эти правильные вопросы. Но внутри команды это сделать весьма сложно (но можно).И вот тут классно срабатывает «человек со стороны». Ему же нужно понять, чем вообще проект занимается, какие ценности, сложности, какие цели или желаемые новые направления. И для такого человека важно проследить путь от начала, то есть вернуться к истокам, что команда зачастую уже не делает, решая операционные задачи.На первых стратсессиях в новых (для меня) проектах я всегда предупреждаю, что буду задавать много глупых вопросов. Со стороны они кажутся именно такими: «А чем мы вообще занимаемся?», «А кому это нужно?», «Какую конкретную задачу мы решаем?», «Как обычно такое решение ищут?», «Чем проект/продукт точно не является?» и пр.Сначала кажется, что это очевидные вещи, которые уже давно сформированы, описаны и все про них знают. Но разные сотрудники отвечают на эти вопросы по-разному, и часто всплывают очень интересные формулировки/идеи, что дает эвристические знания.Получается, что уже забытые глупые вопросы = правильные вопросы, в ответах на которые скрыт эффективный путь к росту.2. Rock balancingЕсть такое… Я даже не знаю, как это назвать: умение, хобби, навык, времяпрепровождение, дисциплина, спорт, занятие, искусство… Пусть будет «умение». Rock balancing - балансировка камней.Дзен в календареЭто умение располагать природные камни друг на друге так, чтобы они были идеально сбалансированы, образуя конструкцию, которая с виду кажется не самой возможной. Использовать дополнительные материалы (клей, сцепки, нити, тросы, опоры), разумеется, запрещено.Смотрю на фотографии таких произведений, а в голове мысль: «Это же типичный день любого маркетолога». Сейчас явный тренд на «многоруких многоногов» в мире маркетинга. Сильно ценится, когда специалист может и в аналитику, и в настройку рекламы руками, и в стратегию, и в постановку гипотез.Такой набор навыков, конечно, круто. Но необходимо уметь правильно планировать свой день. Когда я начал добавлять свои дела, встречи и задачи в календарь, то я думал, что достиг дзена. Все по-полочкам, все слоты расписаны (даже с запасом в 15-20 минут) - красота!А потом каждый такой запланированных день рушится о реальность операционки и отвлекающих факторов. Из 5-6 запланированных задач на день получается выполнить 2-3. Кажется, что эффективность на нуле, а самооценка залетает под плинтус.Но при анализе становится понятно, что львиная доля времени уходит на простое операционное взаимодействие с проектом и сотрудниками: мессенджеры, проверка почты, срочные совещания, ответы на вопросы, документы и еще куча «мелких и незаметных» дел.Выходит, что нужно овладевать искусством «Балансировки слотов» 🙃, фокусироваться на важной задаче и не забывать про операционные моменты. Ищем идеальный баланс)3. Глобальные тренды: Поиск уверенности в неопределенностиИзучаю MINTEL GLOBAL CONSUMER TRENDS (глобальные потребительские тренды, весь отчет ищите тут). Очень интересный и полезный документ, обширные исследования разнообразной аудитории от США до Китая, от Великобритании до Тайланда и Индии.ТОП-5:1. Быть человекомЧтобы выжить в «умном» и технологичном мире, наполненном алгоритмами, людям понадобятся человеческие эмоции и специфичные навыки.2. Больше, чем деньгиПотребители переосмыслят ценности. В фокусе будут не вещи, которые хочется или в которых нуждаются, а восприятие пользования этими вещами. Важность, значимость, выгоды.3. Ренессанс отношенийЭра взаимодействий через экраны дает о себе знать - людям нужные новые формы общения для своего психического (и физичесокго) здоровья.4. Новая эко- (зеленая) реальностьБрендам нужно работать, а потребителям жить в новом климатическом контексте. Это уже не гипотезы, а реальность.5. Позитивные перспективыКомпаниям и покупателям придется совместно искать новые точки уверенности в неопределенном мире.В целом, история понятная, особенно первые 4 пункта. Но вот на 5-ом хочется немного остановиться.Политическая нестабильность всего мира, постоянно растущие цены, изменения климата, природные катаклизмы - это факторы постоянной неопределенности, которые стимулируют стресс. В довесок еще добавились ИИ, которые вот-вот «украдут» рабочие места у людей, «украдут» все конфидециальные данные или вообще «аннигилируют» все человечество.Брендам пора прекратить показывать идеалистические картинки, они должны давать продукты и информацию, которая поможет справиться с тревогой и найти точки уверенности. Долгосрочно, стабильно, «по-настоящему» и от людей.***Если дайджест зашел, то ставьте лайки и оставляйте комментарии - так пойму, что формат заходит и буду делать постоянно.P.S. Веду блог: Маркетолог из провинции. Там я рассказываю о том, что помогло мне на 15-летнем пути до директора по маркетингу в крупной производственной компании, а также делюсь кейсами и наблюдениями.