Не откладывайте на завтра: почему разработка мобильного приложения должна быть приоритетом для e-commerce в 2024 году
Даже крупные компании отказываются от разработки мобильных приложений, потому что думают, что это долго, дорого и лучше инвестировать ресурсы во что-то другое. Тем временем 67% продаж в e-commerce происходит именно в приложениях. Разберём, почему не нужно откладывать их разработку и зачем бизнесу мобильное приложение.
Всем привет! Я — Дмитрий Важенин, коммерческий директор Creonit / digital production. Каждый день я общаюсь с разными ритейлерами и изучаю проблемы их бизнеса. Сегодня обсудим одну из самых важных.
Мобильный трафик растёт, а десктоп теряет популярность. Люди всё чаще сидят в смартфонах, поэтому ритейлерам нужно встраиваться в «мобильную» жизнь потребителей.
При этом мобильной версии интернет-магазина недостаточно — пользователи чаще покупают именно в приложениях. На них приходится больше половины всех платежей в m-commerce.
Чтобы не быть голословным, приведу данные из исследований и статистики.
Мировая статистика
По данным отчёта Global Digital 2023, 59% мирового интернет-трафика приходится на смартфоны. Сегодня 92,3% пользователей заходят в интернет через мобильные устройства.
Это влияет на длительность сессий в приложениях. Так, в 2021 году пользователи провели в сервисах для покупок более 100 млрд часов. Среднее время шопинга через приложения растёт каждый год (данные Data AI).
В 2021 году 67% продаж в e-commerce произошло в мобильных приложениях. Это на 14% больше, чем в 2020. Ежегодно этот показатель растёт. Мобильные приложения — самый популярный инструмент электронной коммерции.
Результаты опроса Newstore в 2022 году показывают, что 60% потребителей предпочитают покупать именно в приложениях, а не через браузер в смартфоне. Причина — у сервисов лучшего UX.
Также в мобильных приложениях чаще завершают транзакции. На приложения приходится 54% всех завершённых платежей в m-commerce. Этот показатель выше, чем у мобильных версий интернет-магазинов, согласно данным JP Morgan.
Как обстоят дела в России
По данным опроса Яндекс Маркета и GfK Rus, с 2017 года число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое.
Доля покупок с мобильных устройств растёт и уже превысила 67%. Люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами.
Зачем ритейлу мобильное приложение
Как видно из данных выше, пользователи во всём мире, в том числе в России, чаще покупают в мобильных приложениях, чем в других каналах продаж. Разберёмся, почему так.
Меньше действий — выше конверсия
Закон электронной коммерции: чем меньше действий пользователю нужно совершить, чтобы оформить покупку — тем выше конверсии. Это касается не только выбора товаров в самом сервисе, но и шагов в повседневной жизни. Дойти до компьютера, открыть ноутбук, зайти в браузер, вбить ключевые слова — это всё лишние этапы, проходя которые потребители «отваливаются» по дороге.
А смартфон с приложением всегда под рукой. При этом приложение позволяет держать пользователя строго в рамках коммуникации с брендом. Там не будет лишних ссылок, предложений конкурентов и других отвлекающих факторов.
В приложении удобнее покупать
Если интерфейс хорошо спроектирован, все функции находятся на расстоянии вытянутого большого пальца. Человек находит товар, сравнивает его с альтернативами и оформляет покупку в 2-3 клика. Это можно делать на ходу в любое время параллельно с другими делами.
Почему ещё в приложении легче завершить покупку:
- сохраняются способы платежей, адреса доставки и персональные данные. Их не нужно вводить каждый раз для новой покупки;
- не нужно заполнять десятки полей при регистрации — вход в приложение происходит с помощью смс;
- не нужно авторизироваться каждый раз, когда заходишь в сервис. А вот на сайте снова авторизироваться придётся, особенно, если пользователь почистил кэш.
Также в мобильное приложение можно внедрить функции, которые облегчают путь пользователя. Например, голосовой поиск, поиск похожего товара по штрих-коду или фото, виртуальную примерку и так далее.
Персонализированные предложения
Приложения хранят данные о действиях пользователей и адаптируются к их предпочтениям, интересам и поведению. Так потребители получают подходящие под их индивидуальный запрос предложения, видят только релевантные товары, услуги и контент. Это формирует лояльность, покупки становятся ещё быстрее и удобнее, растёт конверсия в повторные продажи.
Push-уведомления
С помощью push-уведомлений бренд может напоминать о себе и возвращать пользователей в магазин, особенно, если таргетировать сообщения.
Например, использовать механики кросс-продаж — предлагать пользователю через некоторое время после покупки товары в комплекте. Или, если человек не нашёл нужный товар и вышел из приложения, предложить ему подборку похожих продуктов.
Бизнес получает больше данных об аудитории
Владельцы приложения будут видеть дневную активность пользователей, статистику по потребляемым товарам и услугам, пол, возраст и другие социально-демографические и поведенческие данные. Накопленная информация поможет улучшить маркетинговую стратегию, расширить продуктовую линейку или даст другие инсайты.
У нас в Creonit есть собственный продукт — сервис мониторинга приложения в реальном времени. Он позволяет видеть, с какими трудностями сталкиваются люди в сервисе. Например, после оплаты у покупателя не открылось модальное окно с уведомлением об успешной транзакции. По номеру телефона пользователя и примерному времени покупки мы можем быстро найти причину ошибки и устранить её.
Также наш сервис собирает метрики: с их помощью можно анализировать пользовательский опыт. Например, какие у посетителей есть сложности с поиском нужных функций в приложении.
Эмоциональная связь и привычка
Во-первых, иконка приложения всегда на виду и заставляет вспоминать о бренде примерно 70-150 раз в день — столько средний человек касается телефона.
Во-вторых, мобильные приложения могут формировать эмоциональную связь и привычку у пользователей с помощью инструментов геймификации.
Например, весной 2023 года «Пятёрочка» запустила в приложении онлайн-игру «Магазин сокровищ». В ней люди боролись за призы, проходя игру «три-в-ряд». За покупки на определённую сумму компания давала пользователям виртуальные монеты. Их тратили на ходы и тем самым повышали вероятность получения призов.
Эта механика объединила офлайн и онлайн. Одновременно толкала пользователей чаще покупать в магазинах, чтобы зарабатывать виртуальные монеты, и заходить в приложение, чтобы тратить их там на ходы в игре.
Суть геймификационных инструментов — заставить пользователей заходить в приложение каждый день в обмен на материальные и нематериальные вознаграждения. Это формирует привычку пользоваться цифровым продуктом.
Также геймификацию можно объединять с программами лояльности. Например, давать пользователям бонусы, ачивки, скидки и подарки за покупки и привлечение друзей по реферальной программе. Это также увеличит аудиторию приложения и активность текущих пользователей.
Почему ритейл не делает мобильные приложения в 2023 году
По моему опыту, основные страхи: долго, дорого, сложно заливать в сторы из-за блокировок. Давайте разберёмся, почему эти переживания напрасны.
Приложение долго разрабатывать
Если использовать нативную разработку и писать отдельные приложения под iOS и Android — то да, может быть долго. Нужно собрать две команды разработчиков, в то время как кроссплатформенная разработка позволяет писать приложение сразу для двух ОС одной командой.
Кроме того, у кроссплатформенных приложений общий интерфейс — все экраны сервиса одинаковые в обеих операционных системах. UX/UI-дизайнерам не нужно создавать две версии продукта — времени на создание сервиса уходит ещё меньше. В нативной разработке придётся заложить время на создание интерфейса отдельно под iOS и Android.
Другие плюсы кроссплатформенных приложений
1. Стоимость проекта ниже. Требуется всего одна команда мобильных разработчиков, которая пишет меньше кода.
2. Нет затрат, связанных с синхронизацией iOS и Android версий, потому что у приложения одна кодовая база для обеих операционных систем.
3. Быстрый запуск MVP, потому что на создание продукта требуется меньше времени.
4. Дешевле исправлять ошибки и добавлять новые функции.
Часто утверждают, что в кроссплатформенных приложениях нельзя реализовать сложную функциональность. Это не так. С помощью плагинов можно сделать хоть голосового ассистента на основе ИИ, хоть виртуальную примерочную. По производительности и возможностям разработки кроссплатформенные приложения не уступают нативным.
Мы в Creonit используем ещё один подход, который позволяет нам быстрее разрабатывать продукты — backend-driven UI. Бизнес-логику, контент и функциональность приложения создаём на стороне бэкенда, а интерфейс (фронтенд) строим на основе данных, получаемых с сервера. Для этого создаём административную панель, в которой задаются вёрстка, все элементы интерфейса и их свойства.
Это позволяет создавать новые страницы в цифровом продукте, запускать А/B-тесты и легко менять элементы навигации. Обновления появляются на всех платформах сразу и без ревью в магазинах.
Кейс
Для одного NDA-заказчика мы разработали сервис с записью на юридические консультации. Чтобы оформить услугу, пользователю нужно заполнить большое количество форм. При этом часть полей для всех посетителей одинаковая, а часть — меняется в зависимости от пользовательского сценария и типа услуги.
Чтобы ускорить внедрение в сервис большого количества форм, мы сделали на бэкенде конструктор, через который можно создавать типовые поля и выводить формы по шагам на фронтенде.
Мобильная разработка дорогая
Привет всем, кто хоть раз обращался за разработкой в какую-нибудь студию и на первом созвоне слышал, что проект будет стоить от 2 миллионов. А в итоге получал смету на 29 миллионов.
Во-первых, как я уже сказал выше, разработка на кроссплатформенных фреймворках дешевле, потому что не требует писать и поддерживать два приложения одновременно.
Во-вторых, если у бизнеса есть веб-версия интернет-магазина, его бэкенд можно использовать для мобильного приложения. Это сократит и время на разработку проекта, и его стоимость, но многое зависит от качества инфраструктуры. Например, в бэкенд интернет-магазина на 1С-Битрикс не получится внедрить клиентскую часть мобильного приложения.
Кейс
Одному из наших заказчиков — интернет-магазину товаров по уходу за собой и домом Novex — мы перенесли интернет-магазин с 1С-Битрикс на фреймворк Symfony для масштабирования бизнеса, когда встал вопрос о разработке мобильного приложения.
Предложили использовать API-Based подход — сначала разработать бэкенд (API), а затем интегрировать в него фронтенд сайта и мобильного приложения. Так оба продукта обращаются за данными к одному бэкенду — это упрощает синхронизацию и обновление информации.
Например, если компания поменяет логику сортировки каталога или работы с остатками, то информация на сайте и в мобильном приложении обновится одновременно. Кроме того, разработка одного бэкенда для обоих продуктов делает проект дешевле.
Приложения сложнее заливать в сторы из-за блокировок
Такая проблема действительно есть у компаний, которые попали в санкционный список. Мы нашли путь обхода блокировок — маскируем приложения под другой сервис. То есть сначала загружаем в сторы простое несанкционное приложение, а далее обновляем его до «запрещённой» версии.
Опытным путём мы выяснили, что во время обновления приложения тестировщики сторов не заходят в него дальше экрана авторизации, поэтому не замечают подмены. Но это «костыльное» решение, которое может не сработать, если попадётся не ленивый тестировщик.
Выводы
Пользователи во всём мире чаще покупают в мобильных приложениях, чем на сайтах. Со статистикой не поспоришь — ритейлерам нужно думать, как осваивать мобильные каналы продаж.
Надеюсь, мне удалось привести аргументы, почему мобильная разработка — это не запуск космолёта длиной в несколько лет и стоимостью в годовой бюджет Саратова.
Пишите в комментариях, что думаете по поводу сказанного — всем отвечу :)
Процентов 80 заказов из ИМ делаю в мобилках. НО! у многих ИМ настолько упоротые мобильные версии, что проще скачать приложение для заказа.
Есть такое, да) Я всё заказываю только в приложениях, хз, уже не могу иначе. 10000 раз подумаю, а нужна ли мне какая-то штука так сильно, если заказать надо, например, через сайт)))
плюсую, поскольку телефон все время под рукой, и гораздо быстрее можно отследить заказ, скорректировать его и просто позалипать в приложении).
да, плюс можно что-то дозаказать, что отложил и забыл, а предложка тебе напомнит)
мобайл фёст, поддерживаю)
Терпеть не могу неудобный интерфейс и каличные веб-версии. Сам подсел на ряд приложений (особенно доставка еды и маркетплейсы) тупо из-за простоты использования: карточка привязана, понятно, где покупать, всё быстро, привычно и красиво. Если надо где-то вводить каждый раз вручную номер карты или магазин не запоминает мои заказы — сразу в помойку
а потом начинается зависимость от приложений! :D
я умею себя контролировать)
Если скачивать приложение на все, что нужно, то весь телефон только ими и будет забит
Ну зачем на всё, только на то, чем ты часто пользуешься. Я все заказываю онлайн, поэтому у меня скачан озон и яндекс маркет. Я почти каждый день пользуюсь мобильными приложениями нескольких банков. Часто заказываю еду, соответственно юзаю приложения 3 доставок
вот например я приложением вкусвилла так и не смог пользоваться, хоть у них продукция и норм. это просто кусок говна, а не приложение, с уродливым дизайном, абсолютно интуитивно непонятным интерфейсом и для меня там делать неудобно ВСЁ
Тогда статья переименовывается из
"почему разработка мобильного приложения ДОЛЖНА быть приоритетом"
в
"почему разработка мобильного приложения НЕ ДОЛЖНА быть приоритетом, если вами не пользуются часто — сначала дорастите"
а какие не популярные приложения могут понадобиться?)
Спасибо за полезную статью. На мой взгляд, бизнесу сейчас надо одинаково активно вкладываться и в веб, и в мобайл. Главное, не оставаться недостаточно оцифрованным. Это уже недопустимо.
Отдельное спасибо за интересный блок текста про эмоциональную связь с приложениями. Заставило задуматься.
Спасибо за отзыв! <3
Да, не стоит недооценивать роль телефона в жизни человека)
По секрету: у нас уже вот-вот выйдет материал про эмоциональную связь с приложением, где разберём и некоторые минусы такого "плотного" взаимодействия с жизнью пользователей)
О, мне будет очень интересно прочитать! Ждем. Постоянно в телефоне: по работе и просто. Хотелось бы понимать, чем чревато).
Понимаю, тоже со скрипом себя отучаю от некоторых привычек, связанных с телефоном и постоянными проверками оповещений)))
Радикальное решение, которое мне помогает - всегда держать режим "не беспокоить", а для родных и близких включить исключения на телефонный звонок. Мои все знают, что мне проще дозвониться, чем писать в мессенджерА.
Вообще довольно логичное решение, можно делать "час счастья" в день, когда приходят все уведомления)))
Я просто отключила уведомления от всех приложений, кроме 1-2 важных для себя.
А вот звонки принимать не очень хочется...
ну это как кому, я из прошлого технологического уклада просто :)
понимаааю)
Конечно, статистика говорит сама за себя, что для ритейла приложение –просто мастхев.
А когда стоит действительно делать приложения под разные ОС, а не кроссплатформенные?
я задумалась, немного затруднительно даже ответить. наверное, когда очень хочется потратить много денег))) или какие-то очень строгие требования у компании.
Я не эксперт, конечно, но насколько я интересовалась, все основные "минусы" кроссплатформы уже затираются, поэтому тяжело выделить какие-то отдельные очевидные плюсы у натива. Например есть мнение, что у нативных приложений выше производительность в сравнении с кроссплатформенными. Но на деле это не так. Например, приложения на Java работают довольно медленно, и им требуется JIT-компиляция для ускорения
По частоте использования моб.приложениями, конечно-же "рулят" банки, маркетплейсы, электроника и еда/доставка. Остальные - в меру своего понимания что им "необходимо иметь свое брендовое приложение". И вот тут всё зависит от "товарной ниши". Например, брендовая одежда/обувь - наверное, им нужно иметь моб.приложение - всё-таки покупатели "прикипают" к определенному бренду, а в приложении быстрее и понятнее "промониторить" ситуацию с товаром. А вот для товаров длительного пользования, например "ковры-ковролины" иметь моб.приложение - весьма сомнительная затея. Покупателю проще найти сайт или адрес - посмотреть или съездить в офф-магазин и выставочный павильон. Тем более, что такой товар нужно пощупать/понюхать...
Да, очень здравая мысль)
Не зря так много брендовых приложений в разрезе одежды и обуви) Плюс они могут внедрять в мобилку какие-то интересные функции (или делать приложение ещё одно для этого). Видела, что у брендов спортивных кроссовок часто есть приложения для бега, где можно себе маршрут прокладывать и с друзьями соревноваться, но есть и отдельно мобильное приложение для шоппинга)
Для ковров и ковролина уж скорее установят какие-нибудь приложения вроде Леруа Мерлен или Бауцентра)
Данная группа товаров "ковры/ковролины" - на сайтах Леруа (и аналогичных магазинах) представлены очень плохо. Мы пробовали что-нибудь поискать на сайте Леруа - всё криво-косо. Объясняется это, опять, той же причиной: такой вид товара нужно пощупать, а для этого нужно приехать в офф-магазин. Поэтому, при разработке сайта, они очень мало уделяют внимания этому разделу.
Отчасти, нам это "на руку", поскольку это наша группа товара и мы при разработке сайта приложили много усилий для отличной визуализации/поиска нашего товара.
Можно искать способы использования МП не для прямого назначения.
Я вот сейчас приступаю к ремонту квартиры, мы подбираем сочетания цветов и фактур материалов. Сначала в фигме собираем "коллажи" из разных вариантов с сайта. А потом едем в магазин (не буду давать ему рекламу), у них есть классная штука на сайте — точное место расположения товара в конкретном магазине. Но веб-версия меня мучает. А МП с 2-3 доп сценариями — позволила легко решить вопрос в навигацией. А может и подбором цвета — набившие оскомину элементы дополненной реальности. Почему бы не примерить на квартире как будет смотреться этот ковер?
Но отмечу очевидное, МП может быть конкретной компании и не нужно вовсе. Экономическая целесообразность даёт однозначный ответ)
Поиск товара в крупно-форматном офф-лайн магазине-ещё тот квест. Фишка с «точным местонахождением товара» среди всего прочего-это хорошая идея. Время клиентов-ценно и его нужно беречь. Воздастся.
Это точно)
это правда, самая большая доля онлайн покупок в России из приложений. НО это не брендовые приложения, а маркетплейсы.
хз, мне кажется довольно много и брендинговых приложений от крупных компаний.
Открыл рандомную статью по теме:
"Рост продаж посредством мобильных приложений отмечают игроки из самых разных сегментов: например, в DNS за 2 года доля мобильных заказов выросла с 40% до 50%, в Finn Flare – с 39% до 48%. Доля мобильных заказов особенно велика в сегменте e-grocery. Так, в приложении «ВкусВилл» совершается 82% заказов, а в Delivery Club – 95%."
https://marketing.rbc.ru/articles/13332/
хм, интересно, спасибо за ссылку
Да, отличная ссылка :)
Наверняка есть категории, в которых доля онлайн продаж с МП минимальна. Но и даже алко-рынок, у которой запрещена продажа — крутятся и ищут способы, как бы более нативно и близко быть к клиенту)
"На них приходится больше половины всех платежей в m-commerce."
m-commerce?
да, это торговля через мобильные приложения и моб. версии сайтов)
вы вот все хорошо описали. а экономику то посчитали?
допустим затраты на сайт и на приложение одинаковые.
Чтобы человека привести на сайт надо заплатить сколько то денег за клик в рекламе (как пример). И если берем траф из РСЯ, то средняя цена клика 15-20р и человек про вас узнал и про товар. Он потом попал в базу ретаргетинга. И его потом догоняют еще рекламой. Вся экономика понятная. И как правило это все дело окупается.
А что с приложением? Вы точно уверены, что кто-то захочет себе абы чье приложение устанавливать? Цена установки будет варьироваться 150-200р точно. То есть человек просто чтобы ознакомиться с вашим предложение, вы за него заплатите 150-200р. Это уже раз в 10 дороже чем с сайтом.
ОК. вы начнете ему пуши слать) так он удалил приложение и вы вообще его потеряли)
Кароче сомнительное удовольствие для небольших нишевых магазинов. А если мы говорим про федеральный еком, так у них уже давно все есть. И мобилка - это было последнее о чем они все думали)
вы удивитесь, но у многих крупных компаний рили нет мобилки)
ну ОК) значит ваша статья актуальна для нескольких десятков федеральных интернет магазинов)
а для остальных ваще не актуально) просто тупо потом что никакая экономика бизнеса не сойдется, чтобы мобилку запилить и потом через нее продавать.
(Я не призываю к этому. Да и мы так не делаем)
Но вот идейка: сделать всё на Flutter — и сайт, и мобилки. Проблема решена) И да, мы не призываем отказаться от сайтов. По крайней мере пока))
Тут всякие иные "приложения" угрожают более менее сформированному рынку. Те же чат-боты в некоторых отраслях весьма недурно себя чувствуют.
Для небольших нишевых магазинов иногда не нужен и сайт, а достаточно кабинета в Озоне.
Вы правы, ключевое в выборе инструмента дистрибуции товаров/услуг — экономическая целесообразность.
Есть ниши, которым не нужен веб-сайт, а только мобилка. Есть — где наоборот. И чаще всего, если мы говорим про Ecom, требуется и то, и другое.
При этом, никто не говорит, что надо гнать холодных клиентов в МП. Чаще всего сайт является площадкой, на которую приземляется трафик. Пользователь знакомится с компанией и продукцией. Получает какой-то позитивный опыт (не обязательно покупка). И для удобства всех сторон, с помощью различных хитростей, переносится в Мобилку (Спортмастер, например. Приходишь в магазин, примеряешь вещь. В приложении используешь промо-код на онлайн-заказ через приложение. 5 минут и забрал на кассе. Вроде как человек "надурил" компанию. А может и нет).
Года три назад у Мвидео частотность покупки была раз в 10 месяцев (кажется это было конкретно про МП, извините, не помню точно. Можно спросить). Это в аналогию с ковровой нишей. Но зачем-то они его развивали.
Один из основных лейтмотивов статьи, если вы думаете, что опоздали с запуском МП на рынок — это правда. Но при этом, никогда не поздно к нему приступить)
ненавижу когда каждый сайт которым воспользовался 1 раз по факту и больше никогда на него не пойдешь, тащит тебя в моб прилажку
а вы с таким прям часто сталкиваетесь?)
На удивление мне такие сайты еще не попадались
мне попадались, но довольно редко)