Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Как написать пост, который прочтут, а не пролистают в ленте? О чем писать, чтобы пользователям действительно было интересно? С чего начать публикацию и как ее закончить? Как вообще отличить хороший пост от плохого?

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Написано немало руководств, как создавать посты в соцсети, и все же некоторые вопросы остаются вечно актуальными. Мы решили дать на них свои ответы – и вывели 5 собственных правил идеального текста поста.

Делимся ими в статье – полезно будет копирайтерам, SMM-специалистам, маркетологам или тем, кто планирует развивать собственные соцсети.

Правило 1: опираться не на тематику, а на анализ целевой аудитории

Типовой совет, который вы встретите во всех рекомендациях по созданию контента: сначала изучите вашу аудиторию, затем пишите о том, что ей интересно.

Совет разумный, но важно уточнить, как подходить к анализу аудитории. Не самая простая задача – сделать достоверный анализ и понять, что действительно волнует пользователей.

Часто встречаются следующие способы исследования ЦА.

  • Описание социально-демографических параметров: географии, пола, возраст, уровня достатка аудитории.

Это важная информация, но ограничиться такими данными нельзя – их слишком мало для подготовки контента. Нам не становится яснее, о чем нужно писать, чтобы заинтересовать читателей.

  • Психологические портреты аудитории. Часто встречаются описания собирательного образа целевой аудитории: что любят эти люди, чем интересуются, какие у них ценности. О чем они мечтают, чего хотят, чему доверяют, а чему – нет. В таком анализе может быть описано, как представитель аудитории принимает решения, с кем советуется. Какие привычки у представителя ЦА, что его мотивирует к покупке, подписке или чтению поста.

Кажется, что тут уже больше полезной информации для контент-специалиста. Но остается сомнение, насколько этот анализ достоверный? Откуда взята информация?

На практике часто происходит следующее:

– Сммщики, контент-специалисты начинают «выдумывать» портрет ЦА, ставя себя на место аудитории. В результате весь анализ существует только на уровне домыслов. Он не достоверный и работать не будет. Если вы не мамочка с ребенком, вам очень сложно представить, с какими проблемами эти мамочки сталкиваются на самом деле.

– SMM-специалисты пытаются изучать профили своих подписчиков и подписчиков конкурентов в соцсетях, чтобы что-то понять о них. Кропотливая и бессмысленная работа: по тому, как позиционирует себя ЦА в соцсетях, трудно составить какую-то карту интересов и невозможно узнать, что этих людей волнует здесь и сейчас.

  • Составление карты болей целевой аудитории – инструмент, который мы хотим порекомендовать в этой статье.

Суть подхода в том, что мы собираем все боли (проблемы, с которыми сталкивается наша целевая аудитория), страхи, сомнения и возражения. Все это – смыслы, от них мы будем отталкиваться, чтобы писать посты и предлагать в текстах решения.

Немного затронем теорию лестницы Бена Ханта: аудитория всегда группируется по разным уровням осознания своей проблемы и по разным уровням знания о продукте, которым эту проблему можно решить.

Разберем на примере.

Допустим, мы ведем сообщество Вконтакте для онлайн-тренингов по развитию памяти и внимания.

Аудитория, которая нас интересует, может:

– только осознавать наличие проблемы. Люди часто жалуются на плохую память, трудности с концентрацией внимания, но пока не ищут способов решения.

уже искать способ решить проблему. На этой стадии человек осознает, что решение должно быть, и сравнивает разные варианты. Например, найти бесплатные упражнения и делать их самостоятельно, пропить курс витаминов, или записаться на курсы тренировки памяти.

уже выбрать способ решения и искать компанию, у кого купить продукт. В нашем примере представитель ЦА уже решится пойти на курсы или тренинги по улучшению памяти и будет выбирать школу, преподавателя, конкретный курс.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

На каждой из этих ступеней будут свои боли, страхи и возражения целевой аудитории.

Важный момент! Маркетолог не должен выдумывать боли, даже если он уверен, что хорошо знает свою целевую аудиторию. Нужно собрать подтверждения: что действительно аудитория говорит, как называет свои проблемы?

Для этого рекомендуем использовать:

  • Интервью с представителями ЦА.
  • Комментарии, сообщения (обращать внимание, что люди спрашивают в комментариях и в личках).
  • Обсуждения на тематических форумах.
  • Если речь о товаре, имеет смысл почитать отзывы на похожие продукты на маркетплейсах.

Вот как мы собираем боли целевой аудитории по комментариям на примере с курсами по развитию памяти.

Из комментариев:

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента
Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

По обсуждениям с форумов:

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Итак, боли мы выделили. Можем приступать к самому главному – превратить боли целевой аудитории в готовые темы постов!

Смотрите, как легко это можно сделать.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Боли целевой аудитории – это огромный источник тем для создания контента. Поэтому, совет такой: когда составляете контент-план, панируете посты, вообще не думайте о тематике. Думайте о проблемах ЦА, которые ваш пост (продукт, описанный в посте) может решить.

Почему мы не советуем думать исключительно о тематике проекта? Потому что в таком случае можно придумать много тем для постов, вроде бы подходящих тематически, но никому не интересных.

Например:

  • «Интересные факты о человеческой памяти».
  • «История изучения памяти человека».
  • «Исследования о влиянии музыки на память».
  • «Как правильно запоминать стихи?».

Если писать посты на такие темы, с большой вероятностью их никто читать не будет. Получится бессмысленный контент, на который вы потратите время впустую.

Правило 2: составляем сильное начало

Когда человеку попадается пост в ленте, он оценивает одну-две верхние строчки текста и картинку к публикации. Дальше пользователь решает, кликнет ли он на пост, чтобы развернуть его целиком и просмотреть весь текст, или будет листать ленту дальше.

Решения при этом принимаются очень быстро – за 3 секунды человек понимает, интересно ему или нет.

Делаем простой вывод: начало поста – самое сильное место в тексте, которое решает, зацепим мы пользователей или нет. При этом у нас есть всего 3 секунды, чтобы заинтересовать читателя.

Поэтому начало поста обязательно должно интриговать, вызывать эмоции и попадать в боли аудитории.

Вот как НЕ стоит начинать пост:

  • с длинных громоздких абзацев – их тяжело воспринимать,
  • с обобщений,
  • со сложных терминов, которые могут быть непонятны ЦА,
  • с банальностей (с фразочек вроде «всем известно, что…» – зачем писать то, о чем и так уже всем известно?),
  • с коммерческой информации о компании / продукте («Компания NN на рынке уже 15 лет…» – людям не интересно читать о компании или продукте, людям интересно читать о себе).

На скриншоте ниже – показательный пример, как начинать пост не надо. Это пост на странице салона красоты.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Неинтересный и длинный текст, который никто читать не будет. Много речевых штампов и общих фраз: банальная мысль, общие фразы «развить чувство стиля», «выражать индивидуальность». Не несущие смысла эпитеты: «уверенный» и «привлекательный».

Ниже – пара приемов для сильного начала поста.

  • Начните с боли целевой аудитории.

Опишите проблемную ситуацию так, чтобы пользователь узнал в ней себя. Можно использовать повествовательные предложения или задать один или несколько вопросов.

Хороший пример – пост с рекламой тренингов по управлению голосом и речью.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

В посте перечислено сразу несколько «болей» – они подчеркнуты на скриншоте зеленым.

Важный момент! Писать о болях надо на языке целевой аудитории – в тех же выражениях, как если бы человек рассказывал о своих проблемах знакомому или другу.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Первый вариант пролистают в ленте, второй зацепит читателя.

  • Начните с кликабельного заголовка

Ниже список кликабельных заголовков для постов.

  • Сделайте эти ТРИ вещи, чтобы…
  • 3 шага к…
  • Как … поможет вам добиться успеха
  • Никогда не делайте…
  • Топ 5 действий, которые вы делаете НЕПРАВИЛЬНО
  • Вы точно совершаете эти Х ошибок, проверьте себя….
  • 5 НЕТ в…
  • 5 приемов в …, которые действительно работают
  • Как увеличить … в несколько раз
  • Х советов о….
  • Х мифов о…
  • Почему у вас не получается…?
  • Как избежать…?
  • Секреты успеха от …
  • Всего одно идеальное решение для…
  • Х способов добиться … без усилий!
  • Почему… больше не работает и что на самом деле нужно делать
  • Выполните эти X простых шагов, чтобы …
  • X простых правил для достижения успеха в…
  • Как превратить вашу проблему … в преимущество
  • Х причин, почему вам стоит попробовать ….

Эти заголовки – не оригинальны, но они работают. Они задают четкую структуру последующего текста, интригуют, провоцируют, вызывают эмоции, обещают конкретную пользу.

Правило 3: избавляемся от воды, банальностей и информации из Википедии

Начнем от противного – чего в посте быть не должно? Сформулируем несколько «красных флагов».

Красный флаг № 1 – обобщения, рекламные штампы, эпитеты, не несущие смысла, и прочая вода.

Что такое вода и как убрать ее из текста, лучше всего сформулировал Максим Ильяхов в книге «Пиши, сокращай». Можно использовать его сервис Главред Бета для проверки и очистки текста от штампов.

Ниже – пример неудачного поста магазина стройматериалов.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Тут комбо – целых три рекламных штампа. Текст есть, а смысла нет.

– Что такое «проверенная рецептура»? Проверенная кем и как?

– Что значит «постоянный контроль качества»? Как контролируется качество и кто его контролирует?

– «Инновационные характеристики» – что это вообще такое?

Такие формулировки нужно заменять фактами. Например, рассказать про исследование, которое доказывает эффективность рецептуры. Перечислить технические характеристики и пояснить, как именно они делают продукт лучше.

Например: «В состав шпатлевки входит N – благодаря этому окрашенная поверхность сохнет быстрее, полностью высыхает всего за 8 часов».

Красный флаг № 2 – банальность, утверждение каких-то очевидных вещей.

Пример – пост в группе одной из школ скорочтения.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Начинается с очевидной мысли, которую лучше выкинуть из текста, – пост от этого только выиграет.

Красный флаг № 3 – информация с первой страницы поисковой выдачи.

Еще 3-4 года назад все стремились делать «полезные» посты.

Во-первых, необязательно постоянно стремиться давать читателю пользу, образовывать, учить. Люди устают от поучительных интонаций и приходят в соцсети не за тем, чтобы их учили.

Во-вторых, «полезные» посты теряют всякий смысл, если они написаны по информации с первых источников в поисковой выдаче. Зачем в таком случае человеку читать ваши посты? Он сам умеет пользоваться поисковиком.

Пример неудачного поста с советами на страничке косметолога.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Правило 4: пишите о продукте, показывайте кейсы, делитесь экспертным опытом

Списывать информацию из поисковой выдачи – нельзя, перечислять рекламные штампы – нельзя. Какую же фактическую информацию тогда брать в пост?

Изучайте продукт

Вместо абстрактных прилагательных (технологичный, функциональный, проверенный и т.д.) в тексте нужны факты.

Фактами могут быть примеры реальных жизненных ситуаций. Объясняйте, как и когда пользоваться продуктом.

Например, в рекламном посте про робот-пылесос расскажите, что он собирает не только пыль, но и шерсть животных, а еще может убрать трехкомнатную квартиру за час.

Если пишете о товарах, давайте их технические характеристики, параметры, разбирайте состав. Важно не просто назвать какую-то техническую характеристику продукта, но и пояснить, как именно это будет работать, почему эта деталь делает продукт лучше.

Например, как можно написать в посте для бренда косметики:

В составе средств для умывания нет сульфатов – их заменяет мягкий очищающий компонент коко-глюкозид. Он не сушит кожу и не вызывает чувства стянутости после использования.

Товары или услуги – огромный источник ценной информации для постов.

Рекомендуем:

  • делать сравнения товаров, услуг, тарифов и объяснять, кому из клиентов какой вариант подойдет;
  • объяснять, как оказывается услуга, что получит клиент после того, как оставит заявку или оплатит услугу;
  • рассказывать о том, как построен бизнес, кто в нем работает, и как это помогает сделать продукт лучше для клиента.

Хороший пример поста про услугу. В нем много конкретики, а факты излагаются просто и понятно.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Где копирайтеру или SMM-специалисту взять фактическую информацию о продукте?

  • с сайта товара или услуги;
  • если пишем о товаре, нужно посмотреть состав или технические характеристики;
  • из брифа. Прежде чем приступить к работе с клиентом, составьте для него подробный бриф. Соберите информацию, как работает продукт клиента, как оказывается услуга, чем интересны бизнес-процессы клиента и т.д;
  • от клиента. В процессе работы над текстами у вас еще будут возникать вопрос. Не стесняйтесь отправлять их клиенту.

Делитесь опытом, уникальным мнением эксперта

Давно уже известно, что люди покупают у людей и личность автора продукта важна.

Есть ниши, где на личном видении эксперта должен строиться весь контент (аккаунт психолога, маркетолога, автора любых инфопродуктов). Таким людям нет смысла заходить в соцсети, если они не готовы раскрывать себя как профессиональную личность.

Есть ниши, где личность специалиста вроде бы не так важна, но за счет личного видения можно отстроиться от конкурентов и создавать уникальный контент.

Например, мастер маникюра может дополнять посты с примерами своих работ рассказом о пути в профессию, о любимых и нелюбимых моментах в работе, рассказывать о сложных случаях, высказывать свое мнение по спорным вопросам.

Другой пример – страница бренда косметики в соцсетях. На ней может быть только информация о продуктах, либо ее можно вести от лица автора-создателя бренда, который будет делиться своей философией, рассказывать, для чего он создал бренд, о чем мечтал, что было для него важным.

Как эксперту подойти к созданию постов на своей страничке?

Вот несколько приемов:

  • Освещать в блоге спорные вопросы, которые существуют в нише. Важно обосновать профессиональную точку зрения, почему эксперт думает и делает именно так, а не иначе.
  • Учиться превращать события в инфоповоды. Хороший прием, когда эксперт осмысляет бытовые случаи из собственной жизни с точки зрения своего профессионального опыта и делиться наблюдениями с аудиторией. Например, психолог рассказывает о собственном опыте общения с разными людьми, маркетолог наблюдает, как люди используют приемы маркетинга в обычном общении.
  • Показывать свое дело изнутри. Рассказывать, как создаются новые услуги или инфопродукты, что эксперту для этого нужно. Делиться сложностями.

Если вы копирайтер или SMM-специалист и создаете тексты за эксперта, приготовьтесь к тесному сотрудничеству с заказчиком. Это не тот случай, когда можно просто доверить написание постов на аутсорс – копирайтеру сначала нужно будет запросить всю экспертную информацию у заказчика. Удобнее всего это сделать через мини-опросники к каждой экспертной теме

Ниже пример, как личное мнение эксперта делает простой пост с советами уникальным и авторским. Это публикация на страничке HR-специалиста. Эксперт дает в посте 4 совета, как соискателю изучать информацию о компании, а в начале поста обосновывает важность темы, рассказывает историю из личного опыта. Пост становится интереснее – без авторского рассказа такие публикации будут напоминать переписанную Википедию.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Правило 5. В конце призываем к действию

Любой пост должен иметь логическое завершение – это призыв к действию.

Далеко не всегда это призыв что-то купить. Люди редко бегут покупать после прочтения поста (в качестве исключений могут работать посты с акциями).

В призывах к действию вы можете:

  • вести пользователя по контентно-продуктовой воронке, если она реализована в вашем аккаунте. Можно призвать читателя перейти на закрепленный пост, хайлайтс, рассылку, скачать полезный материал, чек-лист или гайд).
  • просить пользователя взаимодействовать с контентом: проголосовать в опросе, поставить лайк, сделать репост, оставить комментарий.
  • призывать сделать целевое действие – перейти по ссылке, подписаться.

Каким должен быть призыв к действию?

  • конкретным. Нужно прописать, что именно надо сделать пользователю.
Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента
  • полезным для пользователя. Нужно написать, какую конкретную пользу получит пользователь, если выполнит то, что вы от него просите.
Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Вместо призыва также можно использовать вовлекающие приемы:

  • задавать вопросы (Знакома ли вам эта проблема? Как справляетесь с ней?).
  • применять прием то… или то… (А вы когда-либо уже заказывали клининг или делаете уборку только самостоятельно?).

Бонусное правило: если что-то можно показать визуально, не рассказываем, а показываем

Есть ниши, где основа контента – фотографии и видео, а текст вторичен и выступает как дополнение.

Качественная фото и видеосъемка необходима для следующих категорий товаров и услуг:

  • одежда, обувь, аксессуары;

  • мебель, предметы декора;

  • бьюти-сфера;

  • ремонт и отделка, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн;
  • сфера развлечений (мероприятия, досуговые и культурные центры, места отдыха, туристический бизнес и т.д);
  • ресторанный бизнес.

Нет смысла долго рассказывать, как выглядит, например, платье или костюм. Просто покажите его на фотографиях с моделью, а текст поможет выделить главные моменты или задать настроение поста.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Есть ниши, где будет сложно донести до пользователя информацию, используя только текст. Например, если речь идет о сложном и / или цифровом продукте, который невозможно представить как что-то материальное. Либо в посте много цифр и данных, которые лучше визуализировать, представить наглядно.

В таком случае нужно выносить содержание поста на графические креативы – изображения с фоном, элементами, схемами и надписями.

Без креативов не обойтись в следующих нишах:

  • IT;
  • диджитал;
  • банковская сфера;
  • услуги автоматизации бизнеса;
  • онлайн-образование.

Ниже – пример от Сбера, как можно проиллюстрировать онлайн-продукт с помощью графики.

Как писать посты, чтобы их читали: 5 правил идеального контента

Вывод

Чтобы ваши посты привлекали внимание, были интересны читателю и работали на нужные вам цели:

  • делайте грамотный анализ целевой аудитории и пишите, отталкиваясь от болей;
  • привлекайте внимание пользователя в начале поста;
  • в самом посте давайте уникальную информацию или личное видение проблемы;
  • убирайте воду, обобщения и рекламные штампы;
  • в конце дайте конкретный призыв к действию;
  • не забывайте про важность визуала: иллюстрируйте посты уникальными фото или графикой.
Дарья Неволина
В SEMANTICA руководит отделом контент-маркетинга в соцсетях
Начать дискуссию