Как продвигать бизнес в 2024? Полный список инструментов маркетолога!

Выскажу непопулярное мнение: все Директологи, Таргетологи, Авитологи и прочие «Олологи» рано или поздно приходят к тому, что их единственного рабочего инструмента не хватает, чтобы клиент был доволен и счастлив.

Именно в момент поиска альтернативных инструментов продвижения происходит перерождение в маркетолога. Чек вырастает в несколько раз, а специалист осознает, что деньги клиенту можно приносить не только «починив автотаргетинг».

Продвижение бизнеса в 2023 году не заканчивается на Яндексе и ВК. Какие-то инструменты требуют ручной настройки, какие-то лишь навыков переговоров по телефону и поиска информации или ответственных лиц, но всё в итоге сводится к тому, чтобы привести деньги в бизнес.

Это не «топ» и не «рейтинг». Грамотный подход состоит в тестировании каждого доступного инструмента и масштабировании результативных.

Расписывать каждый сервис в каждой категории бессмысленно. Поэтому рассматривать каналы трафика буду в доступном формате «без воды». Если поймали себя на мысли «О, а вот это интересно» — не откладывайте в долгий ящик и предлагайте клиенту / интегрируйте в свой проект.

Контекстная реклама

Первый пункт и сразу исключение из правил. Говоря о контекстной рекламе стоит понимать, что речь идёт исключительно про Яндекс Директ, так как альтернативы в РФ уже нет.

Директ в представлении не нуждается, после ухода GoogleADS и других запрещённых соцсетей, Яндекс остается монополистом в рекламном поле РФ.

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Подкрепляются ли эти охваты результатами? Интересный вопрос. Слишком много зависит от качества посадочной страницы. Работа с Яндексом — это не про «привести заявки с сайта», это про «привести на сайт целевую аудиторию, которая попадает на уровень взаимодействия с сайтом и уже там решает, оставлять заявку или нет».

Специалист по контекстной рекламе не ответственен за конверсионность сайта, если этот пункт не входит в заранее оговоренные условия сотрудничества.

Таблицу со 157 пунктами по увеличению конверсии сайта можно найти в моём телеграм-канале

Таргетированная реклама

Аудитория соцсетей априори менее конверсионная, так как люди заходят в условный ВК, чтобы посмотреть мемы / послушать музыку. Никто не заходит в ВК, чтобы купить себе диван.

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

У рекламы в соцсетях есть жирный плюс перед контекстной — возможность создать максимально лояльное отношение к продавцу перед покупкой. Когда пользователь попадает на сайт, что можно предложить, как доказательство того, что товар/услуга качественные и его никто не обманет? Выбор довольно скудный — фото / видео / благодарственные письма / интегрированные отзывы из проверенных источников. Соцсети же позволяют “утеплить” аудиторию за счёт бесконечного количества тематических постов, положительно влияющих на доверие к продавцу (про контент-маркетинг будет ниже) .

Второй плюс — соцсети полны тематических групп и сообществ, а это отличные условия для таргетинга и выявления максимально лояльной и целевой аудитории. Даже плейлист пользователя может стать отличным помощником!

Реклама на картах

В рекламу на картах обычно входит 3 разновидности: геоконтекстная реклама, реклама в навигаторе и медийная реклама. Первые два пункта самые важные, так как напрямую отвечают готовым предложением на сформированный пользователем запрос.

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Продвижение на картах — обязательный пункт в построении любой рекламной стратегии для локальных проектов.

Доски объявлений

На моё удивление, доски объявлений с какой-то бешеной скоростью начинают разгоняться, обрастая популярностью среди PPC-специалистов. В чем феномен? Возможно, повлияло сокращение количества рекламных каналов в целом по рынку, а также готовность сервисов улучшать свои алгоритмы и инструменты.

Максимальный пакет платного трафарета объявления на Авито
Максимальный пакет платного трафарета объявления на Авито

Лукавить не буду, основной «игрок» среди данного рекламного канала — Авито. Если раньше я на него смотрел, как на «место, где можно продать старый сломанный диван», то пообщавшись с коллегами, которые там недвижку продают лучше, чем в контексте или таргете, моё мнение сильно поменялось.

Тизерная реклама

«Чтобы были заявки, нужна всего лишь пара грамм старого советского…» Именно по этим знаменитым текстам люди знают о существовании тизерной рекламы.

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Считайте этот инструмент, своего рода, младшим братом РСЯ. Те сайты, которые Яндекс забраковал, либо те, которых не устраивают условия сотрудничества, попадают в череду аукционов, на которых выкупают показы тизерных объявлений.

Соответственно, модерации практически никакой нет. Таргетинги (интересы, возраст, гео и т. д.) довольно туманные и взяты, чаще всего, из купленных чужих баз данных.

SEO

Поисковая оптимизация необходима любому бизнесу, который в перспективе хочет получать бесплатные целевые заявки. Будь это Гугл или Яндекс, органическая поисковая выдача всегда будет иметь приоритет над рекламным объявлением. Так работает человеческая психология. И именно поэтому Яндекс год за годом прячет плашку “реклама” в поисковой выдаче

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Стоит уточнить, что с одностраничными сайтами в органической выдаче делать нечего. Исключения бывают, но крайне редко.

Маркетплейсы

Люди скорее всего не купят что-то в вашем интернет-магазине, если идентичный товар продается на маркетплейсе. Это факт и с такой тенденцией уже ничего не поделать, остается только адаптироваться. Как? Перейти в маркетплейс вместе со своей целевой аудиторией.

После рекламных объявлений чаще всего идут именно ссылки на Маркетплейсы
После рекламных объявлений чаще всего идут именно ссылки на Маркетплейсы

Соглашусь, не каждому бизнесу налоги с площадки будут по карману и не каждая экономическая система была создана с учетом возможности перехода на сторонние платформы. И всё же, зачем тратить сотни тысяч рублей на контекстную и таргетированную рекламу, если ваша целевая аудитория всегда предпочтет заказать товар на знакомом маркетплейсе?

SMM

Пункт тесно перекликается с таргетированной рекламой в соцсетях. SMM — это про увеличение лояльности аудитории к вашему бренду. Никакой крутой рекламный оффер не заменит грамотного контент-плана, который подведёт аудиторию к покупке таким образом, чтобы у клиентов даже не возникла мысль о каком-либо возражении, ведь вы уже заранее отработали их в одном из постов!

Чем крупнее проект — тем больше людей задействованы в структуру полноценного SMM. Маркетологи, копирайтеры, дизайнеры, интервьюеры, фотографы, операторы — это слишком обширный инструмент, который работает, как снежный ком.

SMS / Email — Рассылка

Инструмент, старый как мир. Берем базу контактов и запускаем по ним массовую рассылку с рекламным предложением. Казалось бы, кто эти СМС-ки вообще читает и переходит по каким-то ссылкам? Я тоже так думал, пока не прочёл свежую статью про всплеск популярности SMS-маркетинга на фоне ушедших рекламных инструментов.

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Рецепт применения простой — забудьте про холодную аудиторию и покупки баз данных, работайте с контактами, которые ранее уже у вас что-то покупали и оставляли согласие на обработку данных. Проанализируйте ЦА, придумайте крутой оффер, оформите задачу для копирайтера, выберите сервис для отправки — вуаля, деньги идут в кассу!

Рассылка в мессенджерах

Отлично себя показывает в локальном бизнесе сферы услуг, особенно бьюти-тематике. Если услуга подразумевает повторные посещения — обязательно этим пользуйтесь, но без фанатизма.

Рекламное объявление подобрано случайным образом
Рекламное объявление подобрано случайным образом

Дополнительно хочу отметить смежный инструмент — ботов. Боты — отличный инструмент, но не стоит весь диалог перекладывать на них, только если вы физически не можете обрабатывать большой поток сообщений. Советую их использовать исключительно для рассылок, а общение с клиентом оставить менеджеру, обученному грамотному скрипту.

Распространение листовок и флаеров

Ни капли не потерявший актуальности способ рассказать о своём бизнесе, акциях, мероприятии в пределах конкретного района / города за относительно небольшой прайс.

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Если промоутер будет находиться в помещении — не забудьте оформить договор, чтобы не получить проблем с охраной.

Участие в региональных и межрегиональных тематических мероприятиях

Если хотите показать себя, свои услуги или товары для максимально целевой публики — обязательно стоит провести исследование и узнать условия участия в выставках / семинарах / конференциях.

Рекламное объявление подобрано случайным образом
Рекламное объявление подобрано случайным образом

Приходить на выступление можно в двух ролях: спикера (презентация своих товаров и услуг напрямую) или в качестве рекламодателя, установив на площадке свой стенд / баннер / логотип.

Реклама на региональном / городском ТВ, Радио

Если не брать в расчёт федеральное ТВ и радиостанции, то инструмент вполне доступный и для среднего локального бизнеса. Однако, всегда стоит учитывать все риски работы с медийной рекламой без четкого отслеживания статистики.

А если всё же решитесь обратиться к государственному каналу - будьте готовы к бюрократическому аду.

Баннерная реклама

Indoor (реклама внутри помещений) — стенды, вывески, плакаты, постеры, цифровые экраны. В зависимости от вашего города и проходимости выбранного помещения, стоимость может варьироваться от нескольких тысяч, до нескольких сотен.

Outdoor (реклама вне помещений) — стандартные уличные щиты, электронные табло и экраны, витрины, установки на крышах зданий, световая реклама, рекламные указатели. Обеспечивает более широкий охват и возможность для творческого креатива. Стоимость также варьируется в зависимости от масштаба рекламного объявления и проходимости места

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Необязательно быть самым крупным бизнесом в городе, чтобы выкупить несколько стендов внутри проходимого торгового центра и начинать постепенно формировать у прохожих знание о вашем бренде / товаре / услуге.

Контент-маркетинг

Грамотно рассказывать и показывать преимущества своего товара или услуги — один из лучших способов формирования и усиления лояльности аудитории. Статьи, видео-обзоры, подкасты, чек-листы — всё это работает на продажи в разной степени временной перспективы.

Помимо этого, контент-маркетинг на сторонних ресурсах (к примеру, статьи на VC.ru) способствует обращениям от читателей, которые заинтересовались вашим товаром или услугами после прочтения.

Моя статья с кейсом по аренде авто за полгода принесла мне двух крупных клиентов в двух разных регионах страны, вопросов и консультаций было кратно больше.

Реклама в тематических журналах, локальных газетах

Если говорить про объявления в газетах — они стоят сущие копейки, но при этом каких-то прорывных кейсов я не видел и не слышал. Как вариант расширения охватов — хорошая идея, как флагманское направление — вряд ли.

Рекламные объявления подобраны случайным образом
Рекламные объявления подобраны случайным образом

Если говорить про тематические журналы, то тут уже совсем другая картина. Реклама стоит дороже, а читательская аудитория более лояльна к вашим предложениям. В бьюти тематике отрабатывает просто замечательно!

WiFi-радар

Если в двух словах — это роутер, который собирает данные об устройствах в радиусе своего ГЕО, чтобы потом на эту базу данных можно было запускать рекламу.

Имеет право на жизнь, но на практике ни разу с этим не сталкивался, кейсов от коллег не наблюдал. Но, возможно, именно ваш кейс в этом инструменте может стать прорывным.

Отзовики

Крупнейшие digital-исследования за последние полтора года сводятся к одному — потенциальным клиентам обязательно нужны перед глазами отзывы реальных людей, чтобы принять решение о покупке.

Не стесняйтесь просить клиентов оставлять отзывы на ваших ресурсах / картах / сайтах-отзовиках, а иногда даже имеет смысл давать за это какие-то бонусы.

Бизнес-каталоги (онлайн)

Если бизнес работает в сфере B2B, то вам обязательно стоит провести ресёрч популярных сервисов и добавить данные компании в каждый из популярных тематических каталогов. Поиск поиском, то когда речь заходит про массовые контакты, многие менеджеры пользуются подобными каталогами.

Справочники

По задумке идентично пункту выше, но в данном случае подходит под любую тематику бизнеса. А в поисковых системах ещё и позволяет расширить сниппет дополнительными данными. Занимает немного времени, зато дает видимые преимущества.

Телефония

Обзвон клиентов до сих пор остается одним из самых результативных каналов продаж практически в любой е-ком тематике, где это уместно. Холодные звонки — больная тема, сейчас на каждом смартфоне стоит какая-нибудь анти-спам система, через которую не пробраться. Однако, если это ваша база контактов, с которыми вы ранее общались — имеет смысл внедрить скрипты для повторных продаж.

Закупка рекламы у блогеров / инфлюенсеров

Инфлюенс-маркетинг сейчас переживает не лучшие времена. Найти лидера мнений без накрученной аудитории и статистики довольно сложно. Однако, если вы наверняка уверены, что у выбранного канала на Ютубе / Телеграме / ВК / Твиче находится ваша целевая аудитория, которой будет полезно то, что вы предлагаете — обязательно пробуйте.

Для локальных проектов, которые не могут потянуть полноценную рекламу - предлагайте бартеры!

Потратьте время и придумайте интересную и нестандартную интеграцию. Какая бы не была лояльная аудитория, если подать рекламу “в лоб”, положительных результатов ждать не приходится.

XMind-версию мануала, включая названия самых популярных сервисов, можно найти в моём Телеграм-канале.

Спасибо за прочтение!

88
2 комментария

Дмитрий, спасибо за интересный и содержательный материал!

Ответить

Рад помочь)

Ответить