Не надо так: как бизнес сливает бюджет на контент

В статье поделимся самыми распространенными ошибками в создании контента и на реальных примерах расскажем, как их избежать. В конце дадим небольшой чек-лист, по которому вы сможете проверить, как с этим обстоят дела именно у вас 🙌

Не надо так: как бизнес сливает бюджет на контент

Итак, можно выделить 7 самых распространенных ошибок в создании контента:

Далее мы разберем каждую ошибку подробнее.

У контента нет полезного действия для читателя или зрителя

Как не надо. Часто бизнес выпускает контент, который не несет пользы для читателя. Например, это может быть прямая реклама «в лоб» или посредственный контент без какой-либо экспертной информации. Если у контента нет полезного действия, читатель или зритель может просто пройти мимо него.

Это <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fid814526465%3Fw%3Dwall814526465_554%252Fall&postId=914142" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">пример контента</a> без какой-либо экспертной информации. Если контент в соцсети будет только таким — привлечь и удержать читателя не получится.
Это пример контента без какой-либо экспертной информации. Если контент в соцсети будет только таким — привлечь и удержать читателя не получится.

Как надо. Вот как подобную задачу решает Тинькофф Журнал. Написать туда статью может любой желающий. Но перед этим автор должен заполнить заявку. В ней он указывает проблему, которую решает контент, целевую аудиторию, боли целевой аудитории и решение проблемы. Редактор проверяет, будет ли у контента полезное действие и достаточно ли у автора опыта и экспертности, чтобы написать информативную статью. Если вы заказываете текстовый контент — можете тоже задавать подобные вопросы.

<p> Пример заявки в Т—Ж — на ее основе можно определить, будет ли у статьи полезное действие </p>

Пример заявки в Т—Ж — на ее основе можно определить, будет ли у статьи полезное действие

А это — <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkinzhal.media%2F&postId=914142" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">журнал «Кинжал»</a>, пример хорошего бренд-медиа от Яндекс-Практикума. Материалы пишут опытные психологи, которые дают небанальные работающие советы.
А это — журнал «Кинжал», пример хорошего бренд-медиа от Яндекс-Практикума. Материалы пишут опытные психологи, которые дают небанальные работающие советы.

Контент без маркетинговой цели

Как не надо. Порой бизнес начинает делать контент по принципу «лишь бы было», то есть без какой-либо маркетинговой цели. Маркетинговая цель — это польза, которую контент должен принести бизнесу. И это не всегда сразу продажа. Например, полезный или развлекательный контент может привести подписчиков в соцсети, повысить узнаваемость бренда, создать лояльность к нему.

С помощью хорошего текста, видео или подкаста можно показать свою экспертность, увеличить вовлеченность подписчиков, получить контакт, прогреть клиента, а уже потом продать товар или услугу. Если у контента нет четкой маркетинговой цели, то ресурсы на его создание будут потрачены зря.

Пример <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fbaranovbulat%3Fw%3Dwall-69973726_361292&postId=914142" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">поста</a> без маркетинговой цели
Пример поста без маркетинговой цели

Как надо. Нужно определять маркетинговую цель перед тем, как начинать делать контент. Это поможет сберечь ресурсы и грамотно распределить их. Получившийся контент следует обязательно проверить, соответствует ли он поставленной цели.

МТС выпускает подкаст <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fmts%3Fw%3Dwall-8458649_1986174&postId=914142" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«поТрендим»</a>, где дает полезные советы. Тем самым компания получает лояльность клиентов и улучшает доверие к бренду.
МТС выпускает подкаст «поТрендим», где дает полезные советы. Тем самым компания получает лояльность клиентов и улучшает доверие к бренду.

Контент, который никто не видит

Как не надо. Допустим, руководитель компании ставит задачу написать статьи и выложить их на сайт компании. Статьи выкладывают, но у них нет просмотров. Потому что над сайтом никто толком не работал, а на сеошнике решили сэкономить. И получается контент, который никто не видит.

Как надо. Для существенных результатов нужно вкладываться в дистрибуцию — то есть, в доставку контента до конечного потребителя через разные каналы. Например, перед созданием блога на своей платформе нужно заранее подумать о том, откуда будут приходить читатели. Если нужен бесплатный органический трафик из поисковиков, стоит воспользоваться услугами хорошего SEO-специалиста.

Вот что на этот счет говорят специалисты в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.unisender.com%2Fru%2Fblog%2Fkuhnya%2Fdistribution%2F&postId=914142" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">блоге Unisender </a>
Вот что на этот счет говорят специалисты в блоге Unisender

Нет контент-стратегии

Как не надо. Часто компании продвигают бизнес через контент хаотично, без стратегии. Некоторые пытаются делать все как у конкурентов или копировать какие-то успешные проекты, без учета специфики своего бизнеса. В итоге тратят на это много ресурсов, но не достигают желаемого результата.

Как надо. Избежать подобной ситуации поможет контент-стратегия. Это подробный план, по которому делают, публикуют и распространяют контент. Если есть на это бюджет — лучше заказать такую стратегию в агентстве. Стоимость за разработку начинается от 100 тысяч ₽. Если бюджета нет — придется разбираться самостоятельно. Вот пример контент-стратегии от агентства «Сделаем».

Один из слайдов контент-стратегии агентства «Сделаем»
Один из слайдов контент-стратегии агентства «Сделаем»

Слишком много рекламного контента

Как не надо. «Нужно больше продавать»— решает компания и начинает выпускать больше рекламного контента в своих соцсетях. А зачем это надо подписчику? Он пришел в соцсети развлекаться, получать пользу, а не читать рекламу. Да, он может между делом что-то и купить. Но для этого его нужно постепенно прогревать, а не вызывать желание отписаться из-за постоянной навязчивой рекламы.

Как надо. Мы не нашли исследований на тему того, сколько рекламы стоит выпускать, чтобы не надоесть читателю. По нашему опыту, ее должно быть не больше четверти от всех публикаций. И при этом рекламу желательно встроить в полезный контент, чтобы не раздражать пользователя.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fopen.delo%3Fw%3Dwall-169294353_5487&postId=914142" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Вот так</a> банк «Открытие» встраивает рекламу в полезный контент
Вот так банк «Открытие» встраивает рекламу в полезный контент

Отсутствие анализа эффективности

Как не надо. Контент-маркетинг — чаще всего работа вдолгую, и его результаты получится полноценно оценить только примерно через год после запуска. Но это не значит, что можно пустить все на самотек. Если не оценивать результаты от публикации контента — есть риск слить бюджет. В свою очередь регулярная оценка эффективности контента поможет улучшить его качество и выработать стратегию продвижения.

Как надо. Нужно отслеживать ключевые показатели в каждом канале, в котором публикуется контент. Например, для блога можно измерять дочитываемость статей, количество подписчиков, вовлеченность, количество SEO-трафика. Измерить результаты можно даже для сложных маркетинговых целей, например, для повышения узнаваемости. В этом случае для оценки можно использовать опросы, а также поиск по названию компании в Вордстате, Гугл Трендах и в соцсетях.

Статистика нашей <a href="https://vc.ru/services/831751-shcha-pokazhu-top-onlayn-dosok-dlya-produktivnyh-sozvonov-s-komandoy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">статьи</a> на vc.ru
Статистика нашей статьи на vc.ru

Одноразовый контент

Как не надо. Действительно качественный контент стоит много денег. Но часто бывает так, что его публикуют только один раз. И затраты на контент оказываются несоизмеримы с прибылью, которую он приносит. Например, компания зовет на подкаст известного эксперта и платит ему за это 80 тысяч ₽. Подкаст не залетает на одной из площадок, лидов не приводит. Компания смиряется и перестает делать подкасты, ибо это убыточно.

Как надо. По возможности нужно выжимать из контента максимум и распространять его по всем возможным каналам. Подкаст можно опубликовать на нескольких площадках сразу. Затем на его основе написать статью. Любую статью можно разместить не только у себя в блоге и в соцсетях, но и также на других ресурсах — Habr, vc.ru, Spark, Пикабу, Клерк, Addpass.

Один и тот же пост можно выпустить во всех соцсетях сразу. А самые удачные посты вполне оправданно публиковать заново, обновив в них информацию. Также можно делать подборки с опубликованными ранее постами, а в новых публикациях ссылаться на старые. Если есть база с email-адресами — можно рассылать по ним свои материалы. Но при этом регулярно отслеживайте ключевые показатели, чтобы выбрать самый эффективный канал и сосредоточиться на нем.

Руководитель креативной редакции «Рыба» Алексей Рожков <a href="https://vc.ru/marketing/694516-est-vsego-100-000-v-mesyac-na-kontent-5-scenariev-kak-potratit-ih-s-tolkom" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">делится своим опытом</a> создания многоразового контента.
Руководитель креативной редакции «Рыба» Алексей Рожков делится своим опытом создания многоразового контента.

А теперь, как и обещали, чек-лист «Проверь свой контент». Ответьте на следующие вопросы. Для большей пользы советуем отвечать в письменной форме.

  1. Знаете ли вы, сколько денег приносит ваш контент?
  2. Есть ли у вас контент-стратегия?

  3. Проанализируйте последние 10 публикаций. Есть ли у них маркетинговая цель? Приносят ли они пользу читателю?

  4. Видят ли пользователи ваш контент? Как сделать так, чтобы контент увидели больше людей из вашей целевой аудитории?

  5. Отслеживаете ли вы ключевые показатели в каждом канале, в котором публикуется контент? Как можно улучшить результаты?

  6. Какая доля приходится на рекламные публикации?

  7. Выжимаете ли вы из контента максимум? Делаете ли из одной информации несколько видов контента?

Что делать с получившимися ответами? Анализировать и корректировать на их основе свою стратегию. А если есть бюджет на услуги агентства контент-маркетинга, то с этими ответами можно сразу обращаться к профессионалам. Так будет проще и им, и вам.

Расскажите, как вы продвигаетесь с помощью контента. Какие способы пробовали? Какие из способов сработали, а какие — нет?

2121
43 комментария

Еще хочется добавить совет, что компаниям полезно тестировать различные форматы контента, чтобы лучше изучить аудиторию и уже на основе этого анализировать данные. В идеале еще собирать периодически обратную связь с пользователей.

4
Ответить

Про обратную связь — в точку! Аудитория всегда подскажет, в правильном направлении движется бизнес или нет

Ответить

Прямо сейчас как раз листаю сайт и наткнулась на статью с 17 просмотрами при среднем открытии каждой статьи в районе 1000. Думаю, это попадает под тип "Нет полезного действия для читателя", тк это сайт в целом много пишет про SEO и стоимость всем сеошникам и так понятна))

3
Ответить

Да, согласны, если сайт посвящен тематике SEO, то статья не кажется полезной, т.к. там может быть много подобных материалов. Кейсы, кстати, всегда хорошо заходят: людям интересны результаты, показатели, опыт, сколько потратили денег и т.д. — думаем, для статей про SEO как раз подойдет такой формат)

3
Ответить

Читатели, кто уже набивал себе шишки, поделитесь пожалуйста опытом: как понять, что рекламы слишком много?

3
Ответить

В статье правильно привели среднюю статистику, должно быть не более 40% продающего контента. А вот что значит "читатели, которые набивали шишки" не совсем понятно. Читатели отписываются или закрывают не интересный или слишком продающий контент, кмк.

Ответить

В каком смысле? Что даешь слишком много рекламы? Эффективная реклама приносить деньги как может быть денег слишком много?

Ответить