Как компании губят бизнес, делая свой бренд невидимым для покупателей

Сейчас много пишут о важности брендов в условиях перепроизводства товаров и услуг. О том, что бренд «цепляет», создает эмоциональную связь и поэтому влияет на выбор покупателя. С другой стороны, значительное количество компаний занимается тем, что делают свой собственный бренд невидимым, не задумываясь об этом. Звучит странно и тем не менее – это факт.

<i>- А кто это сидит за столом Николая? Ой, не узнала...</i>
- А кто это сидит за столом Николая? Ой, не узнала...

Как это происходит на практике?

Ситуация 1. Оптовый дистрибьютор на рынке товаров для животных.

Успешный бизнес. Наличие известных западных брендов в ассортименте. Активное их продвижение на рынке. Казалось бы, имя компании должно быть «на слуху» у ее клиентов, особенно тех, с которыми она уже долго работает. Несколько лет провели опрос на тему: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите имя компании?

Топ-менеджеры предполагали прочитать в ответах описание образа компании: надежная, точная, выполняющая обязательства, передовая и т.д. Фактические ответы их расстроили. Около 35 процентов опрошенных в качестве ассоциаций назвали бренды, товары которых эта компания продавала на рынке.

Для этих 35% покупателей бренд компании был невидим.

Ситуация 2. Интернет-магазин продуктов питания для малооптовых закупок.

На сайте широко представлены известные бренды производителей продуктов питания. Есть информация и фотографии. Это все о них – о производителях питания!

Вопрос:
А что «производит» компания сама?

На сайте есть только общие слова в разделе «Преимущества компании», которые повторяются от сайта к сайту, а также условие для сделки: минимальный объем закупки. Получается, что приходят не столько к этой компании, сколько за брендами производителей продуктов питания. Так как эти бренды есть и у других поставщиков, то на выбор покупателей в свою пользу компания начинает влиять только за счет цены.

Вопрос:
Есть ли у интернет-магазина свой «Продукт» (свои услуги), за который он берет деньги с покупателя? Четкого ответа нет.

Вывод тот же: Для большинства покупателей бренд компании не существует в их сознании. Для них она невидима – она является одной из многих, кто продает эти продукты питания.

Александр Тимошин, Бизнес-консультант, коуч

Подобные ситуации особенно характерны для интернет-магазинов, оптовых дистрибьюторов и компаний-дилеров. Хотя много примеров есть и из сферы услуг.

Информация к размышлению

Для перечисленных типов компаний конечная цена Продукта для потенциального потребителя складывается из 2-х составляющих:

  • Цена Продукта, закупленного для последующей продажи.
  • Цена Услуг (Продукта) самой компании.

В ситуации, когда эти услуги «невидимы» для потенциальных покупателей, а продукты, размещенные на сайте можно купить у других компаний, у покупателя всегда будет возникать желание получить дополнительную скидку.

Осознанно или не осознанно компании «прячутся» за чужой бренд. Это очень заманчиво, так как тот бренд уже раскручен и формирует поток покупателей, а свой еще надо создавать.

Проблема:
Фокусируясь на продвижении «чужих» брендов (товары и услуги) и делая собственный бренд «незаметным», компания существенно увеличивает риски для своего бизнеса.

Вопрос: Каковы последствия такого отношения к своим продуктам?
Скидки, часто, становятся единственным активным инструментом продвижения и продаж.

В конечном итоге это может привести к стагнации или разорению бизнеса.

Выход из этой ситуации. Постоянно развивать свой собственный бренд на основе своего собственного «Продукта».

С какого вопроса можно начать думать о том, какие продукты компания производит сама?

Обратимся к финансовой модели компании.

Как компании губят бизнес, делая свой бренд невидимым для покупателей

Разница между ценой «на складе/на входе» и ценой продажи покупателю называют маржинальной прибылью.

Вопрос:
За какие действия в отношении своих клиентов компания получает маржинальную прибыль?

Ответ на этот вопрос – путь к осознанию того, что компания производит сама.

! Ключевое отличие услуги от товара заключается в том, что она неосязаема. Покупая товар, его можно в каком-то приближении оценить до момента приобретения. Приобретая услугу, ее можно оценить только опосредованно, то есть через результат, как следствие реализации услуги.

Поэтому очень важно, чтобы услуга компании была описана. Это позволит сделать ее осязаемой для потенциального покупателя.

Важные преимущества, которые появляются у компании при наличии описанного собственного «Продукта» через набор характеристик.

  • A. Каждая характеристика – это результат определенного набора действий (процесса), которые образуют затраты. Четкие измеримые формулировки характеристик предлагаемой услуги дают компании возможность определить себестоимость ее производства и ориентировочную цену.

  • B. Каждая характеристика/набор из нескольких характеристик позволяет решать какую-то задачу клиента. Например: характеристики дилера: Доставка от завода-производителя на склад покупателя - 5 дней с момента подписания контракта. Вопрос: сам покупатель, если будет это делать самостоятельно, сколько времени потратит? А если ему нужно срочно?

  • C. Набор характеристик позволяет определить какие проблемы/задачи компания способна решать. Поэтому более точно определить те сегменты, на которых она будет более востребована. И, соответственно, использовать это при продвижении своей услуги.

Основные выводы

  • A. Для создания своего собственного бренда необходимо четко определить, что компания делает

  • B. Видимость в глазах потребителей создается за счет производства и продвижения своего собственного «Продукта».

  • C. Пренебрежение собственном брендом приводит к тому, что конкуренция становится возможной только на уровне финансовых параметров: сделка, отсрочка платежа и т.д.
  • D. Бренды, которые продвигает компания, настолько могут почувствовать свою силу, что в переговорах всегда будут продавливать выгодные для себя условия.
  • E. Попытка «спрятаться» за чужой бренд в долгосрочной перспективе будет вести к ухудшению финансовой ситуации в компании. Особенно, если это бренд предлагают и другие компании.

Первоочередные действия по изменению ситуации.

a. Выявить и описать свои услуги

b. Продумать в каком виде они должны быть представлены на сайте.

c. Обучить продавцов не только предлагать товары, которые есть на сайте, а продавать и собственные услуги.

В вашей компании есть четкое описание продуктов, которые она производит и продает?
Да, описаны
Нет, не описаны

Автор: Тимошин Александр, (Бизнес-консультант, коуч в O`Es Marketing)

1414
27 комментариев

Все так категорично, как у человека недавно выучившего умные маркетинговые слова и который изученный инструментарий пытается для всего рынка подогнать, теряя деньги того, кто его нанял.

Есть сферы, где только сарафанка работает, например сельхозтехника, а сайт только доп. инструмент... и "Первоочередные действия по изменению ситуации": что угодно, письма, холодные звонки, выставки, демо-показы в поле, только не сайт... разве что тематические сайты, ну еще ютуб с техникой в поле.

Сайт уже потом при наличии знаний нужен, чтобы понять кто и от куда на него заходил после определенных телодвижений.

13

Не согласен с вами, что "все так категорично". Приведены конкретные примеры, с указанием конкретных проблем. Такие проблемы могут быть у любой компании, только со своими нюансами, а другом виде.

И вы привели хороший пример в своем комментарии, по нему у меня такие мысли: 
если вашу компанию рекомендуют по сарафанному радио - не это ли является хорошим показателем, что ваш бренд виден, что вы на верном пути? 

3

Виктор, я не ставлю под сомнение Ваш опыт и Ваши знания в области маркетинга, когда бы они не были приобретены.
Спасибо за то, что Вы решили ими поделиться ( опытом и знаниями)
То, что написано в статье - это мой опыт работы с разными клиентами.
Согласен, что сайт один из каналов коммуникации с рынком.
Повторюсь: какие бы коммуникации не использовались важно не забывать о бренде компании, который формируется всегда 
Независимо  от того думает об этом Компания или нет
и суть статьи в этом.
А собственный бренд строится на том, что производит Компания сама!

2

Какая то вода, по ощущениям собранная с кучи разных источников 🤷‍♂️
Автора не волнует, что не все бизнесы хотят производить и темболее могут?
Автора не волнует, что есть ниши, где покупка одноразовая, ниши где решает цена на товар, скорость/цене доставки.

А наличие хороших фото, видео? Отзывов на сайте? Короче таких факторов можно штук 30-50 написать. А у автора один: производите товар!1!! Не важно кто вы 🤦🏼‍♂️

3

Сергей!
Цитата:
"Автора не волнует, что не все бизнесы хотят производить и тем более могут?"
Автора как раз это очень волнует. 

Я считаю, что любая компания является производителем!  И это не про товар. Услугу, как и товар нужно произвести, прежде чем  компания ее захочет продать.

Стоматологическая клиника - не про товар, а услугу. И она эту услугу должна произвести! Фитнес-клуб тоже не про товар, а про услугу. И прежде, чем продать, он должен ее произвести. 
Цитата:
"А у автора один: производите товар!1!! Не важно кто вы 🤦🏼‍♂️"
В этой статье главный посыл - любая компания что-то производит. А товар или услугу - это зависит от бизнеса.
В США  доля услуг в ВВП составляет не менее 40 процентов. И чтобы их продать, нужно их сначала произвести.

4

Спасибо Александр! Очень полезная, узкоспециализированная и понятная статья. Слишком многие компании в России делают то, что вы описываете вначале. 

1

Валерий, спасибо!  К сожалению вынужден согласиться. Именно потому что многие компании так делают (делают свой бренд "незаметным", опираясь в продажах на чужие бренды) и появилась статья. Практических примеров оказалось много:)

1