Флекситарианство, фудхаки и альтернативные протеины: глобальные тренды в области питания по версии Tetra Pak

Флекситарианство, фудхаки и альтернативные протеины: глобальные тренды в области питания по версии Tetra Pak

На отношение людей к питанию сегодня влияют самые разные факторы – от изменения климата и стремительно растущей стоимости жизни до возросшего интереса к своему здоровью и распространения технологий. Ведущие тренды в этой области подсветило опубликованное недавно исследование Tetra Pak Index 2023 «Будущее здоровья и питания» – делимся с вами ключевыми выводами оттуда.

Через питание к здоровому телу и разуму

70% опрошенных Tetra Pak потребителей отмечают, что в последние годы здоровье стало для них более важным. В свою очередь это неизбежно отразилось на их отношении к питанию: так, две трети респондентов начали уделять больше внимания тому, что пьют и едят, а 55% в последние 2 – 3 года улучшили свои пищевые привычки. (К слову, если говорить о здоровом пищевом поведении в представлении большинства, то опрошенные считают, что полезнее всего потреблять меньше сахара (44%), есть больше фруктов (43%) и готовить еду дома (40%)).

По-прежнему высоким остается интерес к «органическим» и «натуральным» продуктам питания, а почти половина глобальных потребителей стремится придерживаться флекситарианства – преимущественно растительной диеты с редким употреблением в пищу плоти животных – либо полностью исключить мясо из рациона. И хотя эксперты Tetra Pak наблюдают в некоторых странах снижение спроса на растительные альтернативы животным белкам – во многом из-за их дороговизны, – они по-прежнему оптимистичны относительно долгосрочных перспектив этого рынка.

Примечательно, что психическое здоровье в представлении людей становится столь же важным, сколь и физическое: так думают 74% респондентов, а 83% рассказывают, что потребляют продукты, которые поддерживают их ментальное здоровье.

51% опрошенных считает, что обеспечение людей здоровой пищей – в первую очередь обязанность брендов и только затем фермеров/производителей и государства. В целом потребители ждут от брендов лидерства в этой области, считая, что те должны громко высказываться на темы здоровья (72%), питания (69%) и экологических проблем (58%).

Фудхаки против высоких цен

Геополитическая напряженность, замедление экономической активности на большей части земного шара и высокая инфляция также сильно влияют на питание людей. По мнению 65% респондентов, глобальная нестабильность уже привела к серьезным нарушениям в продовольственной системе, а 60% ожидают, что растущие цены ограничат доступ к здоровой пище.

Тем не менее потребители, похоже, полны решимости стремиться к полноценному питанию и дальше – только 17% респондентов готовы сократить объем полезных продуктов и напитков в своем рационе. Остальные предпочитают иные стратегии экономии на питании, которые не предполагают снижения его качества: например, 46% опрошенных стараются реже есть вне дома, а 63% планируют меню более тщательно с целью ограничить пищевые отходы. Любопытно, что 70% респондентов готовы жертвовать личным удобством ради доступа к более полезным продуктам.

Также эксперты Tetra Pak отмечают, что экономические потрясения заставляют людей выбирать более вдумчивое потребительское поведение в целом. Одним из его проявлений стал феномен фудхаков – то есть пищевых лайфхаков, – чья популярность в соцсетях активно растет: например, многие инфлюенсеры делятся практическими советами о том, как сокращать количество пищевых отходов, продлевать срок хранения свежих продуктов и использовать энергоэффективные кухонные приборы.

Меняя рацион, меняешь мир

Эксперты Tetra Pak отмечают, что, несмотря на стремительно растущую стоимость жизни, для людей с «климатическим» мышлением главным приоритетом остается устойчивое развитие планеты: представители этой категории готовы решительным образом менять свои потребительские привычки, в том числе и пищевые, исходя из экологических и этических соображений. Хотя 65% респондентов признают, что продукты питания, которые соответствуют требованиям устойчивого развития, обходятся дороже, 54% верят, что, меняя свой рацион, они могут сделать вклад в изменение мира к лучшему.

При этом 56% флекситарианцев, пескетарианцев, вегетарианцев или веганов придерживаются выбранной диеты в первую очередь потому, что считают ее полезной для здоровья. Вместе с тем 34% из них обосновывают свой выбор ответственным отношением к окружающей среде, а 28% – заботой о благополучии животных.

В целом здоровье и окружающая среда неразрывно связаны в сознании многих людей: 70% потребителей уверены, что здоровые продукты не должны наносить вред окружающей среде, а 50% считают, что, если те или иные продукты питания либо напитки вредны для человека, они также не соответствуют требованиям устойчивого развития планеты.

Технологии в питании – добро или зло?

Многие думают, что распространение инноваций окажет позитивное влияние на здоровье и питание людей: так, 65% глобальных потребителей считают, что роль технологических решений в области здоровья будет становится все более значимой, 62% верят, что технологии сделают будущее более устойчивым, а 48% полагают, что инновации помогут обеспечить доступ к здоровым продуктам питания и напиткам для всех. Наиболее позитивно потенциал технологий в названных сферах оценивают молодые мужчины, а также люди с более высоким доходом и образованием.

В то же время в отношении влияния технологий на питание наблюдается и определенный скепсис: в частности, почти половина (46%) респондентов отмечает, что инноваций во всем, что связано с едой, слишком много и это волнует их. Натуральность по-прежнему остается идеалом для большинства: 69% потребителей полагают, что свежая и необработанная еда – самая безопасная и здоровая, а 62% говорят о том, что выбирают как можно более натуральные продукты.

Как питаются россияне

Подсвеченные Tetra Pak глобальные тренды потребления продуктов питания в немалой степени пересекаются с российскими тенденциями, хотя и с некоторыми оговорками, судя по данным отечественных исследований.

В частности, значимость здорового питания для россиян, как и для глобальных потребителей, довольно высока: согласно результатам исследования Роспотребнадзора и исследовательского холдинга «Ромир», проведенного в рамках проекта «Здоровое питание», 79% наших сограждан относятся к здоровому питанию положительно, а 75% считают его основой здорового образа жизни в целом.

Более того, многие россияне не только признают значимость здорового питания, но и стараются придерживаться его: так, опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 56% наших сограждан следят за своим рационом (23% из них соблюдают диету, а 33% стараются есть здоровую пищу) – как отмечает ВЦИОМ, это максимальный результат за девять лет измерений. Хорошо осведомленным о правилах здорового питания себя считает 61% жителей страны, согласно результатам исследования аналитического центра НАФИ.

В нем же содержатся и другие любопытные факты о трендах в питании россиян. Так, выбирая продукты, 82% жителей страны в первую очередь отталкиваются от их цены, а для 88% при покупке важны акции и скидки. Также большинство россиян едят преимущественно дома, а 49% готовят домашнюю еду практически каждый день.

Кроме того, 46% наших соотечественников обращают внимание на маркировку «эко» / «био» / «органик» на упаковке продуктов, однако не придают ей особого значения, а 53% не согласны платить на 20 – 30% больше за продукты, при производстве которых не использовались пестициды или стимуляторы роста растений. При этом 50% россиян готовы отдавать большие деньги за продукцию ферм и хозяйств, где к птице и животным гарантированно относятся гуманно.

В целом, как отмечается в докладе НАФИ, отечественные эксперты считают, что рано или поздно все имеющие место в других развитых странах тренды потребления продуктов питания придут в Россию, но случиться это может в другое время и принять несколько другой вид и масштабы.

6 типов потребителей продуктов питания

Исследование Tetra Pak Index 2023 выявило ключевые глобальные тренды в области питания, однако эксперты компании подчеркивают, что, говоря о питании, неправильно оперировать такими понятиями, как «типичный потребитель» или «универсальный подход» – их попросту не существует. Чтобы мы могли более четко понимать, что современные люди думают о здоровье и питании, Tetra Pak выделила шесть типов потребителей – каждому из них присущи свои установки и ожидания.

Будущее еды: продукты из производственных отходов и микробные белки

Как показало исследование Tetra Pak, человечество остро нуждается в здоровой, питательной и при этом экологичной и доступной пище. Чтобы обеспечить ею население всей планеты, по мнению экспертов компании, понадобится в том числе и более активное внедрение альтернативных концепций производства продуктов питания и напитков – и, как выяснилось, многие потребители к этому вполне готовы.

Ниже представлены шесть наиболее популярных направлений (в скобках приведена доля респондентов, которые готовы попробовать ввести такие продукты в свой рацион):

  • соки без сахара (61%);
  • растительные ингредиенты нового поколения – например, люпин, водоросли, сорго, теф, бобы фава, орехи бамбара и другие немейнстримные продукты (59%);
  • альтернативные протеины: продукты из микробного белка (54%);
  • еда, приготовленная с использованием возникающих в процессе производства побочных продуктов низкой ценности, которые в противном случае были бы сочтены отходами и утилизированы (54%);
  • альтернативные протеины: продукты и напитки, созданные из выращенных в лабораториях ингредиентов – например, искусственное мясо (46%);
  • альтернативные протеины: продукты из белка насекомых (41%).

Однако, какими бы ни были преимущества продуктов и напитков из альтернативных ингредиентов, в первую очередь они должны быть вкусными: эксперты Tetra Pak подчеркивают, что вкус – это тот параметр, в отношении которого глобальные потребители не готовы идти на компромиссы. И мы их прекрасно понимаем 😊

8
2 комментария

прикольно) как всё интересно, оказывается)

Ответить

Интересная статистика)))

Ответить