Как выглядит контент Durex в социальных сетях Китая
Экскурсию в совершенно другое культурное поле проводит Алексей Чигадаев, руководитель международных проектов iMARS China.
Аналогии, которые приходят на ум при упоминании китайского интернета, достаточно банальны — цензура, великий китайский файервол, WeChat, сумасшедшие блогеры с дикими видео.
На самом деле, проблема цензуры в китайском интернете существует на уровне непостижимом для российского обывателя. «Большой брат» уже давно пришёл в Китай и следит за сетевым контентом строго и эффективно.
В таких условиях существуют не только китайские бренды, но и мировые, которые вынуждены принимать правила игры и адаптировать контент не только под запросы Партии, но и, несомненно, для своих подписчиков.
Среди наших любимых брендов — презервативы Durex. 20 920 постов в Weibo и более 3 млн подписчиков — это копейки для страны с 1,4-миллиардным населением, но степень вовлечения и постоянное присутствие в медиапространстве доказывает влиятельность группы.
Цель материала — не столько рассказать об основных факторах успеха (они по большому счёту понятны любому здравомыслящему человеку — о них уже написанный миллионы статей и разборов), а продемонстрировать контент, который успешно продаётся в Китае. Как остаться международным брендом, но при этом стать активным членом локального азиатского рынка? И с каким контентом?
Первый и главный фактор успеха — ноль политики
«Большой брат», отвечающий за цензуру медиапространства, не спит, — в аккаунте отсутствует любое упоминание какого-либо политического деятеля КНР, событий из истории Китая и даже шутливые метафоры, так или иначе связанные с членами Коммунистической партии.
Уникальный язык общения на грани фола
Оригинальный контент Durex не переводится на китайский язык — он создаётся исходя из реалий современного Китая на китайском языке китайцами.
Чтобы понять всю соль именно языковых шуток Durex ниже пояса, уровень китайского должен быть всё-таки выше среднего — бренд экспериментирует с омофонией и пародирует древнекитайские правила стихосложения. Китайская культура — культура письменная, культура людей пишущих, именно поэтому хорошие тексты так цепляют.
В прошлом году Durex выпустил целую серию стихотворений, которые с огромной популярностью разошлись по сети. Я признаю, что в переводе на русский это звучит не ахти как, но не стреляйте в переводчика — в оригинале всё очень ритмично и синтаксически гармонично.
Активное вовлечение подписчиков
Такими стихами Durex решает главную задачу медиаплощадки — способствует активному вовлечению аудитории.
Многие из стихов обладают большим вирусным потенциалом (помните наши русские «пирожки», которыми была заполонена сеть десятилетие назад?). И подписчики активно переписывают стихи, создают новые.
Durex делает контент, который не стыдно переслать друзьям и репостнуть себе. Кроме того, никто не отменял важности офлайн-мероприятий — их регулярно проводят в крупнейших мегаполисах КНР: от бесплатной раздачи презервативов до анонсирования новых продуктов и просто встреч с фанатами.
Durex знает своих подписчиков. Еда — особенная тема для любого китайца
Среднестатистический турист перед поездкой спрашивает: «А что там у них можно посмотреть?». Китайский турист интересуется другим: «А что там можно поесть?» Это банальная история, но продвижение любого продукта важно увязать с чем-то съедобным.
Коллаборации
Коллабораций вообще много — проще назвать тех, кто не сделал совместного проекта с Durex. Назовите наугад десять крупных китайских и международных брендов — они наверняка уже сделали совместный продукт, рекламу, гифку.
Но были и неудачные примеры
Так, коллаборация с брендом чайных 喜茶 / Heytea провалилась, потому что пользователи нашли её слишком вызывающей. Скандал вышел знатный — настолько, что все ещё очень долго извинялись публично, но плохая реклама, как известно, тоже реклама.
Глобальные информационные поводы с локальной китайской повесткой
Durex умело использует как глобальные инфоповоды — подчёркивая свой международный статус, так и локальную повестку — подбираясь ближе к китайскому сердечку. Но опять же — никакой политики.
Чемпионат мира по футболу — событие, мимо которого не прошёл ни один бренд.
Первая фотография черной дыры.
Мы рассказали только о контентной истории — это лишь малая часть на пути к сердцу китайского потребителя. Но одна из самых важных.
- Никакой политики. Не стоит писать о партии, дружбе Си и Владимира Владимировича, Трампе, стратегическом партнёрстве, очередном съезде КПК — не стоит показывать «Большому брату» своё оригинальное мышление. Он может и забанить.
- Язык. Контент не переводится на китайский — он создаётся на китайском. Все наши высококонтекстуальные анекдоты, шутки с перестановкой слов и полунамеки в иероглифической записи выглядят неуклюже, как слон в Большом театре. Над этим можно посмеяться, но лишь из вежливости, чтобы не обидеть белого человека.
- Целевая аудитория. Таргетинг китайских социальных сетей — это совершенно прекрасный мир, позволяющий показывать ваши рекламные посты лишь женщинам 43 лет с высшим образованием в сфере биологии, которые любят вязание, автомобили марки BMW, путешествуют за границу два раза в год и имеют двух дочек. 1,4 млрд — это много. Вам совершенно точно столько не нужно — найди своего подписчика и общайся только с ним. И пусть весь мир подождёт.
- Коллаборации. Надо дружить и формировать устойчивые связи «гуаньси / 关系» — дружить с другими брендами, магазинами, звездами, блогерами. Уже все прочитали душераздирающие материалы о системе социального рейтинга в Китае. Институт репутации и раньше был на высоком уровне, но технический прогресс сделал его ощутимым. Жажда теперь ничто, а имидж — всё. Никаких конфликтов — только позитив и добро.
- Локальное — глобальное. Баланс локального и глобального определяет вашу страновую привязку. Инаковость выгодна, когда за вашей спиной стоит «немецкое качество», «русская душа», «японские технологии» и «французский стиль» — мы-то с вами понимаем, что всё это можно назвать любимым термином «социальный конструкт», но чего умничать-то? Китаизации должно быть в меру — как в плане собственного имиджа, так и в контенте. Делаем гифку на традиционный китайский праздник, но не забываем разбавлять это всё историей о глобальных событиях и собственных новостях бренда. Не грех показать доярку Валентину в чистом поле, которая доила ту самую корову Зорьку (показываем корову) — и вот теперь этот самый нежный и натуральный йогурт у тебя, китайский друг, на столе. А вот доярка Валентина говорит по-китайски «你好!» (то есть «Здравствуйте!») — и все счастливы.
Секретов успеха, кстати, почти не существует — есть лишь понятная и чёткая стратегия успешного ведения бизнеса «Нормально делай — нормально будет».
Про AirPods ну очень понравилось)
Не стоит писать о Трампе
Вообще-то китайский аккаунт Durex шутил про размер члена Обамы. Причём после этого извинился, но не из-за китайского Большого брата, а из-за того, что о шутке узнали в США.
Ну то есть что в Китае не стоит шутить про китайских политиков, понятно, но что и про мировых тоже, на примере Durex как-то совсем не очевидно.
Трамп это не Обама, Трамп это проблемы и противоречия для Китая, так что как и с китайскими политиками лучше не рисковать.
интересная статья и реклама классная и почти не пошло
Вот это подход конечно, самое главное, что в качестве не проиграли воооообще.
Клевый текст. Но истории про систему социального рейтинга все-таки именно душераздирающие. Это антирепутация для технологий ИИ, мне кажется
Со временем и это внедрится и приживется. И все будут принимать как должное. Как это будет хорошо показано в одной из серий "Черного зеркала". Посмотрите, если до сих пор не.
в кино возможно все. в реальности сегрегация людей при помощи искусственного интеллекта - ущербна и антигуманна. Айзек Азимов когда-то хорошо сформулировал, что робот не должен причинять вред человеку - и точка. но на деле все много сложнее. до сих пор дилемма морального выбора умной машины, в случае тех же такси-беспилотников - не решена.
Немецкое качество, русская душа😅
Спасибо автору. Улыбнуло
Немецкое качество, русская душа, японские технологии и французский шарм...4 критерия о которых бы всем помнить 😂 а durex молодцы)
И грузинская гостеприимность😛
Комментарий недоступен
Правда?
Я не понял ни одного намека :(
я бы поспорила про доярку Валентину - всё-таки азиаты очень трепетно относятся к использованию именно азиатских моделей в рекламе международных брендов. Вот если бы дояркой была Зоя У, которая приехала на практику в совхоз им. Ленина, и своими пальчиками-корнишонами подоила бы эту корову - то тогда бы китайский народ взревел от восторга.
За статью огромное спасибо, очень здорово написано!
как оценить статью?