Зачем бизнесу TenChat / Денис Комаров #vol75 / Подкаст «В ручном режиме»

Обсуждаем, какие возможности предлагает TenChat, как личный бренд помогает в развитии бизнеса и как продвигать диджитал-продукт с помощью наружной рекламы.

Зачем бизнесу TenChat / Денис Комаров #vol75 / Подкаст «В ручном режиме»

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и я, Алексей Романенков, СЕО компании Rookee. У меня сегодня очень интересный гость, ко мне пришел директор по маркетингу сервиса TenChat Денис Комаров. Денис, привет!

Денис: Всем добрый день!

Алексей: Очень рад разговаривать с тобой, потому что я, честно признаюсь, освоил TenChat только в этом году — я размещаю там наши подкасты — и с каждым разом мне нравится все больше и больше. А уж то, как они залетают в поиск — это вообще красота!

TenChat уверенно занял пустующие ниши от разных соцсетей. Кого вы видели своими конкурентами? Как TenChat чувствует себя сегодня?

Денис: Если честно, мы видели не то что конкурентов, а равнялись на LinkedIn, и мы в эту сферу идем. Так получилось, что в прошлом 2022 году мы заняли и другие ниши. Люди нас полюбили, и мы тоже начали развиваться в этом плане.

Я могу сказать, что TenChat — довольно уникальная платформа, ни на что не похожая. У нас не было такого, что мы взяли LinkedIn и решили идти, как они или Facebook*. Пользователи TenChat могут заметить, что мы идем своим путем, соответственно, мы разрабатываем абсолютно новую вещь. Наша команда состоит из огромного количества специалистов, которые работали в разных областях и, обладают большим опытом.

У нас есть понятная лента, за счет которой можно продвигать свой контент. Не продавать, конечно, но рассказывать о своих услугах, о различных кейсах, показах и т.п. У нас есть два алгоритма, Зевс и Афина, которые помогают в продвижении. У нас нет платного продвижения, и это очень круто, потому что люди и так вкладываются силами и временем в этот контент, а мы помогаем им о нем рассказать.

TenChat занял ниши, но он все-таки идет своей дорогой, через призму полезности.

Мы придерживаемся принципа полезного контента, полезных связей. TenChat — это социальная сеть для деловых и успешных людей. Мы еще и инфобизнес блокируем, мы против этого, стараемся выстроить исключительно полезную область.

Алексей: Вы большие молодцы. Мы с нашими гостями часто касаемся темы, что надо найти свое позиционирование, уникальное преимущество. И в этом плане вы красавчики, поддерживаю вас всячески, что не пошли хвостом за Linkedln, а взяли что-то лучшее, но тем не менее переосмыслили, переработали и придумали свое уникальное решение для нашего рынка.

А вы пробуете выходить в другие страны?

Денис: Мы доступны уже в 12 странах, к нам заходят сейчас страны СНГ. Пока не продвигаемся сильно, но в планах на 2024 год, конечно, масштабироваться на огромное количество других стран.

Алексей: Мы уже встречались с экспертами, говорили про социальные сети, про то, как каждая из сетей находит свою нишу. Есть соцсети для развлечения, есть для хобби. И как ты сказал, вы в большей степени для работы. А кто ещё занимает эту нишу? Кого вы видите своим конкурентом?

Денис: Мы не совсем для работы, мы больше соединяем общество, государство и бизнес. У нас есть три основы. Общество — это креативные классы, различные интересные люди. Это не обязательно фрилансеры. У нас есть блогеры, которые рассказывают о жизни, путешествуют по миру. Есть девушка, которая живет в Дубае и рассказывает про свою жизнь. Это очень полезный контент — без хайпа. Это не те блогеры, которые машины поджигают или, предположим, кого-то обижают. У нас полезный блоггинг.

Сейчас к нам заходит государство, потому что здесь нет, как в других социальных сетях, особенно зарубежных, враждебных сил, которые постоянно его хейтят, на него наезжают и т.п. Здесь нет той аудитории, которая постоянно неконструктивно общается, то есть мы исключительно за либо деловую критику, либо за деловое предложение. Государство понимает, что у нас бизнес приходит с проблемами, они не кричат в комментарии, что вы такие-сякие, а они говорят: «Ребята, у нас есть проблемы, но мы предлагаем вам решить их вот так».

А для бизнеса мы в целом очень много всего развернули. Здесь бизнес получает заказы, клиентов, партнеров, он масштабируется. У нас еще есть мини-приложения, банковские гарантии, тендеры. И при этом мы все это связываем воедино.

Последнее наше обновление — старт проекта «Маркетспейс». На данный момент доступна возможность не только поиска сотрудников или работы, но еще и получения процентов с того, кого вы привели. Это довольно интересно. Я могу сказать уже сейчас: прошла неделя с обновления в App Store, Google Play, у нас довольно большие суммы, люди зарабатывают на рекомендациях. Это очень хороший показатель, потому что

у нас ядро — не люди, которые приходят в группу котиков попостить или музычку послушать, а люди, которые приходят за конкретикой и полезной информацией.

Поэтому каждый человек имеет огромный потенциал заработать абсолютно на всем.

Алексей: Вы делаете деловую среду не только с целью нетворкинга, но и бизнес продвинуть, и продвинуть его не платно за счет раскрутки, а именно полезностью той информации, которую ты постишь. Ты упомянул App Store и Google Play: вы делаете основной упор на мобильную версию, на приложение? У вас есть десктопная версия, но она не локомотив?

Денис: Мы очень сильно приросли по трафику в десктопе, поэтому он сейчас становится локомотивом. По трафику мы выросли за полгода в 4 раза. У нас мобильная версия — одна из приоритетных в следующем году. В ней уже есть некоторый функционал, в ближайшее время там появятся те же чаты. У нас есть очень мощная основа. Алгоритм Афина позволяет оптимизированным текстам продвигаться в поисковых системах.

Афина подхватила один из моих последних постов про ChatGPT, и я попал на первую страницу поисковой системы по жирным ключевым словам, несколько дней висел, получил более 60 тысяч просмотров. На данный момент миллион страниц уходит в индексацию, Афина продвигает контент, и люди получают огромный трафик.

Веб-версия у нас очень сильно приросла за последние полгода. Я думаю, что через год, если мы будем таким темпом идти, мы многих обгоним.

Алексей: Меня удивляет, что вы, будучи социальной сетью, очень много говорите про SEO. Мне как представителю компании Rookee это, конечно же, приятно. Потому что SEO — это наш хлеб. Однако для социальной сети не очень типично говорить про SEO. А вы чуть ли не во главу угла ставите: «Друзья, правильно приготовьте контент». Я видел твои видосы: «Пробейте ключевики по Яндекс Wordstat, сделайте заголовки, аккуратно отформатируйте текст. Афине понравится — пост залетит в поиск». Но я еще раз говорю, что вы — соцсеть, а твои рекомендации и рекомендации твоих коллег ориентированы на SEO. Почему? Откуда у вас такая любовь к SEO?

Денис: У нас есть очень крутые специалисты, с ними приятно работать. Я бы не сказал, что это любовь к SEO, но это фундаментальный момент, так как я лично считаю, что мы социальная сеть будущего. Какие социальные сети обычно были? Когда люди находятся внутри определенной экологии, все общаются, имеют мини-апы, и это не выходит за рамки соцсети. Мы же делаем наоборот.

Алгоритм Зевс бесплатно дает охваты, позволяет людям выйти на позиции в поисковиках, которые они не получат, имея одностраничный сайт или не имея определенных знаний.

У нас же так: оптимизировал заголовок, добавил пару ключевых слов в текст, сделал рекомендации, которые мы даем, правильно сделал уникальное изображение, заполнил свой профиль, Афина это увидела — все, дальше она делает свое дело. Соответственно, человек получает охваты, трафик, выходит в ТОП, получает клиентов, так как у нас есть еще ловец лидов, который захватывает страницу компании. Мы тоже получаем трафик, мы растем по поисковым запросам, и все здесь в выигрыше.

Алексей: Ты рассказал про win-win, когда, во-первых, приходят интересные люди, каждый из своей сферы, и рассказывают что-то полезное — сеть начинает выглядеть привлекательнее. И вы за счет алгоритмов даете этим авторам охваты и прокачиваете поисковую выдачу, они вырастают. Я вижу, что целый ряд платформ конкурирует за именитых и талантливых блогеров. Я согласен с тобой, что некоторые из них либо занимаются инфобизнесом, либо жгут тачку. Это одноразовый контент. Но тем не менее, вы как-то еще планируете авторов к себе дополнительно привлекать, может быть, подписывать эксклюзивы?

Денис: Авторов мы привлекаем довольно плотно, у нас большие списки блогеров приходят ежемесячно. Если мы говорим про охваты в социальных сетях или тот же таргетинг, то там клик может стоить 100 рублей за определенную аудиторию. У нас же цена за охват, за клик в разы больше, потому что аудитория бизнесовая, аудитория с деньгами — деловая. И мы авторам в первую очередь даем не просто охваты — пусть они будут поменьше, чем в тех же запрещенных социальных сетях — а очень дорогие охваты — это та самая аудитория, которая может принести им деньги. Многие авторы не будут блогерами всю свою жизнь, они когда-нибудь будут заниматься своим бизнесом, развивать что-то.

Вы можете увидеть, что топ-блогеры это понимают, они переходят в открытие своих ресторанов, мастерских, в продажу автомобилей. И в любой момент они могут столкнуться с тем же самым бизнес-окружением, в котором они будут или продавать свои услуги, или должны будут в него вливаться. Это возможность TenChat — быть не просто блогером, но еще при этом иметь полезность для огромного окружения бизнеса, войти в него и дальше в нем функционировать. Это довольно хороший буст.

Помимо охватов мы ещё и продвигаем блогеров. У нас огромное количество мероприятий, наша команда на них выезжает. И мы очень часто самых лучших авторов везде рекомендуем. Блогеры участвуют в мероприятиях, продвигают себя, знакомятся с очень крупными людьми. Плюс, как я уже говорил, к нам заходит государство, и они получают возможность различных коллабораций. То есть мы сближаем, помогаем участвовать в мероприятиях и даем очень дорогие показатели для каждого.

Не все авторы это понимают, потому что некоторые гонятся за миллионами просмотров, охватов, но ценность от них не такая большая. Некоторые, особенно на YouTube, перенакручивают свои каналы по полмиллиона, по миллиону, но при этом берут за рекламный пост тысяч 50-70 — они пытаются на этом жить, но долго они не протянут. Может быть, пять лет, а потом они будут пытаться снизить свой чек. И в итоге они либо заглохнут, либо будут пытаться делать что-то новое, где тоже могут быть большие риски.

Сейчас всем авторам и блогерам нужно задумываться о том, что главное — это не количество просмотров, а ценность контента.

Алексей: Класс! Буквально из программы в программу мы говорим про ценность. Поймите, кто вы, кто ваша аудитория, с каким месседжем к своей аудитории прийти. Эта аудитория может быть не одна, у бизнеса их может быть две-три, но каждый из сегментов ждет свое сообщение, и мы как раз говорим про ценность и донесение этой ценности через сообщение.

Я видел твой пост про рекламу на газелях. Очень интересен твой опыт. Итоги там были предварительные, сейчас прошло больше времени. Объясни, для чего вам это. Кажется, что вы ориентированы на SEO, вы и так соберете органику. Тогда зачем газели?

Денис: Давайте немного отойду от темы газели, потому что у вас малый и средний бизнес — аудитория, которую я очень обожаю. Я в маркетинге с 2005-2006 года, и успел поработать с огромным количеством компаний, большинство из них – это малый и средний бизнес.

Я тестирую невероятное количество гипотез и каналов, работаю с наружной рекламой. Я могу дать, наверное, самый главный совет для каждого малого и среднего бизнеса. Совет будет банальный. Каждый малый бизнес ищет волшебную палочку. Сммщика, который сделает миллиардные просмотры и охваты, раскрутит социальные сети за 15 тысяч рублей. Ищет директолога, который за 50 тысяч рублей сделает все продажи в один месяц, и поэтому у успешного бизнеса сидит лучший директолог маминой подруги, он это делает и об это рассказал. Лучших франчайзи, которые будут раскручивать всю сеть, как у Додо Пиццы. Этого не бывает, друзья.

За каждым таким кейсом стоит огромная трудоемкая работа и анализ.

Никто не будет говорить о том, что те же самые газели плохо сработали. Они для компании по ремонту техники могут отработать отлично, как из моей практики, они делали заявки дешевле, чем контекстная реклама, пока не выгорела локация, но при этом конкуренты, когда их попытались использовать, провались. Не потому что я молодец, а потому что подход был изначально капитальный: с анализом локации, аудитории, офферов, которые будем размещать, и в целом с той подачей, с теми перемещениями, которые есть. Это большая трудоемкая работа, которая потом требует анализа.

И почему-то малый и средний бизнес так устроен, что они все ищут волшебную палочку: «Мы сейчас будем использовать определенный канал, обязательно выиграем и сделаем». Сегодня мир немножечко другой. Сегодня нужно пахать как лошади. Я знаю огромное количество предпринимателей, большинство из которых сидит, к сожалению, в операционных кредитах.

Огромная проблема — это персонал, но не линейные менеджеры, а управленцы. Управленцы на сегодняшний день в малом и среднем бизнесе — выходцы из бывшего линейного персонала. И владельцы этого бизнеса не вкладываются в их обучение.

Есть очень много примеров: потрясающие люди, отлично руководят, но они сидят сами в операционке практически все сутки, не развивают свой бизнес, не занимаются франшизой, стратегией этого бизнеса, и они не получают никакого общения, не получают определенных возможностей для того, чтобы понять, как у других. Вторая проблема малого и среднего бизнеса — это люди, которые «протухают» внутри. Это те же самые собственники. Они занимаются одним и тем же 5-10 лет.

Алексей: Выгорают.

Денис: Да, есть какая-то призма, и они не понимают, как работает во внешнем мире другой бизнес: как они привлекают, что они делают, почему у них ошибки. У нас про ошибки почему-то не принято говорить, но люди думают, что везде все работает, у всех все отлично, у всех огромное количество клиентов. На самом деле не так: бизнес во многих случаях выживает, и поэтому тот кейс про газели — это одна из гипотез, которую я перенес с малого бизнеса на TenChat, и она сработала.

Мы делали это не ради охвата всей огромной аудитории. У меня была цель взять студентов, отработать на них определенные офферы. Я разместил по тем локациям, по которым посчитал нужным, так как занимался геомаркетингом, я оценил потоки, мы провели большую работу с коллегами — практически месяц анализировали эти моменты, смотрели, что будет.

Я не называю конкретные цифры, потому что они будут неправильные. Что будет, если я скажу, что, предположим, регистрация стоит 150-500 тысяч рублей? Это ничего не будет значить абсолютно. В разрезе, грубо говоря, вирального посева, где у меня регистрация может обходиться в десятки раз дешевле, здесь может показаться, что мы слили бюджет. Но это не так. По одной простой причине: потому что тот же самый контекст по такой же аудитории, по такой же локации будет дороже по сравнению с тем, что мы имеем на газелях.

У размещения на газелях есть большое преимущество. Мы получаем конкретно целевую аудиторию, и человеку нужно совершить действие: подойти, увидеть, навести смартфон на QR-код —

человек уже сделал три действия, он 100% зарегистрируется и будет лояльным к нашему продукту.

Алексей: А что-нибудь еще из офлайна для TenChat пробовали?

Денис: Конечно, пробовали билборды, сейчас запускаем рекламу в метро, раздаем листовки. Многие говорят, что листовки не работают, но это смотря как к ним подойти. Они очень хорошо отрабатывают. Как многие запускают рекламную кампанию на outdoor? Печатают листовку, перегружают ее информацией, отдают ее мальчику возле метро, он ее раздает — эффекта нет. Нужно понимать всегда, для кого ты это делаешь, когда ты это делаешь и что конкретно ты делаешь. Нельзя брать широкую аудиторию, нужно брать конкретику.

У меня был как-то раз заказчик — сеть кальянных. Я им предложил использовать листовки. А они ответили: «Ой, мы с ними работали, ерунда, они не отрабатывают. Мы открываем кальянную, давай классику — контекст». Я говорю: «Контекст дорогой будет, нужны листовки». Бюджет выдал 100 тысяч рублей, мы взяли открытую газель, поставили в нее бассейн, наняли моделей, взяли промоутеров, поставили кальян — это было вечером возле метро. Промоутеры раздали всем листовки, девушки отыграли на внимание, кальяны прохожие попробовали. Кальянная была забита несколько месяцев подряд, там нельзя было продохнуть. То есть, все зависит от того, как подойдёшь к ситуации.

Алексей: Я тоже когда-то продвигал сайт знакомств LovePlanet. Они клеили в лифтах домов листовку: «Инструкция: как познакомиться с девушкой в лифте». Вот она, контекстная ситуация: люди встретились в лифте, прячут глаза, кто-то смотрит в пол, кто-то — в потолок. А тут листовка! Как заговорить, как вообще начать диалог? Это было прикольно и тоже работало.

Денис: Это отличный канал, потрясающе!

Алексей: А как мерить офлайн? QR-кодом? Других способов нет?

Денис: Нет, здесь зашиваются метрики. Обычно мы берем, например, промокод.

Алексей: Я помню, популярны были ещё номера телефонов. Покупали виртуальный номер и, допустим, только этот номер использовали в листовке и больше нигде его не давали.

Денис: Я по практике скажу, что это не особо работает. То есть из 100 клиентов есть два, кто использует телефон. Поэтому

я всегда стараюсь использовать в наружной рекламе именно грамотный оффер с определенным призывом либо с хорошим УТП.

Образно говоря, в магазине техники iPhone подешевел на 30%. Не важно, когда он подешевел — главное, он стал дешевле. Вот здесь уже можно его купить — без конкретики, без номера телефона, но есть адрес и промокод «Покупай дешевле».

И второй вариант, это когда менеджер проверяет, с какого канала пришел человек — всегда есть небольшой опросник. И самый классический вариант, если есть различные ссылки, тогда QR-коды зашиваются на приложение либо просто UTM-ссылка на саму метрику.

Есть еще совсем экзотические методы, когда некоторые пытаются мерить через подключение телефона к Wi-Fi точке, которая установлена на цифровом билборде. Здесь будет очень большая погрешность. Некоторые устанавливают системы биометрии, которые каждого человека отслеживают с помощью ИИ — за этим будущее. Такие системы отслеживают взгляд на билборд, потом можно посчитать конверсию. Но они сегодня дорогостоящие и находятся в процессе тестирования. Я думаю, что через несколько лет мы к этому придем, oфлайн с онлайном совместится и будет потрясающая модель. Но пока используем классику.

Алексей: А что еще вы используете для продвижения? Я смотрю на TenChat как на бизнес. Некоторые гибридные вещи сложно отнести к офлайн или онлайн, например, SMS. Может, я ошибусь, а может, угадаю, что когда регистрируешься в TenChat и даешь ему разрешение на твою телефонную книжку, то кажется, что он может отправить твоим контактам сообщение: «Заходи, присоединяйся к TenChat».

Денис: Это классика любой социальной сети, когда ты даешь разрешение к телефонной книжке, ты можешь взаимодействовать с теми, кто в ней находится — поиск друзей и тому подобное. Это любая социальная сеть, любое приложение так делает. Но я сразу скажу, что мы никак не взаимодействуем, не видим вашу телефонную книжку, пока вы не пригласите этих людей в TenChat. Мы не видим их контакты, и естественно, этим не занимаемся, сообщения по ним не рассылаем. Но мы очень активно используем email-маркетинг, SMS, различные пуши, звонки — это все в соответствии с теми возможностями, которые нам предоставляет наш партнер. Мы сейчас заключили соглашение с МТС на работу по их таргету, с аудиториями по их базам.

С нашей аудиторией мы никак не взаимодействуем с помощью скрытого маркетинга. Но уже зарегистрированная аудитория получает полезные пуши. У нас есть некий феномен — люди обычно отписываются от пушей, а нам в поддержку часто приходят сообщения: «Как мне на них подписаться, куда они пропали?» То есть у нас существует обратная история. Мы к каждому моменту подходим с пользой. Смотрим на зарубежные кейсы, когда они просто сжигают свою аудиторию бесполезными пушами, рассылками, звонками. Мы этим не страдаем и не хотим страдать.

Алексей: Какое-то сарафанное радио работает? Как-то можно его измерять, если люди рекомендуют друг другу TenChat?

Денис: Да, конечно, у нас есть премиум для этого, который измеряет приглашения, и по каждой ссылке вы можете эти приглашения нарастить. Соответственно, так мы мерим сарафанное и видим, что оно довольно хорошо работает.

Алексей: Насколько личные бренды вашей команды помогают в продвижении? Начиная от основателя, продолжая, например, тобой. Насколько помогает то, что за этой сеткой стоят живые люди? Насколько бизнесу имеет смысл брать это на вооружение, если у него есть главный технолог, генеральный директор и другие яркие личности?

Денис: Это наша политика: быть всегда рядом со своим пользователем. Вы можете посмотреть, насколько активен Семен Николаевич Теняев, основатель ВБЦ и TenChat. Я не знаю, откуда у него столько времени на самом деле, потому что у него много встреч и выступлений. И он лично при этом умудряется в самом TenChat взаимодействовать с людьми, общаться и каждое мнение выслушивать, отвечает на все вопросы, дает комментарии от себя, рассказывает об обновлении раньше, чем мы выкладываем их в корпоративных аккаунтах. Многие могут подумать, что за него отвечает какой-то человек, но нет, он лично этим занимается. И у нас так с каждым руководителем: человек лично взаимодействует, воспринимает каждый вопрос и каждое предложение всегда учитывает. Поэтому у нас растут амбассадоры бренда, у нас такое идет внимание, и люди этим восхищаются.

У меня большой опыт, но я очень редко выступал, и не потому, что я боюсь выступать, а потому, что я работаю. Я, например, вам не отказал, потому что мне интересно, во-первых, с вами побеседовать, во-вторых, рассказать про TenChat и его внутреннюю кухню, о том, что происходит. Это очень важно — быть на одной волне с людьми, особенно со средним и малым бизнесом. У нас тоже самое происходит и с другими сотрудниками: наш сеошник раньше не выступал, а он невероятный специалист. Сейчас мы про него записываем видосы, различные обучения.

Есть у нас и те, кто уже давно занимается этим в качестве брендов, это, например, Александр Жадан — тот, кто защитил диплом с помощью нейросетей. Мы выступаем за это, и бизнесу это важно, я сразу скажу, что доверие к такой компании увеличивается.

Я приведу еще один пример: некоторые сейчас занимаются популярным завозом автомобилей из Китая. И у клиента здесь возникает вопрос: «Я хочу купить себе автомобиль из Китая за 8 миллионов рублей. Я готов отдать 30% от его стоимости, но кому я этот процент отдам? Какой-то непонятной компании без какого-либо авторитета? Нет». И поэтому,

когда человек рассказывает о себе, везде выступает, он говорит: «Я такой специалист, я уже 12 лет занимаюсь техникой» — доверие вырастает. Возможность того, что у него закажут, становится больше.

Это относится ко всему бизнесу абсолютно, кроме криминального. (смеются)

Алексей: Ты уже касался того, что в последних релизах были очень полезные обновления TenChat, которые могут дать бизнесу достаточно широкие возможности представить себя в онлайне. Мы частенько спрашиваем у наших экспертов, нужен ли в 2023-2024 году бизнесу сайт? Или такие соцсети, как TenChat или как ушедшие из России соцсети, могут собой заменить полностью онлайн-присутствие? У тебя есть карточка компании, несколько авторитетных персон, и тут же у тебя есть витрина с твоими товарами. Кажется, что сайт как будто и не нужен в 2023-2024 году. Какая ваша позиция?

Денис: От себя скажу так: все зависит от бизнеса. Если это малый и средний бизнес, то ему вкладываться в сайт не обязательно. Чтобы сделать сайт нужно потратить деньги. Потом нужно его поддерживать. Как минимум, в штате нужен маркетолог, сммщик, технический человек, который будет постоянно следить за серверами. На аутсорсе это не всегда стабильно работает. Плюс нужно понимать, для какой аудитории вы делаете сайт. Нужно провести аналитику — нужен человек, который занимается аналитикой, чтобы смотреть метрики. В общем, нужен человеческий ресурс и деньги.

Все зависит от объемов бизнеса. Если ты крупная компания, у которой есть огромный оборот, то такие площадки, как TenChat — это потрясающая возможность для имиджевой истории, для получения клиентов, партнеров, но при этом свой сайт будет больше генерировать трафик.

Алексей: Я понимаю. Нет смысла делать страничку-визитку и ничего с ней не делать, не обновлять — сейчас существует масса средств, которые позволят это сделать гораздо дешевле и быстрее: конструкторы или соцсети, в которых ты этот профиль оформишь. Если других задач перед сайтом нет.

Если же, как ты говоришь, задача — работать со своей клиентурой и аудиторией, постоянно выкладывать что-то новое, пытаться привязать к себе эту аудиторию, прикрутить еще функционал к сайту, чтобы было удобно — тогда сайт нужен. Все зависит от задач. Это просто инструмент. Прежде чем вы этот инструмент приобретете, надо понять, зачем он вам, что вы будете с ним делать.

Денис: Либо зависит от бюджета: есть ли у тебя на старт бизнеса 300 тысяч рублей? Нет — иди в социальные сети.

Алексей: Ты знаешь, мы тоже с одним нашим гостем, Сашей Алаевым, обсуждали, что SEO делать на последние деньги не надо. Лучше беги в контекст и рубись там на последние.

Денис: Есть классический подход у малого бизнеса: если у компании все с отделом продаж более-менее нормально или хромает — сразу нужен маркетинг. Я начинаю считать и говорю: «Готов на команду миллион потратить?» Получаю ответ: «Нет». Тогда не нужен тебе маркетинг, занимайся продажами.

Алексей: Давай закончим твоими наставлениями, напутствиями, пожеланиями для наших слушателей. Расскажи, на какие грабли не становиться? Порекомендуй что-нибудь.

Денис: Старайтесь подходить к процессам более распланировано. Не нужно верить в волшебную палочку. Есть огромное количество людей, которые в это почему-то верят: сейчас они что-то малым трудом сделают и заработают. Нет, вы должны пройти довольно сложный путь от малого к среднему, от среднего к большому бизнесу, который будет подразумевать и переход от команды, и различные потрясения, и огромное количество проблем, с которыми вы столкнётесь, потому что

проблемы — это самый главный буст к росту.

Если у вас их нет, то значит ваш бизнес не растет и вас устраивает то, где вы находитесь, а находитесь вы, скорее всего, не высоко. Сразу вам скажу, что на начальном этапе нужно выстраивать бизнес-процессы. Очень многие этим брезгуют, и когда они расширяют штат по задачам, по своим услугам, они начинают сыпаться исключительно из-за этого.

Самый главный момент — это то, что сами владельцы бизнеса не следуют этим бизнес-процессам. Когда они тратят миллионы рублей на их создание, а потом начинают игнорировать, компания сыплется. Это из реальных кейсов, поэтому занимайтесь этим, масштабируйтесь.

Главное, чтобы вы развивались, чтобы вы открывали новые направления. Я очень люблю свою страну, где я живу, и сейчас с огромной радостью наблюдаю за тем, как малый и средний бизнес начинает во многих областях развиваться — там, где было занято из-за зарубежных компаний. Бизнес начинает делать свое — это очень здорово, смотришь и радуешься.

Алексей: Да, открыли еще окна возможностей.

Денис: Желаю, чтобы эти возможности у вас всегда оставались, чтобы мы в России перестали быть западным ресурсом потребления, как это было. Я верю в вас, а TenChat тоже вам в этом помогает.

Алексей: Отлично! Денис, великолепные пожелания и рекомендации. Успехов!

Денис: И вам большое спасибо! Пока!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Видеоверсия на YouTube, в VK.

Аудиоверсия в VK или на Яндекс Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

Начать дискуссию