(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93078421, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93078421, 'hit', window.location.href);

«Холодные рассылки в B2B — бред». Пока ты думаешь, что это не работает, Salesforce, Zoom и другие зарабатывают миллионы

Разбираю комментарии с vc.ru и объясняю, почему крупные американские компании сделали холодные email-рассылки главным каналом своих B2B-продаж. Вы тоже можете привлекать больше лидов, а можете и дальше сливать бюджет на контекст и колл-центры. Какую таблетку выберете?

Больше лидов или привычные инструменты?

Всем привет! Это Федор Ченков, основатель сервиса холодных рассылок в B2B Respondo. Я тут написал уже 9 кейсов про то, как компании находят себе B2B-клиентов с помощью холодных рассылок. И каждый раз нет-нет да и найдется какой-нибудь человек, который напишет эпичный коммент в духе, что все это смешно, бред и не работает.

Поэтому я решил развеять популярные мифы про холодные рассылки, продемонстрировать их экономическую эффективность, рассмотреть этичность и сравнить с другими каналами B2B-продаж.

Разбираю ваши комментарии

Миф №1: «Хорошему продукту холодная рассылка не нужна»

Продвижение нужно абсолютно любому продукту и любой компании. Нельзя просто молча запилить стартап и ожидать, что люди автоматически про него узнают и понесут вам деньги. Холодная рассылка в B2B — это один из способов рассказать про себя целевой аудитории, и хорошие маркетологи постоянно тестируют разные инструменты и выбирают те, что показали наибольшую эффективность.

Вот в каких хороших B2B-продуктах маркетологи активно пользуются холодными рассылками: Zoom, Snowflake, Docusign, MongoDB и другие. Почитать про их опыт можно на страничке с кейсами американского сервиса outreach.io.

Миф №2: «Холодная рассылка — это спам»

Я сам давно борюсь со спамом, так что не понаслышке знаю, что это такое. Однажды я даже создал антиспам-сервис smsnenado.ru (подробнее можно почитать в моем интервью в «Компьютерре»). На основе всего прошлого опыта и родилась идея делать нормальные холодные рассылки, которые бы не были спамом.

Так вот, что такое спам? Я считаю, это рассылка мутных предложений что-то купить на случайные адреса физлиц. Это звонки роботом. Это реклама чего-то ненужного.

Если же вы шлете корректные деловые письма в отобранные организации с вопросом, кто у вас отвечает за какой-либо бизнес-процесс, на публичные email с сайтов компаний, проверяете вручную письма перед отправкой, придерживаетесь лимита в 50 писем в день для одного менеджера, выбираете максимально релевантные адреса и вам отвечают — это нормальная деловая переписка.

И если люди интересуются и отвечают (а мы в среднем получаем 12% ответов — это на порядок больше средних 2% кликов в массовых рассылках по подписчикам), значит, они их читают, пересылают ЛПР и не считают спамом. Иначе бы все понажимали кнопку «это спам» и наши рассылки бы никто и не увидел.

Да, я понимаю, что вы смотрите на процесс как обычный человек, которого достала реклама из всех каналов. Но в компаниях дела обстоят по другому. За обработку входящей почты отвечает человек, которому платят за эти деньги, и который работает по регламенту. И его задача — переслать письмо кому надо, если он сочтет его важным, или просто удалить.

Миф №3: «Холодная рассылка в B2B не работает»

Собственно, все кейсы можно посмотреть у меня в профиле: вот, например, одна компания получила конверсию 19% в Enterprise-сегменте, вторая — привлекла 727 лидов, а третья — через месяц после запуска рассылки закрыла первую сделку на 3 млн рублей. Но это еще не все мои аргументы …

Холодные рассылки — популярный канал B2B-продаж в США

На западе холодные email-рассылки активно используют все быстрорастущие B2B-компании, и у них все отлично работает. Чаще это обозначается термином холодный аутрич — налаживание связей. Несколько примеров (Zoom и пр.) я уже привел выше. Но мой любимый пример — это компания Salesforce, разработчик одноименной CRM.

Salesforce привлекла свои первые 100 миллионов долларов выручки именно с помощью холодных писем — этот процесс подробно описан в культовой книге Predictable Revenue («Предсказуемая выручка», автор Aaron Ross). Механика рассылок была очень проста: определить профиль ЦА, найти контакты, отправить холодные письма, добиться получения 9% ответов, назначить встречи, провести демонстрации и закрыть сделки.

Иллюстрация из книги “Predictable Revenue: Turn Your Business Into a Sales Machine with the $100 Million Best Practices of Salesforce.com”

То есть, по опыту Salesforce, холодные email-рассылки могут обеспечить порядка 9% откликов от потенциальных клиентов. Если вы добились такого результата, то можно масштабировать кампанию.

Вообще, Amazon завален книгами про холодные рассылки. Вот топ-4, которые я рекомендую прочесть всем, кто занимается B2B-продажами (про высокий рост тоже интересно):

Лучшие книги про холодные B2B-рассылки — мой выбор

Почему в России у многих не получается?

Действительно, многие B2B-компании пробовали делать холодные рассылки, но почти ни у кого не работает: письма попадают под блокировку или в спам, конверсия выходит низкой. А если рассылать вручную, то это долго и не окупается.

В итоге специалисты разочаровались в холодных рассылках и теперь относятся к ним со скепсисом.

Причин неудач две:

1. Неправильный подход к холодным рассылкам.

Многие не понимают, что холодное письмо получает не ЛПР. Часто это секретарь, ассистент или какой-то другой сотрудник, который просто разгребает почту, указанную на сайте. Ему неинтересно, что вы там предлагаете, — все, что лежит в его зоне ответственности, это удалить ваше письмо или переслать кому-то. Поэтому в холодном письме нужно всего лишь попросить его об этом: связать вас с конкретным сотрудником по такой-то причине.

Та же история была и у Salesforce — когда они начинали (а это было более 20 лет назад), баз контактов ЛПР в США не было, и письма были направлены на получение контактов ЛПР (generate internal referrals):

А еще в России слабо развита практика деловой переписки. Ведь нельзя просто взять и написать: «Здравствуйте, меня зовут Иван, я хотел бы узнать …. Подскажите, как связаться с вашим директором по маркетингу/HR-специалистом/…» (на самом деле, так можно и нужно писать). Вместо этого у нас принято с ходу предлагать свои услуги с КП, прайс-листами и прочими рекламными радостями.

2. Не было специализированного софта.

Часто в B2B холодные рассылки делают через какой-нибудь сервис массовых рассылок и попадают в спам. Нет, ребят, обычные рассыльщики для этого не предназначены — они для работы с подписчиками, давшими согласие на получение ваших маркетинговых рассылок, а не для холодных писем.

Отличия специализированного сервиса для холодных рассылок:

  • Подготовка базы — а именно, выбор наиболее релевантных адресов внутри компании.
  • Цепочка холодных писем отправляется до получения ответа.
  • Письма рассылаются с почтовых аккаунтов менеджеров.
  • Фокус на доставляемости с учетом рассылки по холодной базе (встроена валидация, рассылка идет плавно, ориентация на постоянный процесс, а не на разовую активность).
  • Интеграции с CRM.

Американские B2B-компании пользуются специальными аутрич-сервисами: Outreach.io, Salesloft, PersistlQ, Salesforce Pardot и т. д. В России раньше такого сервиса не было, а теперь есть — это Respondo.ru.

Держите велосипед, пользуйтесь на здоровье

Что же такого хорошего в холодных B2B-рассылках?

Все очень банально — они экономически эффективны:

  • Высокое качество лидов. Пишем только в компании, максимально подходящие по профилю: выручке, виду деятельности, вакансиям и другим факторам. И получаем лиды из списка предварительно отобранных компаний. Если взять, например, контекстную рекламу, там качество лидов может быть непредсказуемым, с большим количеством малорелевантных обращений, а в последнее время наши клиенты жалуются еще и на ботов.
  • Низкая и предсказуемая цена лида. В PPC (контексте/таргетинге) используется аукционное ценообразование, за счет чего стоимость лида высокая, а при масштабировании становится еще выше. В холодных рассылках стоимость B2B-лида получается ниже, а при масштабировании не меняется или даже снижается.
  • Быстрый запуск. Реально запуститься за один день и начать получать ответы. Вот тут есть инструкция, как это сделать.

А если сравнить рассылки с холодными звонками и соцсетями?

Холодные звонки/колл-центры:

  • Результат часто на грани окупаемости, конверсия в лид около 1%.
  • Присутствует человеческий фактор, нужно тратить время на прослушивание звонков.
  • Большое время на подготовку скрипта с ответами на все возможные вопросы.
  • Конверсия зависит от конкретных исполнителей — то есть, один специалист может звонить и хорошо конвертить, другой по такому же скрипту может работать хуже.
  • Один наш клиент сказал, что выбрал именно рассылку через нас, потому что звонить и беспокоить людей показалось ему неэтичным. В самом деле, письмо вызывает много меньше стресса, чем звонок.

Хорошо настроенная email-рассылка дает конверсию в разы выше при более низких затратах. Переписка легко контролируется, нет необходимости слушать разговоры операторов.

Соцсети (FB, LinkedIn):

  • Плохо автоматизируются, а при расставании с сотрудником вы теряете его раскрученный аккаунт.
  • Тоже низкая конверсия: смотрите наш кейс с EdBuro, раньше они писали в FB с очень низким конвертом. Хорошо, что написали в том числе и мне :)

Рассылка же работает на автомате и не зависит от менеджера, все коммуникации прозрачны.

Пока я на полном серьезе вижу холодные рассылки как самый выгодный способ выходить на ЛПР в B2B.

Роботы-прозвонщики

Вот уж что достало так достало. Может, это и работает, не знаю, но очень сомневаюсь, чтоб кто-то в своем уме ответил роботу. Дайте знать, у кого есть опыт.

А в России это работает еще у кого-то, кроме вас?

Да — например, у бизнес-школы «Сколково». Я недавно наткнулся на интервью Олеси Титовой, директора по развитию B2B-бизнеса в школе «Сколково». И вот как она получила первые контакты с ЛПР:

Я писала по 50 писем в день: «Здравствуйте, меня зовут Олеся, бизнес-школа “Сколково”...». База данных есть, CRM работает, я постоянно писала эти письма, куда-то приглашала. И мне потихонечку начали отвечать. Я начала коммуницировать, спрашивать, что у них интересного, чем школа может быть полезна, приходите в гости. Так сложились первые контакты.

Олеся Титова, директор по развитию B2B-бизнеса в школе «Сколково»

Короче говоря, холодные рассылки в B2B — это норма. Но чтобы получить классный результат, их нужно делать с умом. Надеюсь, что после этой статьи аргументов против станет сильно меньше, но если нет — я к готов к новым дебатам :)

0
122 комментария
Написать комментарий...
Екатерина Муханова

А таблетку можно только одну выбрать? Обе нельзя?)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

К сожалению нельзя, один знакомый попробовал, потом нехорошо ему было..
Если серьёзно, то наш инструмент отлично дополняет традиционные холодные звонки - можно его интегрировать с CRM, и если ответа на цепочку писем нет, то поставить задачу продажнику "позвонить".
И он звонит уже не совсем вхолодную, а говорит - писал вам, видели мое письмо? Что позволяет легче наладить контакт.
Также видел кейсы из США, что контекстная реклама на узнавание увеличивает отдачу от аутрича. Т.е. если люди ранее видят что-то про бренд, потом им пишешь письмо - они отвечают лучше.
Так что да, можно обе, но с умом! :))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Муханова

Ну вот да, ограничивать себя каким-то одним каналом все-таки не стоит. Как дополнение к общей стратегии выглядит здраво)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Но в некоторых нишах холодные продажи - это только единственная рабочая техника. Ну не выйти никак на ЛПР через контекст, если у тебя их всего несколько тысяч на всю Россию и они активно тебя не ищут, и не ищут связанные запросы.
Ну а холодная рассылка, как первый шаг, сильно облегчает холодные продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Муханова

То, что облегчает, согласна, и если в этих сегментах с помощью рассылки можно выйти на 100% аудитории, вообще вопросов нет) Но если ЦА небольшая, охватить ее надо по-максимуму, а на почту отвечают не все, это значит, что нужен индивидуальный подход и другие каналы. Кто-то часто постит в фб — значит, высока вероятность, что ответит там, кто-то выступает на мероприятиях — можно прям там подойти и познакомиться, и т. д. Не все же смотрят почту)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да, на 100% не выйти. Но у нас есть клиент (EdBuro, кейс есть в профиле), они раньше писали в ФБ и конверсия была сильно ниже, чем в почте. И не было возможности системно находить потенциальных клиентов.
А с почтой штука в том, что можно в Контур Копасе или 2GIS Data выбрать строго нужный сегмент, написать им, и получить около 12% ответов.
Если же ЦА совсем небольшая (это, как правило, случай, когда надо выйти на топ 30 компаний в какой-то нише), то нужен ABM подход, это немного другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Муханова

Да, я больше про abm

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

C ABM штука в том, что это очень дорого. И долго.
Если есть хотя бы сотни потенциальных клиентов, то можно начать с качественных холодных писем, получить первые лиды, остальных догревать через ABM подход.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Муханова

Небюджетно, да, но если чек высокий, то это оправдано. А то что долго, в высокобюджетных сегментах сделки в принципе небыстрые, на дальнейшее взаимодействие в любом случае придется много времени тратить)

Ответить
Развернуть ветку
119 комментариев
Раскрывать всегда