Упрощение vs инновации: Realweb исследовал, что происходит на российском рекламном рынке и куда стоит двигаться дальше
2023 год запомнится как год противоречий: ощущение консервации и стабильности соседствует с активным поиском возможностей и инноваций. Самым ярким примером этого явления стал рекламный рынок: на фоне общего замедления и восстановления инновационные сегменты digital позволили не просто отыграть падение, но и приблизиться к историческому максимуму. Аналитики агентства Realweb выяснили, что происходит на рынке к концу 2023 года и как на это реагировать.
Рынок становится проще, а потребитель – осторожнее
Непростая ситуация в российской экономике — дефицитный бюджет, инфляция и девальвация курса рубля — определяет поведение потребителя. Большинство людей отказывается от излишних трат — это в первую очередь все категории с высоким чеком. Сокращаются все необязательные и дорогие покупки: путешествия за границу и покупка гаджетов, платная медицина, походы в рестораны и бары. В то же время потребители не готовы экономить на бытовых вещах: траты на продукты, одежду и жилье за последние два года практически не изменились
Несмотря на то, что россияне в целом чувствуют себя значительно спокойнее по сравнению с прошлым годом, а финансовое положение большинства опрошенных стабилизировалось, в настроении потребителей отчетливо наблюдается тренд на терпение, ожидание и консервацию как реакцию на кризис.
Вместе с тем пользователи ищут новые способы отвлечься. Аудитория все меньше интересуется новостной повесткой, реагируя лишь на ключевые события и лица. На место политических и развлекательных запросов приходят нестандартные — игры, нейросети и технологии.
Главный тренд на российском рынке — упрощение решений
Большинство категорий бизнеса успешно отыграли падение 2022г. и выходят на докризисный уровень. Ключевыми объектами инвестиций стали компании, занимающиеся импортозамещением привычных технологий. Спонсирование новых рискованных идей уходит на второй план.
В растущей IT-отрасли прочно закрепилась тенденция на монополизацию: небольшие компании консолидируются, крупный бизнес образует целые экосистемы, а появление новых игроков в высококонкурентной среде становится менее реалистичным.
Потребитель всё чаще выбирает не бренд, а эффективное решение, и это находит отражение в маркетинге. Компании чаще используют понятные performance-инструменты взамен стратегических и имиджевых.
Digital — драйвер восстановительного роста
Рекламный рынок — одна из индустрий, наиболее быстро преодолевших последствия кризиса: рынок уже превысил докризисные показатели и в первую очередь за счет диджитал-сегмента. Рост рынка в первом полугодии составил +27%, а по итогам 2023 года ожидается прирост на +16-30%. Такой толчок стал возможен прежде всего за счет высоких темпов роста E-Com и новых цифровых медиа.
Усиление позиций рекламной отрасли можно объяснить сразу несколькими факторами:
- стабильность ключевых игроков, среди которых более 80% — локальные компании. В ТОПе рекламодателей интернет-компании, экосистемы телеком-операторов и банков;
- рост проникновения digital во всех привычных сегментах, включая развлечения, бытовые услуги и старые привычки. Это находит отражение в закреплении российских площадок в ТОПе медиапотребления: VK и Telegram борются за 1-е место с YouTube по уровню охвата. Кроме того, VK собирается стать полноценным superapp, а возможно, и заменить YouTube и Tinder;
- активный рост экосистем, e-com платформ: количество продавцов за год выросло на 21%, а объем рекламы в Retail Media демонстрирует скачок на 127%;
интерес к интерактивным и нестандартным форматам, например, активный рост категории игр.
Таким образом, в 2024 году у брендов есть два основных пути выбора стратегии:
- большинство последуют осторожной стратегии и будут ожидать от потребителя смены покупательских привычек в сторону экономии, консолидации рынка;
- другие же пойдут в сторону инноваций.
Тенденции и возможности: на что делать ставку в 2024 году
Среди растущих тенденций в маркетинге можно выделить четыре ключевых направления, на которые стоит обратить внимание в предстоящем году:
- Рост значимости удержания текущих потребителей и поиск источников для привлечения новой аудитории;
- Региональный и локальный маркетинг;
- Работа с b2b-аудиторией как дополнительный канал влияния на выбор конечного потребителя;
- Использование ИИ в маркетинге.
Почему это важно и как эффективно применять тренды на практике в digital, читайте в полном обзоре по ссылке.