Что исполнитель должен спросить у заказчика перед началом проекта

Почему на стадии планирования, чтобы проект получился классным и без срывов сроков, исполнителю важно задавать вопросы заказчику . Рассказываем на опыте команды Tetraform и делимся лайфхаками.

Что исполнитель должен спросить у заказчика перед началом проекта

Привет! На связи Саша Свердловская — сооснователь и руководитель продакшена Tetraform. Недавно вышел пятый эпизод подкаста «Есть гипотеза». Мы обсуждали выбор между заказной разработкой и готовым решением и затронули тему того, какие вопросы надо задавать заказчику перед стартом проекта.

Решили подготовить для вас список вопросов, которые помогут правильно оценить проект и заказчика. А еще сэкономить время, силы, нервы и деньги. Заказчики могут оценить, какие вопросы исполнитель задает на стадии согласования. И решить, подходит ли он по компетенциям или нет.

Есть ли особенности у сферы заказчика

Расскажу на нашем примере. Tetraform работает с проектами в области корпоративной культуры и обучения. Это та работа, которая требует много времени.

Для определенных образовательных проектов часто подходят кастомные решения. А вот готовое решение лучше себя чувствуют в процессах, где нужно автоматизировать крупные бизнес-процессы.

То же самое касается и специфической ЦА: проще подстроить продукт, чем пытаться пристроить готовое решение.

Все ли риски с обеих сторон предусмотрены

Под рисками я подразумеваю не только вероятность срыва сроков проекта. Это и более масштабные проблемы: уход ключевых руководителей, проблемы с финансированием. Или самый экстремальный вариант, когда компания просто прекратит свое существование. Чем подробнее прописаны риски, тем спокойнее решаются проблемы.

К примеру: до старта нужно побрифовать всех ЛПР, сделать их карту и собрать контекст. В общем, составить карту рисков. Еще мы закладываем 30% времени на случай, если что-то пойдет не так. При этом продукт должен быть готов и работоспособен за несколько недель до запуска, чтобы было время для правок.

Как глубоко надо изучить кейс

Глубокое понимание задачи и всех нюансов, которые ее касается, не только облегчит процесс работы. Но и позволит понять то, что заказчик знает и попробовать посмотреть с другой стороны на то, что он мог не видеть. И развернуть задачу под другим углом.

К примеру, к нам приходил заказчик, у которого разработкой внутренних проектов по образованию занимались несколько команд. Никто ничего не понимал, у сотрудников падала мотивация к обучению. Мы посчитали классным решением начать работу с обработки контента, чтобы упаковать ее в кастом. Один вход, одна интеграция с архитектурой компании и возможность дальнейшего развития.

Что мы с заказчиком выберем: скорость, уникальность или цену

Идеальные обстоятельства складываются так же редко, как светит солнце зимой над Санкт-Петербургом. Выбирать придется и выбор будет не из простых.

Если нужно закрывать задачу быстро, то пострадает уникальность, а цена вырастет. Делать бюджетно — про эксклюзивность на время забываем. Разработка под ключ потребует больших денежных и временных инвестиций.

Нужно подстраиваться под контекст и искать лучшее соотношение для продуктов. Потому что волшебной таблетки-решения не бывает.

Готов ли заказчик помогать с внутренними законами и контурами

Проект может быть бесконечно прекрасен и проработан. Придут безопасники и скажут, что новые решения пропускать не будут, разработок таких не знают и вообще всех пользователей надо ото всего отключить, а то работы добавляют.

Это суровая реалия: «безам» проще пропустить готовое решение, чем разбираться с новым.

В этом случае мы с заказчиком можем подсказать решение или провести несколько встреч с сотрудниками безопасности, чтобы убедить их, что никаких рисков нет. Или же заранее обговорить возможные варианты действия, заручившись поддержкой или советами коллег из внутреннего контура.

Цель приведенных вопросов не в саморефлексии или ответе на проблемы бытия. Это быстрая и эффективная ревизия внешних и внутренних факторов от которых напрямую зависит успешность и выживаемость проекта.

Если было интересно, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там мы рассказываем, как закрывать задачи бизнеса с помощью цифровых решений и маркетинговых технологий → @tetraform_design.

66
Начать дискуссию