{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

KPI у пиар-отдела: как советские привычки убивают эффективность

Конец года. Довольный пиарщик бежит по длинному коридору в кабинет босса. В его сияющей папочке отчет о перевыполненном плане: 110 публикаций о компании вместо 100. Пиарщик заискивающе смотрит и немного пошло причмокивает губками: он ждет премию. Босс зорким взглядом окидывает список публикаций, останавливается на итоговой цифре, игриво проводит по ней пальцем: «Молодец, будешь премирован на 3 000 рублей». У пиарщика непроизвольно вырывается стон.

Это не моя больная фантазия, это реальность отечественных корпораций. Там пиар-отделам все еще ставят план по числу публикаций в год с упоминанием компании. Знаете, кто еще очень любил планы, а потом распался?

Объясняю, почему такой KPI вредит бренду

1. Публикации в левых СМИ

Пиарщики не думают о том, где лучше разместить новость: в деловом СМИ или Комсомольской правде. Бегут туда, где есть подкормленные журналисты/договоренности/ниже цензура. Так в желтушных медиа и появляются залетные тексты о программном обеспечении для кораблей.

2. Фейковые публикации

Есть несколько площадок, где за пару тысяч рублей можно купить размещение любого текста в 10 СМИ. Они будут индексироваться, их учтет Медиаскоп. Но СМИ эти «мертвые» — там 100 посетителей сайта в месяц. В отчете все будет прекрасно, KPI по числу публикаций выполнен, но бизнес-показатели от этого почему-то лучше не стали.

3. Публикации во вред имиджу

Вот тут коллеги разбирают интересный кейс. Пиарщики Wildberries буквально насрали в карман работодателю. Во имя выполнения плана в конце года опубликовали новость, которая вредит репутации компании (там новость о том, что россияне не доверяют отзывам на маркетплейсе, так как большинство из них — фейковые). Ну молодцы, ребятки.

4. Пожар в декабре и слив бюджета

Сочувствую всем журналистам, которых в декабре пиарщики заваливают своими новостями. Они не просто отправляют их на почту, они потом звонят в редакцию и ноют: «А вы не могли бы опубликовать, пожалуйста?». И так 100 раз на дню.

По этой же причине пиарщики покупают абсолютно неуместные рекламные публикации. Вот пример: Авито размещает на Лентаче новость о том, что компания взяла несколько премий в Рейтинге Рунета. Хочется спросить: вы че творите? 99% людей не знает, кто такой этот ваш Рейтинг Рунета. Остальной 1% — пиарщики и маркетологи, которые знают, насколько это ангажированный конкурс. Так зачем вы тратите 120 000 рублей, чтобы это опубликовать? У вас других новостей за год не набралось? Ой потушите мою жопу кто-нибудь ради бога.

5. Пустые публикации

Это про новости ни о чем. Пример: «В компании X новые стандарты работы», «В компании Y будут работать над улучшением качества сырья» и так далее. Эти новости не имеют никакой ценности, их никто не пойдет читать, они не помогают бизнесу. Но пиарщика все равно погладят по головке в конце года.

Кстати, я веду свой канал про маркетинг, коней и продвижение IT стартапов (да, прям так). Подписывайтесь, там много таких постов.

Как соблюсти баланс между качеством и количеством?

  • В таблицу с отчетом добавить две колонки: “Обоснование СМИ” и “Обоснование темы”. Там пиарщики должны в 1-2 предложениях написать, чем выбранная площадка и тема будут полезны бренду.
  • Учитывать совокупный аудиторный охват от всех публикаций
  • Поставить KPI по целевым действиям — переходы на сайт/подписки в соцсетях/заполненные формы и так далее.
  • Уменьшить процент новостных публикаций в пользу полноценных текстов — кейсов, интервью, лонгридов и прочего.

Интересный факт: в бородатые годы разработчикам тоже платили за число написанных строчек кода. Тогда не было четких стандартов или метрик для оценки, поэтому количество строк кода казалось легким способом измерить вклад разраба. Ну а разрабы в свою очередь стали писать огромные неоптимизированные коды — это ухудшало качество ПО.

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Sano

Советский Союз опять мешает жить современным пиарщикам? бида-печаль

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Ну благодаря СССР у нас просто нет сотен нужных профессий.

Ответить
Развернуть ветку
Sano

прям как с мема где сталин садит дерево о которое разбился польский президент. СССР виноват что не обучил людей нужным в капиталистической России профессиям.

Мой посыл не в том, что в СССР все было хорошо, а в том что ваши косяки - это ваши косяки. Смешно говорить о советских привычках, если вам не 60 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Какие косяки ещё? Какие привычки? При чем тут как было хорошо в СССР? Может ещё пломбир свой тут обсудите?
Вы мне ответили или мимо?

У вас тупо нет достаточного количества специалистов в PR, чтобы отрасль нормально функционировала. Нет школы, методик обучения, опытных дедушек и бабушек. Оно со временем нарастет, но сейчас есть проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Yurchenko

Иннокентий, ну простите вы советских педагогов за то, что они не предсказали, что понадобится столько пиарщиков. В СССР был, по сути, госкапитализм и при имевшейся централизации попросту не было нужно столько рекламщиков.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Дак я ж не обвиняю СССР в геноциде маркетологов.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

А благодаря монголо-татарскому игу - ещё больше

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Калинин

монголо-татарскому игу - есть мнение что это "иго", просто выдумка

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Да-да, читал сегодня обзор свежих книг французских историков, что монголо-татары несли Руси блага либеральной демократии: свобода слова, свобода вероисповедания, поощряли торговлю и давали выход на рынки Азии
Было весело)

Ответить
Развернуть ветку
kоpetаn

Что за историки?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Не помню
Не уверен, что стоит запоминать их имена

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Калинин

тут дело не в этом и это не совсем французские авторы, вернее сказать что совсем не французские

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

И не выиграл, а проиграл.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Я не соприкасаюсь с поколениями тех времен. Но я вижу, что у нас только-только появились школы того, что в развитом мире существует десятки лет.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Дальше должны следовать примеры.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Слишком очевидно для примеров.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Ну, то есть перечня этих самых школ не воспоследует....

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда