{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

KPI у пиар-отдела: как советские привычки убивают эффективность

Конец года. Довольный пиарщик бежит по длинному коридору в кабинет босса. В его сияющей папочке отчет о перевыполненном плане: 110 публикаций о компании вместо 100. Пиарщик заискивающе смотрит и немного пошло причмокивает губками: он ждет премию. Босс зорким взглядом окидывает список публикаций, останавливается на итоговой цифре, игриво проводит по ней пальцем: «Молодец, будешь премирован на 3 000 рублей». У пиарщика непроизвольно вырывается стон.

Это не моя больная фантазия, это реальность отечественных корпораций. Там пиар-отделам все еще ставят план по числу публикаций в год с упоминанием компании. Знаете, кто еще очень любил планы, а потом распался?

Объясняю, почему такой KPI вредит бренду

1. Публикации в левых СМИ

Пиарщики не думают о том, где лучше разместить новость: в деловом СМИ или Комсомольской правде. Бегут туда, где есть подкормленные журналисты/договоренности/ниже цензура. Так в желтушных медиа и появляются залетные тексты о программном обеспечении для кораблей.

2. Фейковые публикации

Есть несколько площадок, где за пару тысяч рублей можно купить размещение любого текста в 10 СМИ. Они будут индексироваться, их учтет Медиаскоп. Но СМИ эти «мертвые» — там 100 посетителей сайта в месяц. В отчете все будет прекрасно, KPI по числу публикаций выполнен, но бизнес-показатели от этого почему-то лучше не стали.

3. Публикации во вред имиджу

Вот тут коллеги разбирают интересный кейс. Пиарщики Wildberries буквально насрали в карман работодателю. Во имя выполнения плана в конце года опубликовали новость, которая вредит репутации компании (там новость о том, что россияне не доверяют отзывам на маркетплейсе, так как большинство из них — фейковые). Ну молодцы, ребятки.

4. Пожар в декабре и слив бюджета

Сочувствую всем журналистам, которых в декабре пиарщики заваливают своими новостями. Они не просто отправляют их на почту, они потом звонят в редакцию и ноют: «А вы не могли бы опубликовать, пожалуйста?». И так 100 раз на дню.

По этой же причине пиарщики покупают абсолютно неуместные рекламные публикации. Вот пример: Авито размещает на Лентаче новость о том, что компания взяла несколько премий в Рейтинге Рунета. Хочется спросить: вы че творите? 99% людей не знает, кто такой этот ваш Рейтинг Рунета. Остальной 1% — пиарщики и маркетологи, которые знают, насколько это ангажированный конкурс. Так зачем вы тратите 120 000 рублей, чтобы это опубликовать? У вас других новостей за год не набралось? Ой потушите мою жопу кто-нибудь ради бога.

5. Пустые публикации

Это про новости ни о чем. Пример: «В компании X новые стандарты работы», «В компании Y будут работать над улучшением качества сырья» и так далее. Эти новости не имеют никакой ценности, их никто не пойдет читать, они не помогают бизнесу. Но пиарщика все равно погладят по головке в конце года.

Кстати, я веду свой канал про маркетинг, коней и продвижение IT стартапов (да, прям так). Подписывайтесь, там много таких постов.

Как соблюсти баланс между качеством и количеством?

  • В таблицу с отчетом добавить две колонки: “Обоснование СМИ” и “Обоснование темы”. Там пиарщики должны в 1-2 предложениях написать, чем выбранная площадка и тема будут полезны бренду.
  • Учитывать совокупный аудиторный охват от всех публикаций
  • Поставить KPI по целевым действиям — переходы на сайт/подписки в соцсетях/заполненные формы и так далее.
  • Уменьшить процент новостных публикаций в пользу полноценных текстов — кейсов, интервью, лонгридов и прочего.

Интересный факт: в бородатые годы разработчикам тоже платили за число написанных строчек кода. Тогда не было четких стандартов или метрик для оценки, поэтому количество строк кода казалось легким способом измерить вклад разраба. Ну а разрабы в свою очередь стали писать огромные неоптимизированные коды — это ухудшало качество ПО.

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Alex Nosov

Ерундовый материал.

В таблицу с отчетом добавить две колонки: “Обоснование СМИ” и "Обоснование темы”. Там пиарщики должны в 1-2 предложениях написать, чем выбранная площадка и тема будут полезны бренду.

Вообще не проблема написать такое про любую площадку. Далее начнется обычный холивар мнений на сколько аудитория подходит, уходящих в данные, которая ни одна из сторон не сможет подтвердить.

Учитывать совокупный аудиторный охват от всех публикаций

Бесполезная метрика без хотя бы CPM и подтверждения наличия на площадке ЦА в какой-то доле. Можно получить очень большой охват, только дорого и мимо, зато много.

Поставить KPI по целевым действиям — переходы на сайт/подписки в соцсетях/заполненные формы и так далее.

Если что-то продавать, то must have, а если речь про пиар, о котором говорится изначально, то это все может быть бесполезно, для форм и подписок людям нужно мотивации больше, чем формирование в их головах имиджа компании, а самой компании с этими подписками надо как-то работать. Переходы на сайт из статей на сторонних ресурсах мало того, что можно накрутить, так еще и естественные будут почти в рандомном количестве.

Надо статью переименовать - "Как еще боссу поездить по нервам пиарщиков, если собственные идеи закончились".

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Просто любопытно, а как можно по вашему контролировать PR отел и качество его работы?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Sano

Советский Союз опять мешает жить современным пиарщикам? бида-печаль

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Ну благодаря СССР у нас просто нет сотен нужных профессий.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Диана
Автор

да, чуть что не так, во всем виним СССР

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Валерий

Больные мозги и быдло менталитет мешает, которой остался после совка

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах

У Святослава Бирюлина есть небольшая книга «KPI, которые убьют ваш бизнес». Там основательно и с примерами раскрыта тема ключевых показателей. Описанная вами проблема не специфична для НОТ (научной организации труда), как в СССР назывался менеджмент. Это проблема ключевых показателей, где бы их не применяли.

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Если пойти по логичному пути, начав с ответа на вопрос: Какая роль PR в общем и конкретно в этой компании?
То все остальное станет делом техники - цели, метрики, методология измерения.
Только если начать серьезно разбираться, то во множестве компаний PR отдел не нужен, тк ресурсов (и компетенций) на выполнение функции у компании нет (или оно им и не надо в силу разных обстоятельств).

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

PR это первый этап любой маркетинговой компании. Кому нафиг нужна воронка без главного этапа?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Евгений Ма

Насчёт @Рейтинг Рунета — сильное заявление. Мне-то, в целом, пофиг. Но обычно такие пассажи требуют обоснования ;)

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета

Знаете, автор (ка?) одновременно права, неправа и снова неправа. Неправа, потому что спутала нас и Премию Рунета. Права, потому что среди читателей Лентача нас и Премию Рунета почти никто не знает. А снова неправа, потому что нас знают гораздо меньше 1%.

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета

Возможно, ещё и третий раз неправа. Читателю Лентача плевать, какую премию взяли Авито, зато важно, что взяли. Премия = хорошо. Плюс аудитория выбрана, кажется, правильно авитовская — максимально широкая.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
is typing

У вайлбериса вообще странный пиар-отдел. Все скандалы отрабатываются плохо (а может и вовсе не отрабатываются)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Vin

У вайлдбериса не только пиар-отдел странный, раз уж на то пошло..)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дима Игротехник

А просто пофиг, пока по кошельку бить не начало

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

И еще первый абзац главы 5: «они не помогает бизнесу»

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

Поправила, благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Самарин

вначале статьи формат написания как у дешевых бульварных романов

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

я просто всегда мечтала писать дешевые бульварные романы, но стала маркетологом. теперь стараюсь компенсировать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иннокентий Фефилов

Посчитать ценность какой-нибудь TOMA в продажах и потом это в KPI и закинуть.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Иванова

Хижина дяди?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илья Ропот

Это все для того, чтобы в конце года напевать Гражданскую Оборону

Ответить
Развернуть ветку
Илья Заморин

согласен, что кпи без проверки тщательной это про количество, а не качество

Ответить
Развернуть ветку
Вова Козырев

В корпорациях и государствах цели бывают за рамками простой прибыли, на первый взгляд :)
Не могу судить о пиарщике, пока не знаю что было до и после. Если у корпорации KPI – факт 100 упоминаний в СМИ, ЦКП мог быть вообще повышение лояльности подчиненных. С грамотной аналитикой можно из дрянных результатов выжать пользу

Ответить
Развернуть ветку
Василий Ганов

тема 3-х тыс рублей не раскрыта

Ответить
Развернуть ветку
хмурый пиарщик

отличная статья)
тг канал андерпяр прям перед самым нг подловил пиарщиков вайлдбериз за добиранием упоминаний странными публикациями :)

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

Благодраю! да-да, я как раз оставила ссылку на их пост:)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жмурина

Боже мой, лид статьи из Голубого сала вырезали?))

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

мои фантазии разыгрались не на шутку, а остановить было некому!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ольга Араз

Хорошая статья, но не нашла ответа на вопрос: какой все таки KPI ставить pr-щику? Чтобы был связан с бизнес- показателями?

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Если в двух предложениях: в зависимости от масштаба компании и маркетиновых целей. Это может быть рост узнаваемости бренда или рост какого то конкретного имиджевого показателя или конверсий в воронке продаж или индексы удовлетворенности (последние 2 показателя это более глобальная задача).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
О технологиях и бизнесе

мне не кажется: это Гачи Мучи на обложке? кто-то сядет за пропаганду

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

да, что-то я об этом не подумала

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy

Слабо верится, что нормальные компании ставят такие kpi, скорее всего их не больше 1% от общего числа

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

думаю, что весь отечественный бигтех этим грешит

Ответить
Развернуть ветку
COUTURE BOOK

Интересно увидеть статистику 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Какой из пунктов 3 считать правильным?
Про вред имиджу или про слив бюджета..?

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

Спасибо, что заметили! поправила:)

Ответить
Развернуть ветку
Eldar Bekbulatov

Правильно надо как Эпл (любая другая успешная компания). Никаких планов.

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда