Как художнику продвигать себя?

Еще одна ниша, с которой я не работаю, но про которую решила написать, - это художники (те, кто создает руками, а не нейросетями). Не работаю, потому что, во-первых, ничего не понимаю в живописи и трендах, а, любуясь картинами, руководствуюсь исключительно «нравится – не нравится».

А во-вторых, настоящие художники - народ для меня чересчур творческий (читай, сложный в коммуникации). Чтобы стать знаменитым через то, что пишешь, нужно много денег (богатый художник звучит как оксюморон, если, конечно, у него папа не миллионер или он сам сначала не нажил состояние, а потом не решил писать картины; но это уже совершенно иная история). А чтобы зарабатывать деньги через удовлетворение потребностей покупателей, нужно мало амбиций (и вот еще один оксюморон: неамбициозный художник). Только не нужно мне приводить примеры противоположного. Я и сама знаю, что такие существуют. Но это, чаще всего, исключение из правил.

Итак, как же человеку, который решил зарабатывать своей живописью, продвигать себя? Все просто.

Наймите агента, который все вам разжует и за определенный процент займется вашим продвижением, а вы будете писать то, что он вам скажет! Ну и попутно зарабатывать деньги на жизнь и материалы где-то в другом месте, пока не станете знаменитым и дорогим.

На мой взгляд – это самый действенный способ для творческих людей, ищущих известность. Но если вы хотите сэкономить и монетизировать свое творчество самостоятельно, то готовьтесь к тому, что помимо написания картин вам придется погрузиться в удивительный мир альтернативных методов заработка на ваших умениях. Ну что ж, начнем.

Зачем люди покупают работы художников

1. Эстетическое удовлетворение: «Хочется, чтобы глаз радовался, да и дизайн комнаты выглядит завершенным». Здесь важную роль играют композиция, цвета, текстуры и стиль.

2. Оригинальность и уникальность: «Ни черта непонятно, но очень интересно» или «Это ж как он ее так!» – примерно так можно описать такие картины. Здесь ценятся оригинальность творческой идеи, художественного подхода и экспрессии.

3. Идентификация с произведением и художником: «Как будто с меня писал!» В этом случае покупателям нужны картины, которые отражают их собственные убеждения, интересы и ценности.

4. Инвестиционная ценность: «Вот когда он станет известным, продам этот его рисунок из детского сада за бешеные деньги». Очень шаткая потребность, потому что никто вам не даст гарантий. Но она тоже имеет место быть.

5. Концептуальная и художественная глубина: «Это переосмысление!» Есть покупатели-философы, которые любят погружаться в концептуальные глубины замысла художника (при условии, что он там действительно есть, потому что в противном случае это немного другая потребность).

6. Коллекционирование и экспозиция: «Музэй открою!» В этой потребности сочетается несколько разных. Подумайте сами, по какой причине человек решит скупать полотна и собирать их в одном месте. Подсказка: не только потому, что хочет принести добро и сохранить самородков земли русской.

7. Поддержка художников: «Деньжат подбросить?» Это про меценатство и желание поддержать творцов и стимулировать развитие искусства. Глубинные потребности тоже можно поисследовать отдельно.

8. Маскарад: «Я просто хочу показаться ценителем прекрасного» или «У меня есть картина этого художника, он пишет для богемы, значит, я – богема». Это чаще про самооценку, про потребность достать недосягаемое, про внешние атрибуты.

9. В подарок: «У него все есть, давай ему картину подарим – это круто!» В этой связи вспоминается чудный фильм про разговоры мужчин, но такая потребность тоже имеет место быть. Посмотрите на список выше и поймете, откуда такая уверенность, что это отличный подарок. Развивая мысль, скажу, что с картинами особенно хорошо нужно знать вкусы человека, чтобы не ошибиться в выборе как собственно подарка, так и его внешнего вида. Но это тема совсем другой истории.

10. Ну и особняком стоит потребность в развлечении: «Ну че, прикольно же! Куплю, чтоб настроение поднимать!» Мне кажется, это больше относится к разным шаржам и прочим работам в этом стиле.

В этой точке предлагаю вам пообщаться с вашими клиентами (если они у вас есть) или не со своими, а просто с теми, кто покупает картины, выясните у них, зачем они это делают и пополните свою копилку. Теперь, когда вы знаете, почему люди покупают картины вообще, давайте узнаем

Почему не покупают именно ваши работы

И здесь ответ только один: ваши картины все еще стоят на полках вашей мастерской, потому что люди не понимают их ценности!

Вам могут долго рассказывать о том, что нужно правильно настраивать рекламу, участвовать в нужных выставках или создавать каталоги, но пока вы не найдете свою ценность для клиента, все это будет как бисер перед сами знаете кем – бессмысленная трата ресурсов.

Так что начните все с создания этой самой ценности. Вы же понимаете, что смыслы у этого слова могут быть разные. Поэтому начните с того, что определите собственные ценности по жизни. А потом начинайте создавать свой личный бренд художника (пафосно, но в тренде).

Что поможет создать себе известность

1. Провокации - самый простой способ (казалось бы), но нет. Имею в виду здесь хайп и эпатаж. Чтобы результатом стала не только ваша известность, но и желание присоединиться к вашему творчеству, их лучше тщательно продумать. В противном случае, достигните противоположного эффекта. Хайповать можно как через материалы и техники, так и через собственное поведение. Эпатировать через темы и тоже через внешность (почитайте про Андрея Бартенева, да и вообще, читать о том, как другие представители вашего цеха прорываются через толщу неизвестности очень полезно).

2. Социальная ответственность – способ, рассчитанный на тех, кому важна то, что сейчас называется «репутацией бренда». Поднимаете актуальные вопросы, двигаете их через информационное пространство словом, делом и своим искусством, и ждете, когда вас начнут поддерживать рублем. По большому счету, это тоже можно отнести к провокации, но я не стала, потому что здесь цель благая. Ну или начните проводить бесплатные мастер-классы в детских домах и назовите это «арт-терапия, которая помогает социализации», только не забывайте про это везде рассказывать. А как вы хотели?

Ну, и когда вы будете знать ответы на вопросы для кого, зачем и как, можно переходить уже к технической части.

Маркетинг для художника

О каждом этом шаге написано уже столько, что смысла переписывать нет, поэтому обозначу просто схематично. Выделю главную задачу в этом объеме работ: доносите ценность! Вы же понимаете, что конкуренция очень большая, а картины – не предмет первой необходимости.

1. Самопрезентация (без этого никуда, это звучит коротко, но за этим кроется мощная работа по распаковке себя, пониманию, в каком стиле вы работаете, для кого вы работаете, какие потребности вы удовлетворяете и какие ценности передаете)

2. Онлайн представительство (сети, сайт, маркетплейсы для художников и прочая) и активная деятельность в нем.

3. Офлайн представительство (точки продаж, выставки, мероприятия, публикации в СМИ, нетворкинг) и активная деятельность в нем.

Пишите посты, снимайте видео, проводите мастер-классы, делайте коллаборации. Все в соответствии с теми ценностями, которые вы хотите присвоить своим работам.

Общайтесь с теми людьми, которые могут себе позволить ваши работы (в любом городе есть пара-тройка бизнес-сообществ).

Найдите или создайте вокруг себя круг единомышленников для поддержки (сообщество молодых художников, с которыми вы не будете прямыми конкурентами по стилю, но будете совпадать по ценностям).

Если решитесь давать рекламу, помните, что картины – это не спонтанная покупка, так что реклама должна вести туда, где вы с самого начала начнете прогревать новичков.

Если же после того, как вы пару лет методично выполняли все, что запланировали, а выхлоп нулевой, ответьте для себя на два вопроса:

1. Точно ли я все правильно проанализировал?

2. Точно ли я хочу и дальше с этим заморачиваться?

Творческих удач всем, кто умеет выражать мысли и чувства через творчество!

33
6 комментариев

Вообще интересная подборка советов.
Подходит не только художникам, но и всем, кто думает зарабатывать творчеством.

Ответить

Да, творчество - очень неоднородная ниша. С одной стороны - вязаные вещи, с другой - высокохудожественные инсталляции. А рекомендации подходят всем, кто зарабатывает своей головой или руками

Ответить
Комментарий удалён модератором

А давайте :-) Только сначала нужно определиться, что каждый понимает под словом "творчество". И именно потому, что художник - не маркетолог, я в самом начале предлагаю нанять агента.

Ответить

Сейчас уже стремно покупать картины художников, когда все вокруг делает нейросеть. Не хотелось бы быть обманутым

Ответить

Ну, не знаю. Если, конечно, взять рисунок сетки и распечатать его на специальном принтере, который имитирует мазки краски... Возможно. Но специалист все равно определит. "Стремно" в смысле "боязно"?

Ответить