Как бизнесу снимать рилс, шортс и клипы: 3 стратегии, которые можно попробовать
Эксперты из трёх ниш рассказали, как осваивали рилс с нуля, во сколько обходится съемка, и удалось ли сделать видеопродвижение рутинным делом. Получились три отличные истории: как уволиться с нелюбимой работы и начать зарабатывать с помощью видео; как продавать с помощью роликов, снятых на коленке; как потратить 200 тыс. рублей на съёмку, получить нулевой результат, но сделать правильные выводы и продолжить снимать.
Меня зовут Анна Хлебникова, я медиаменеджер и руководитель студии видеопродакшена Videoset-insta. Я дополнила истории экспертов, которые используют рилс для продвижения, и дала рекомендации, как влиться в процесс легче. Читайте, будет полезно :)
Светлана Комаркова: «Нужно постоянно пробовать. Если попробовали и не получилось, пробуйте снова»
Возможно, вы знаете меня как Комарошку из Instagram**. До сорока лет я работала на нелюбимой работе и думала, что больше в жизни ничего не будет. Меня увлекало видео, но долгое время я лишь смотрела чужие ролики, которые мелькали в ленте. И только во время карантина решилась и начала снимать свои.
Дело пошло так хорошо, что с нелюбимой работы я уволилась :)
Сейчас видео — мой основной источник заработка. Все подписчики, заказы и продажи приходят через рилс. Я учу людей продвигать блоги с помощью креативного видеоконтента. При этом для своего блога снимаю всего пять вертикальных видео в месяц: я выбрала юмористический формат, а в нем невозможно выдавать ролики часто — это высосет всю энергию.
Съемки должны быть комфортны для вас
Креативный формат вертикальных видео подходит не всем. Есть люди, которые любят смотреть смешные ролики, но не готовы сами их снимать. И это нормально.
Я считаю, что при съёмке вертикальных роликов нужно выбирать максимально комфортную для себя историю. Можно повторять за кем-то: надеть пиджак, сделать серьёзное лицо и так же серьёзно вещать в роликах. Но от такого притворства быстро выгораешь.
Как придумывать идеи для вертикальных видео
Идеи рилс приходят от подписчиков: что интересует одного человека, то интересует десятерых, просто они стесняются спросить. На некоторые ролики меня вдохновили другие творческие люди, которые превращают рилс в кино. Это не значит, что за ними нужно повторять всем — просто я люблю режиссуру, красивые кадры и постановку, как в фильмах.
Иногда идеи приходят, когда я занимаюсь физической работой. Получается так: убрала телефон, долго в нем не залипала, переключила мозги, ушла внутрь себя. И нашла там идеи!
И напоследок: относитесь к съемке вертикальных видео проще. Кто-то снимает каждый день пять роликов и набирает по пять подписчиков, кто-то снимает один гениальный рилс, и сразу много подписчиков приходит. Людей привлекает харизма и открытость: ни лишний вес, ни возраст не оттолкнут их.
Руководитель студии видеопродакшена Анна Хлебникова об этом подходе
Мария Губина: «Оказывается, это проще, чем я думала»
Я десять лет консультирую по маркетингу малый и микробизнес. Хоть я и маркетолог, но долго сопротивляюсь нововведениям — предпочитаю инструменты, которые работают всегда. Reels для меня — новый эксперимент.
Съемки должны приносить удовольствие
Я понимала, что ничего хорошего не получится, если начну снимать ролики через насилие над собой. Если заставлять себя снимать вертикальные видео, через пару месяцев уже не захочется ими заниматься. Поэтому я стала искать форматы, которые больше подходят именно мне. И подглядывать за другими экспертами: кто, что и как записывает.
Оказалось, самый простой вариант — обратиться к продюсеру, дать ему денег, приехать раз в месяц на студию и снять вертикальные видео. Но мне больше нравятся живые ролики, которые записаны дома, пусть даже на коленке. При записи в студии рилс превращается в кино — мне такой формат не подходит.
Обращаться к продюсеру я не захотела, поэтому решила снимать рилс как получится. Тем более что прежде я так же на коленке снимала видео для сторис. Тогда я просто выходила на улицу, доставала телефон и говорила: «Здравствуйте, я вышла погулять, мне нужно потренировать навык ведения сторис через видео, потерпите». Подписчики терпели, а у меня получалось все лучше и лучше. И я решила: рилс буду делать так же.
Как начать с малого, особенно если вы снимаете видео без помощников
Я выступаю за встраивание новых навыков по принципу кругов по воде, чтобы сразу не ухнуть в пучину:
- привыкаешь к съемкам и к тому, что на видео твой голос звучит необычно;
- осваиваешь фишки монтажа;
- глубже работаешь над сценариями рилс и их сюжетом.
Сначала я попробовала записать несколько роликов у себя в саду. Потом с помощью монтажной программы вырезала отрывки из своих старых видео. Да, мне казалось, что всё выглядело ужасно. Но зато я сделала первые шаги.
Я пробовала записывать ролики сначала на одном фоне, потом на другом. Поняла, что чувствую себя не очень хорошо — как-то силиконово. Хотя от аудитории был отклик: сказали, что у меня глаза красивые. Тогда я стала записывать рилс без очков :)
Потом я втянулась и пообещала себе делать по три ролика в неделю. На второй неделе сняла четыре ролика. На третьей — уже шесть роликов, а потом за выходные случайно записала сразу девять рилс. Теперь я снимаю их пачкой, потому что не могу каждый день выделять достаточно времени на запись.
Накладывать текст в видео начинала сама — как могла, где могла, в чём могла. Сейчас у меня есть помощница — она добавляет в конце видео плашечку с надписью «Подпишись» и делает субтитры.
А еще я не ставлю себе задачу написать вау-сценарий. Просто стараюсь в каждый рилс добавить вводную фразу, которая будет цеплять людей. В видео всё так же, как в тексте: сначала идёт зацепка, потом — погружение, а потом — ответ на вопрос аудитории или мораль.
С идеями для вертикальных видео тоже все просто: я подсмотрела, как другие эксперты переделывают свои посты в видеоформат, и стала делать так же. Иногда приходят новые идеи. Но если нет — я просто превращаю свои же посты в ролики.
Наконец, никакого перфекционизма. Я записываю всего 2–3 дубля, чтобы выбрать из них лучший, но сам рилс при этом может быть не очень хорошим. И это нормально — невозможно быть всегда одинаково гениальным. Зато на фоне плохих рилс другие смотрятся ярче.
Руководитель студии видеопродакшена Анна Хлебникова об этом подходе
Майя Богданова: «Потратила 200 000 ₽, ничего не получила, но продолжу снимать и выкладывать рилс»
Я — руководитель школы контента, копирайтер, международный бизнес-тренер и автор трёх книг-бестселлеров. Записала и опубликовала 62 рилса, потратила на это 200 000 рублей, но не получила ни одной продажи. Количество подписчиков тоже не изменилось — сколько подписалось, столько и отписалось.
Я могла решить, что рилс для меня не работает, и пойти оплакивать вложения, но вместо этого исследовала свою аудиторию и аудиторию клиентов. Оказалось, что есть прямая связь между инструментом, который используешь, и продуктом, который продаёшь. Иными словами, есть быстрая и медленная аудитория — у них разные ожидания, им нужны разные продукты.
У меня все продукты «длинные»: продаю два трёхмесячных курса в год. Моя аудитория медленно дозревает, медленно принимает решение, медленно работает и не смотрит рилсы — они её раздражают. Они читают тексты. Принимают решение, строят отношения, чувствуют эмоции на основании текстов. И если я хочу продавать с помощью рилс, то мне придется что-то сделать со своим продуктом.
Не всегда вертикальные видео приводят к продажам
Аудитория с вертикальных видео в основном ориентирована на быстрый контакт, быстрое принятие решений, быстрый дофамин. Я работаю с психологами, нутрициологами, диетологами, которые часто жалуются, что рилсы залетают, охваты вырастают, но конверсия в продажу нулевая.
Дело в том, что они показывают своей аудитории рилсы-конфетки, которые быстро разворачиваешь, кидаешь в рот и получаешь удовольствие. А продают они процессный продукт, в котором человек должен быть готов длительно прикладывать усилия в одну точку, не получая результата.
Здесь есть два решения:
- Расширить линейку продуктов и работать с аудиторией, заточенной на быстрый дофамин.
- Начать выращивать аудиторию, если нельзя поменять линейку продуктов.
Развлекательный контент заточен на быстрый контакт, даёт большие охваты — он хорошо работает в первом случае. Если нужно выращивать аудиторию, то нужен ещё и экспертный контент. Если на нём люди не отписываются, значит, мы сумели объяснить, какую задачу на длинной дистанции можем решить для них.
Плюсы и минусы разных подходов к съёмкам
Я пробовала снимать рилс сама, с ассистентом, с ребятами с НТВ, которые сопровождают инфобизнес созданием профессионального видео.
Когда снимаю сама, то делаю это в моменте — максимально эмоционально делюсь тем, что сейчас актуально. На эмоции, энергию и включённость в тему люди очень хорошо реагируют.
Минус — это выглядит плохо, потому что снято в формате селфи — телефон в руке, на селфи-палке или висит под рулём.
Тогда я дошла до ребят с НТВ. Они готовили сценарий, писали первую и последнюю фразу, следили за тем, что говорю, и в нужный момент останавливали, выстраивали картинку, свет, приезжали с гримёром. Картинка получается божественная. Ребята добавляют в видео титры, всё очень красиво.
Но по факту всё равно получается фигня. Мы заходим в соцсети, пока сидим в кафе и ждём кофе, когда едем на такси и нам скучно. Заходим за энергетическим драйвом, а тут серьёзная женщина сидит на фоне шкафа и говорит: «Чтобы набрать первую тысячу подписчиков, вам необходимо выстроить партнёрские отношения». Когда человек включает этот рилс, у него появляется ощущение: «У меня нет первой тысячи подписчиков, опять надо что-то делать». Я оказываюсь тем бесящим персонажем, который ещё раз напоминает, что надо вкалывать.
Я сама по доброй воле смотреть такое не стала бы, потому что не хочу в соцсетях испытывать чувство вины. Не хочу получать пользу, составлять списки дел. Я хочу удовольствие, хочу дофамин.
Поэтому в итоге я решила добавить в свою линейку короткие продукты. Не приносить пользу и не отвечать на вопросы про то, как написать или отредактировать текст. Буду делать простые, весёлые, житейские штуки.
Руководитель студии видеопродакшена Анна Хлебникова об этом подходе
Как всё же снимать вертикальные видео для бизнеса?
Универсального варианта и жёстких правил работы с короткими вертикальными роликами не существует.
Вы можете снимать пять креативных, юмористических рилс в месяц, как Светлана, и продавать с их помощью свои услуги.
Можете отталкиваться от своей продуктовой линейки: если продукты «длинные», то снимать развлекательные ролики, чтобы охватить новую аудиторию, а потом экспертными рилс объяснять, как вы можете ей помочь. Либо расширить продуктовую линейку «быстрыми» продуктами и работать с людьми, которые ориентируются на дофамин и контакт.
А можете есть «мамонта» по кусочкам — идти маленькими шагами, делать сначала как угодно, а потом всё лучше.
Во всех этих историях есть только один общий момент: если вы снимаетесь в роликах, вам должно быть комфортно. На естественные эмоции люди откликаются намного лучше. И как эксперт по видеопродакшену, именно этот совет я могу дать каждому.
* продукты Meta признаны экстремистскими на территории РФ
Класс, спасибо за статью !!
Очень мотивирующе читать о том, как вы освоили рилс и смогли уйти с нелюбимой работы
Спасибо за статью! Вдохновилась
Интересная статья... самое главное делать! а в процессе уже будет понятно от чего есть отклик!