Кто такой менеджер маркетплейсов и чем он занимается

Кто такой менеджер маркетплейсов и чем он занимается

Навыки, задачи и обязанности, форматы работы и средняя зарплата.

Торговля на маркетплейсах активно развивается, и отрасли необходимы люди, способные управлять магазинами на платформах, чтобы помогать селлерам продавать. Расскажем, кто такие менеджеры маркетплейсов, чем они занимаются и какие знания должны иметь. А также подскажем, где обучиться этой профессии, найти вакансию и устроиться на первую работу.

Кто такой менеджер маркетплейсов

Менеджер маркетплейсов — это специалист, чья задача увеличивать продажи селлеров на маркетплейсах. Он избавляет продавца от рутинной работы с площадкой — создания карточек товаров, общения с покупателями, подбора ассортимента, поиска поставщиков и других обязанностей. Кроме того, часто такой специалист анализирует продажи, строит стратегию продвижения, запускает рекламные кампании.

Чем эффективнее работает менеджер маркетплейсов, тем выше продажи и прибыль селлера. Чаще всего, менеджер работает в тесном контакте с другими специалистами — дизайнерами, маркетологами, копирайтерами, логистами и т. д.

Задачи и обязанности менеджера маркетплейсов

Это новая профессия, поэтому четкого понимания, чем занимается менеджер маркетплейсов, ещё нет. Работа менеджера маркетплейсов регулируется в основном тем, что умеет сотрудник и что от него требует заказчик: где-то будет делать всё, от фотографий до настройки рекламы, а где-то — только проводить анализ, строить стратегию и ставить задачи другим членам команды.

В обязанности менеджера по работе с маркетплейсами входит решение целого спектра различных задач — он делает всё сам либо делегирует и контролирует выполнение:

  • Выбирает маркетплейс под цели заказчика, целевую аудиторию и ассортимент.
  • Создает и оформляет магазин: главную страницу, описание, логотип и т. д.
  • Анализирует других селлеров и их продукцию, чтобы подобрать наиболее востребованные товары по конкурентным ценам.
  • Составляет план по выводу каждого товара на тот или иной маркетплейс.
  • Выбирает будущий ассортимент магазина, если у заказчика нет конкретного списка товаров.
  • Находит поставщиков, договаривается с ними, закупает продукцию.
  • Разбирается с доставкой и складированием товаров — ищет площади или договаривается со складами маркетплейсов, общается с поставщиками и организует логистику.
  • Создает карточки товаров — пишет тексты и оптимизирует их, заполняет характеристики, делает фото, видео или поручает это более узким специалистам (при их наличии).
  • Общается с покупателями — отвечает на комментарии, вопросы, претензии.
  • Отслеживает количество товаров на складах и вовремя формирует поставки.
  • Следит за акциями и скидками конкурентов и маркетплейса, чтобы вовремя менять цены в карточках клиента и вписываться в распродажи.
  • Определяет выгодные и невыгодные позиции, продвигает первые и избавляется от вторых.
  • Настраивает внутреннюю и внешнюю рекламу, запускает ее в нужное время, договаривается с лидерами мнений и маркирует рекламные материалы.
  • Отслеживает обновления условий работы площадок, чтобы не пропустить важные новости.
  • Анализирует продажи и подсчитывает юнит-экономику.
  • Составляет финансовые отчеты для заказчика.

В первую очередь в задачи менеджера маркетплейсов входит работа непосредственно с личным кабинетом селлера, карточками и продвижением. В остальном он организует процесс продажи товаров на маркетплейсе, делегирует возможные задачи и убеждается, что работа выполнена в срок.

Можно нанять менеджера для полноценного ведения аккаунта на маркетплейсе, а можно поручить ему только одну задачу — например, проанализировать конкурентов или подобрать поставщиков. Объем работы и должностные обязанности менеджера по маркетплейсам зависят от количества товаров и конкретных задач. Также это зависит и от размера бизнеса: мелкому ИП не нужен штат менеджеров, копирайтеров и аналитиков, а крупный бренд не обойдется всего одним менеджером-универсалом.

Что должен уметь менеджер маркетплейсов

Специалист по продвижению товаров — это многофункциональный сотрудник, который должен уметь «всего понемножку»: и текст написать, и задачу правильно поставить, и проанализировать результат, и придумать, как дальше развиваться. Поэтому навыков, знаний и личных качеств требуется много.

Технические навыки

Это теоретические и практические знания — самые важные из тех, что должен знать менеджер маркетплейсов. Без них не получится выполнить задачу правильно и добиться поставленной цели. Сотруднику необходимы:

  • аналитические навыки;
  • знание основ маркетинга;
  • понимание специфики продаж в интернете;
  • знание основ экономики;
  • владение бухгалтерскими и отчетными программами;
  • владение сервисами по управлению складами;
  • навыки в создании текстов, фото, видео, инфографики;
  • умение пользоваться сервисами аналитики, парсерами и прочими инструментами;
  • владение SEO-оптимизацией.

Чаще всего, для резюме навыки менеджера маркетплейсов прописываются именно с точки зрения hard skills, поскольку они показывают, насколько тот опытен.

Для тех, кто работает с Wildberries, в PromoPult есть бесплатные инструменты.

Биддер внутренней рекламы собирает ставки конкурентов на аукционе WB в реальном времени и корректирует ставки в ваших кампаниях, чтобы показывать товары на нужных позициях, не переплачивая. Биддер подходит для поисковых и автокампаний, в него встроена аналитика бустера, которая показывает прогресс позиций, продаж, выручки и других показателей.

Инструмент «Мониторинг позиций» автоматически подбирает ключевые слова к каждой карточке товара, группирует их в кластеры и ежедневно снимает позиции в поиске Wildberries. Каждую неделю на почту приходит отчет со статистикой видимости и продаж за прошлую неделю.

Гибкие навыки

«Мягкие» умения (soft skills) — комплекс профессиональных навыков менеджера маркетплейсов, которые помогают взаимодействовать с окружающими, добиваться целей, общаться и учиться. Напрямую они не относятся к профессии, но отражают более универсальные качества человека, без которых работать будет крайне тяжело. Работник должен обладать следующими ключевыми навыками: инициативность, умение брать на себя ответственность, коммуникабельность, стратегическое мышление, умение работать в команде, стрессоустойчивость, трудолюбие.

От этих навыков менеджера по маркетплейсам зависит, как он будет справляться со своими задачами: делегировать работу сотрудникам и контролировать их, общаться с клиентами, поставщиками и заказчиком, планировать всё на несколько шагов вперед.

Сколько зарабатывает менеджер маркетплейсов

На январь 2024 года только на hh.ru по соответствующему запросу можно найти более 7800 вакансий, а заработок менеджера маркетплейсов составляет от 30 до 400 тысяч рублей. По факту зарплата зависит в первую очередь от выполняемого объема задач, размера бизнеса заказчика и опыта. Последний можно условно разделить на три уровня — junior, middle, senior.

Начинающие менеджеры маркетплейсов (junior) с опытом работы год или менее умеют делать базовые вещи: создавать карточки, наполнять их контентом, общаться с поставщиками, отвечать покупателям и следить за поставками на склад. Средняя зарплата менеджера маркетплейсов такого уровня — в пределах 30-70 тыс. руб. Чаще всего, их нанимают мелкие предприниматели или те, кто только пробует онлайн-площадки. «Джуниоры» по мере получения опыта могут брать все больше задач, но чаще нужны для технической работы без углубления в маркетинг или аналитику.

Работники со средним опытом от 1 до 3 лет (middle) уже способны организовать полный цикл продаж на маркетплейсе, от создания карточки и закупок до рекламы. Такие специалисты умеют анализировать результаты продаж, составлять стратегию продвижения и готовить полноценные рекламные кампании. Средняя зарплата менеджера маркетплейсов уровня «миддл» — от 50 до 120 тыс. руб. Этот сотрудник уже способен работать в средней или крупной компании, вести десятки карточек.

Опытные менеджеры с успешными кейсами и стажем от 3 лет (senior) умеют всё то же, что и «миддлы», способны организовать работу магазина на любом маркетплейсе. Специалисты такого уровня уже могут вести магазины крупных брендов или производств. Они сильны в экономике, маркетинге, аналитике. «Сеньоры» создают долгосрочную стратегию продвижения товаров, тестируют гипотезы, прогнозируют издержки и продажи. Сколько зарабатывает менеджер маркетплейсов-сеньор, зависит только от его загруженности и навыков. Зарплата такого специалиста начинается от 120 тыс. рублей.

Важно: в определении уровня менеджера маркетплейсов важен не столько стаж, сколько наличие успешных кейсов. Джуниор с 10-летним опытом не станет синьором, если он только и умеет, что заполнять карточки, а про программы аналитики или маркетинг слышал только краем уха.

Карьерный рост менеджера маркетплейсов

Возможность повышения зависит от того, насколько человек способен к обучению и хочет развиваться. Начинающий специалист может за 3-5 лет дорасти до уровня «сеньор», если будет усердно работать.

Далее менеджер может развиваться в смежных направлениях и охватывать больший спектр задач, а может собрать команду специалистов и предлагать свои услуги крупным компаниям и известным брендам. Также можно двигаться в сторону топ-менеджмента своей компании — стать руководителем отдела продаж, директором по маркетингу или развитию бизнеса.

Какие форматы работы возможны

Менеджер маркетплейсов может работать в одном из следующих форматов:

  • Полный или неполный рабочий день. Зависит от нагрузки менеджера и объема работы: полный рабочий день подразумевает, что у сотрудника нет сторонних проектов, а работники с неполной загрузкой могут вести 2-3 и более проектов параллельно.
  • Попроектно или постоянно. В первом случае менеджер нужен для единоразовой настройки магазина — дальнейшее ведение с аналитикой не требуется. Постоянная работа подразумевает периодический анализ и корректировку стратегии.
  • В штате или как ИП/самозанятый. Крупные компании предпочитают нанимать сотрудника в штат, это позволит ему погрузиться в специфику и больше времени посвящать продвижению их продукции.

Кроме того, можно работать менеджером маркетплейсов удаленно или очно. Рабочее место в последнем случае размещают либо в офисе, либо на складе.

В офисе

Работа в офисе позволяет глубже погрузиться в рабочие процессы и более тесно сотрудничать с командой. Компании, которым важно наличие менеджера в офисе, предлагает работу на полный рабочий день плюс высокую зарплату и соцпакет. Сотрудника на очную работу чаще всего ищут крупные фирмы, им нужен работник в штат, а не фрилансер.

На складе

Рабочее место на складе заказчика позволяет менеджеру непосредственно наблюдать за упаковкой и отправкой заказов покупателям. Это удобно, когда сотрудник должен отслеживать каждый этап подготовки товара — например, чтобы выявить проблему с ним или улучшить транспортировочную упаковку для снижения процента отказов.

Удаленно

Удобный формат, который чаще всего предпочитают и клиенты, и работники. Менеджер на удаленке может быть ИП или самозанятым, брать сразу несколько проектов и работать неполный день или совмещать с обучением – при очной работе так не получится без ущерба для личного времени.

Плюсы и минусы работы менеджером маркетплейсов

Плюсов у профессии менеджера маркетплейсов много.

Востребованность. Доля маркетплейсов в ecommerce растет с каждым годом, тысячи селлеров ежегодно приходят на площадки. На сентябрь 2023 года доля маркетплейсов в интернет-торговле составила 81%, по данным Data Insight. Это выше, чем в сентябре 2022 года — тогда доля не превышала 73%, согласно отчетам той же аналитической компании. Соответственно, и количество вакансий для менеджеров тоже увеличивается.

Возможность роста. Из менеджера маркетплейсов можно дорасти до топ-менеджмента в отделе продаж или просто зарабатывать на своем деле, обрастая командой и знаниями.

Скорость освоения. Для получения базовых знаний достаточно вдумчиво пройти курс или почитать учебники по маркетингу и экономике. Дальнейшее развитие требует практики и придет с опытом.

Удалёнка и возможность совмещать. Необязательно каждый день ездить в офис или на склад — можно найти вакансию для работы из дома, а также взять сразу несколько проектов, если позволяет время.

Хорошая зарплата. Опытные менеджеры могут зарабатывать от 100 тысяч и более рублей при полной загрузке даже на удаленке. Начинающие могут получать зарплату от 30 тысяч рублей, что неплохо для старта карьеры.

Но есть и недостатки.

Многозадачность. Менеджеру постоянно придется работать с большим потоком аналитической информации, следить за десятками карточек по отдельности и общей статистикой в целом при подготовке отчетов, стратегий и т. д.

Много разных сфер деятельности. На менеджера маркетплейсов могут «повесить» задачи копирайтера, фотографа, SMM-менеджера и других, особенно на сотрудника маленькой фирмы, где нерентабельно держать штат для работы с магазином.

Ненормированный график. Не всегда получится выполнить все задачи строго в промежуток с 9 до 18 часов — продажи требуют постоянного контроля и вовлеченности. Чем выше должность менеджера и больше ответственности, тем больше времени придется потратить на работу.

Много конкурентов на рынке труда. Несмотря на востребованность, менеджеров все равно слишком много. Хорошо устроиться получается только у тех, кто действительно что-то знает и умеет.

Необходимость постоянно учиться. В профессии постоянно что-то меняется: маркетплейсы придумывают новые алгоритмы и инструменты, люди становятся невосприимчивы к одним и хорошо реагируют на другие рекламные креативы и т. д., поэтому нужно постоянно держать руку на пульсе независимо от опыта и успешности.

Рутинность. Много времени придется тратить на однообразную механическую работу — составлять отчеты, заполнять и публиковать карточки, просматривать статистику.

Кроме остальных плюсов и минусов, менеджер маркетплейсов — должность, требующая самоотдачи. Если вы хотите «отработать от звонка до звонка», то это будет недостатком, ведь придется жертвовать своим временем.

Для кого подойдет профессия

В целом, стать менеджером маркетплейсов может любой человек, которому интересна торговля, аналитика и реклама. Профессия требует внимательности, усидчивости и умения договариваться с самыми разными людьми — клиентами, поставщиками и другими работниками, поэтому необщительным, замкнутым и рассеянным людям будет тяжеловато.

В качестве специалиста по продвижению на маркетплейсах несложно будет устроиться профессионалам из смежных сфер — интернет-маркетологам, пиарщикам, аналитикам, SMM-щикам, копирайтерам, менеджерам по продажам.

Как выучиться на менеджера маркетплейсов

Освоение профессии требует усидчивости, терпения и проверенных источников информации. Можно обучаться самостоятельно, а можно окончить курсы по профессии — это быстрее и позволит получить информацию от профессионалов.

Курсы

Многие популярные обучающие онлайн-платформы предлагают образовательные курсы по менеджменту маркетплейсов. Найти их можно, например, в Нетологии, Яндекс.Практикуме, Skillbox, MAED и других. Они позволяют за короткий срок получить нужные знания и навыки, избегая лишней информации. Образовательные программы постоянно обновляются и направлены больше на практику, чем на теорию — это полезнее для будущего работника, поскольку учит, как решать реальные задачи. После курсов можно сразу же устраиваться на первую работу. Конечно, не на самую высокую зарплату, но базовые знания позволят получить стартовую должность для развития.

Недостатки: качественное обучение менеджера маркетплейсов бесплатно с нуля не проводится — за курсы нужно платить. Интенсивность занятий подразумевает, что у вас есть время на дополнительное образование.

Самостоятельное обучение

Получение знаний без наставника и образовательной платформы подразумевает, что человек умеет находить актуальные источники знаний и контролировать свой прогресс. Для получения знаний понадобятся учебники по интернет-маркетингу, менеджменту, аналитике и рекламе, а также профильные статьи, книги и материалы по работе с маркетплейсами, много информации есть в блогах профессионалов и на YouTube. Хорошим подспорьем в самостоятельном обучении менеджера маркетплейсов станут блоги онлайн-площадок — там публикуется много информации для селлеров, которая помогает им эффективнее торговать.

Недостатки: придется проверять актуальность информации и искать свежие данные. А еще на первых порах будет труднее самостоятельно обнаружить ошибки. Кроме того, без сертификата или диплома сложнее заработать доверие заказчиков.

В самостоятельном обучении работе с маркетплейсами помогут статьи блога PromoPult.

Высшее образование

Вузы пока что не обучают профессии менеджера маркетплейсов — слишком узкое направление. Самая близкая образовательная программа — специальность 38.03.02 «Менеджмент». Обучение в вузе поможет получить базовые знания в менеджменте, «обрасти» связями и гибкими навыками вроде умения договариваться, дисциплины и других. Кроме того, отучиться на менеджера можно и бесплатно, если удастся поступить на бюджетное место.

Недостатки: вуз не даст узкоспециализированных навыков, которые помогут устроиться в профессии, а обучение в нем займет 4-5 лет. После выпуска придется доучиваться, чтобы работать с маркетплейсами.

Как найти работу и пройти собеседование

Трудоустройство — первый этап в карьере. Найти работу менеджером маркетплейсов немного проще, если у вас есть диплом или сертификат курсов. Но даже без них реально откликнуться на вакансию и получить должность: понадобится немного удачи, крепкие теоретические знания и практические навыки, пусть даже и полученные в тренировочном, а не рабочем формате.

Источники вакансий

Даже без опыта найти работу менеджером маркетплейсов удаленно или очно реально, если искать в разных источниках:

Сайты с вакансиями: Хэдхантер, Зарплата.ру, Работа в России, SuperJob и подобные. Чаще всего HR фирм и ИП публикуют объявления о поиске сотрудников именно там, чтобы обеспечить максимальный охват. На агрегаторах есть тысячи позиций с разными требованиями, зарплатами и особенностями — остается только подготовить резюме и откликнуться.

Телеграм-каналы с объявлениями. Тематические каналы позволяют селлерам разместить объявление о поиске сотрудника. На них можно найти вакансии лучше, чем на сайтах, поскольку охват ниже и конкуренции, соответственно, меньше. Примеры таких каналов — «Работа на маркетплейсах», «Менеджеры маркетплейсов | Вакансии». А еще можно писать напрямую селлерам в различных телеграм-чатах, даже если они пока никого не ищут — один из нескольких десятков может откликнуться.

Агентства. Можно напрямую обратиться к крупным агентствам в поисках работы — зачастую новичка могут устроить стажером, чтобы он набирался знаний. Если в компании есть собственное обучение, это позволит прокачать навыки быстрее и под руководством опытных наставников, даже получая небольшую зарплату.

Фриланс-биржи: Freelance.ru, FL.ru, Профи, KWork и прочие. Это источники разовых проектов — селлеры охотно размещают на них заказы, не требующие длительного участия менеджера, что позволит набить руку. Хороший вариант, чтобы, в том числе, найти работу менеджером маркетплейсов удаленно и без опыта. Попадаются объявления и на долгосрочное сотрудничество.

Сообщества выпускников разных курсов. После обучения на курсах крупных онлайн-школ часто остается чат, где выпускники общаются друг с другом и со спикерами, делятся опытом и успехами. Некоторые образовательные платформы даже сами трудоустраивают лучших учеников.

«Сарафанное радио». Всегда можно попроситься к знакомым селлерам повести их аккаунты, чтобы набить первые шишки. Конечно, вы вряд ли найдете так высокооплачиваемое место, но для первого проекта это хороший вариант. Также можно поспрашивать знакомых специалистов в смежных профессиях, не нужны ли их клиентам менеджеры маркетплейсов.

Как подготовиться к собеседованию

Когда вас позвали на собеседование, заранее подготовьтесь к нему: выспитесь, освежите знания, подготовьте кейсы, если они у вас есть (даже ученические достижения могут принести пользу). Нет единого рецепта, что говорить на встрече с потенциальным работодателем — каждый будет спрашивать что-то своё.

Если вы пытаетесь найти работу менеджером маркетплейсов без опыта, стоит напирать на знания, практические навыки и горячее желание приносить пользу. В анкете предоставьте как можно больше информации о себе, которая напрямую влияет на профессиональные компетенции — гибкие и жесткие навыки, особенности, знания и умения. По возможности изучите, что именно продает будущий работодатель, насколько у него продвинутый магазин. Тогда на собеседовании вы сможете ориентироваться на его специфику, чтобы завоевать доверие.

Если вы не уверены в своих знаниях, навыках или умении общаться с работодателем, обратитесь к образовательным платформам или знакомым профессионалам за помощью. Некоторые площадки делают отдельные курсы по подготовке к собеседованиям по разным профессиям — это поможет набраться уверенности и узнать, что чаще всего спрашивают при устройстве на работу.

Как работодателю найти менеджера маркетплейсов

А теперь немного о том, как найти сотрудника-менеджера по работе с маркетплейсами, если вы селлер и решили отдать дело в руки профессионала. Первым делом выложите вакансию в тематический Telegrm-чат, на сайт с вакансиями или обратитесь в агентство по подбору персонала. Это поможет найти соискателей, среди которых точно попадется подходящий вашему бизнесу.

На собеседовании спрашивайте не только теорию о том, как работают маркетплейсы и что должны уметь хорошие менеджеры. Спросите, где и как работал конкретно этот специалист ранее, как бы он решил ту или иную задачу в вашем магазине, сотрудничал ли он ранее с подрядчиками. Чем больше прикладных вопросов – тем лучше: это позволит оценить не только компетенции работника, но и то, подходит ли он под вашу специфику.

Важно: не доверяйте соискателю личный кабинет, пока не будете уверены в его надежности, особенно если вы не встречались лично и не обменивались паспортными данными. Часто мошенники выманивают доступы, чтобы украсть магазин с целью его уничтожения, шантажа или выкупа товаров за бесценок. Старайтесь заключить с менеджером договор или взять его в штат: это даст хоть какие-то гарантии, что он не мошенник, не исчезнет и не будет вредить специально.

Подводим итог

Менеджер маркетплейсов — человек, который помогает селлерам активнее продавать товары, создавать карточки, искать поставщиков и решать другие вопросы, связанные с торговлей и маркетингом.

Профессия новая, активно растет и развивается, спрос на менеджеров повышается, но увеличиваются и требования к ним. Сотрудник должен разбираться в экономике, маркетинге, аналитике и продажах, при этом быть коммуникабельным, ответственным и надежным.

Работать можно очно или удаленно, при этом зарплата новичка может достигать 70 тыс. рублей, а профессионал способен зарабатывать 120 тыс.ч рублей и выше.

Выучиться на менеджера маркетплейсов можно на курсах или самостоятельно. Первое эффективнее и быстрее, второе дешевле. После обучения нужно постоянно держать руку на пульсе — правила работы с маркетплейсами и рекламные инструменты часто меняются.

Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqvJeu6v

22
реклама
разместить
1 комментарий

Создавать карточки должен контент-менеджер. А тут как всегда, хотят повесить задачи десятерых на одного, но платить как одному