{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему ваш бизнес умрёт в 2024? Ответ даст юнит-экономика

Ваш бизнес умрёт в течение года, или его ждёт взрывной рост? А может плавное поэтапное масштабирование? Как выбрать диджитал-инструменты, которые позволят масштабировать бизнес, а не приведут к краху? Я, Евгений Летов, директор агентства «Промо Эксперт», в статье показываю, как получить ответы на эти вопросы на основе юнит-экономики.

Юнит-экономика — что это?

Юнит-экономика, если говорить простыми словами — это способ расчёта доходов и прибыли с одного юнита. Юнитом может быть:

  • Один товар
  • Одна услуга
  • Один клиент
  • Один диджитал-инструмент
  • Одна рекламная кампания

В статье рассмотрим юнит-экономику на примере диджитал-инструментов. Возьмем рекламную кампанию в Яндекс Директ с рекламным бюджетом 50 000 ₽. За эту сумму получим определенное число рекламных показов. На выходе диджитал-воронки заберем 1 260 000 ₽ выручки. Если рекламный бюджет удвоим при сохранении стоимости показов — выручка возрастет в 2 раза.

На рисунке число показов увеличили в 2 раза. При сохранении стоимости показов, число показов растет пропорционально росту рекламного бюджета. Рекламный бюджет удвоили, поэтому и число показов станет в 2 раза больше.

Пример расчета юнит-экономики рекламной кампании. Влияние размера рекламного бюджета на выручку

Допустим, в медиаплане стоит конкретная цифра выручки — 5 600 000 ₽. Юнит-экономика позволяет понять, сколько нужно инвестировать в рекламу, чтобы на выходе получить 5 600 000 ₽. В примере рекламный бюджет составит 450 000 ₽. Если начальную сумму 50 000 ₽ взять за 1 юнит, потребуется 9 юнитов (50 000 ₽ * 9 = 450 000 ₽).

Пример определения суммы рекламного бюджета для получения заданной выручки

Юнит-экономика позволяет понять, сколько денег вложить в рекламный инструмент, чтобы заработать нужную сумму

Зачем считать юнит-экономику?

Для чего нужна юнит-экономика и какие задачи она решает? Поговорим на языке цифр. Возьмём исходный вариант расчета юнит-экономики: рекламный бюджет 50 000 ₽, выручка — 1 260 000 ₽.

Ранее мы не смотрели на цифры внутри маркетинговой воронки. Теперь обратим на них внимание:

  • CTR (кликабельность рекламного объявления) — 1,5%
  • CR в заявку (конверсия сайта) — 5%
  • CR в продажу (конверсия менеджера) — 40%

Будем менять поочередно цифры и оценивать результат.

Увеличение выручки в 2 раза за счёт влияния конверсий

В таблице показано, как изменится выручка при изменении одного из показателей в 2 раза. Видим, что в каждом случае выручка увеличивается в 2 раза. Что же будет, если одновременно увеличить все 3 конверсии? Очевидно, что выручка увеличится в 8 раз.

В модели использовали увеличение конверсии в 2 раза. В реальности не всегда удаётся увеличить значение так сильно. Но рост даже на 10–15%, приведёт к увеличению выручки на аналогичную величину.

Помимо конверсий, в маркетинговой воронке можно менять и другие цифры:

  • Число показов рекламного объявления (зависит от стоимости за 1 000 показов — CPM)
  • Средний чек
  • Рекламный бюджет

Каждый из этих показателей влияет на конечный результат: прибыль или убыток.

Итак, юнит-экономика позволяет решать бизнес-задачи:

  1. Оценить воронку продаж в целом.
  2. Увидеть влияние отдельного юнита (в данном случае, рекламной кампании) на выручку.
  3. Найти точки роста выручки и прибыли в показателях воронки.
  4. Планировать рост выручки за счёт масштабирования — увеличения рекламного бюджета.
  5. Разговаривать с инвестором на языке цифр и обосновать необходимое финансирование.
  6. Сравнить эффективность работы разных рекламных каналов, чтобы грамотно распределить рекламный бюджет.
  7. Принять решения о целесообразности инвестирования средств в новую рекламную кампанию или направление.

Что необходимо знать для расчета юнит-экономики?

Чтобы рассчитать юнит-экономику рекламной кампании нужно знать:

  • Бюджет кампании
  • Число показов рекламного объявления или стоимость 1 000 показов
  • CTR
  • CR в заявку
  • CR в продажу
  • Средний чек

Есть и другие метрики юнит-экономики.

Метрики юнит-экономики

Метрики юнит-экономики зависят от того, какой юнит считаете.

Метрики для рекламной кампании:

  • Бюджет
  • СPM — стоимость тысячи показов
  • CTR — конверсия в клик
  • CPC — стоимость клика
  • CR в заявку — конверсия в заявку
  • CPA — стоимость заявки
  • CR в продажу — конверсия в продажу
  • CPS — стоимость продажи
  • AOV — средний чек
  • Выручка
  • ДРР — доля рекламных расходов
  • ROIm — возврат маркетинговых инвестиций

В интернете найдёте другие метрики юнит-экономики. Например, ARPU, ARPA, MRR и т.п. Не пугайтесь страшных терминов, руководствуйтесь целями бизнеса и здравым смыслом. Помните, главное — учесть все доходы и расходы, связанные с юнитом. А назвать показатели можно так, как вам будет удобно и понятно.

Как посчитать юнит-экономику

Чтобы считать юнит-экономику, нужно:

  1. Определить юнит. Если вы уже запускали рекламу, возьмите фактические значения для расчёта. Для новой кампании используйте среднеотраслевые значения. Делайте поправку на особенности рынка и бизнеса.
  2. Посчитайте, сколько выручки и прибыли принесла рекламная кампания.

При расчётах юнит-экономики важно:

  • Учитывать все расходы, связанные с юнитом. Для оценки рекламной кампании, учитывайте не только рекламный бюджет, но и стоимость ведения рекламной кампании, стоимость сервисов.
  • Учитывать все доходы, связанные с юнитом. Если клиент пришел с рекламы и совершил покупку, а через месяц купил повторно, учитывайте доход от всех сделок — LTV.
  • Помнить, что масштабирование не всегда происходит линейно. Иногда при увеличении бюджета, снижаются конверсии маркетинговой воронки. Это зависит от размера и качества аудитории, которую охватывает реклама.

Рассчитать юнит-экономику можно самостоятельно с помощью таблиц Excel или специального калькулятора. С калькулятором считать быстрее, при условии, что имеются все нужные данные.

Калькулятор юнит экономики

Рассмотрим, как рассчитать юнит-экономику рекламной кампании с помощью калькулятора:

  1. Определите исходные значения показателей и внесите в ячейки калькулятора.
  2. Оценить результат.
  3. Попробуйте поочередно менять показатели, чтобы увидеть как изменится выручка.
Калькулятор юнит-экономики: оценка влияния кликабельности рекламного объявления на выручку

Рассчитайте экономику своего проекта с помощью калькулятора юнит-экономики Промо Эксперта. Калькулятор доступен подписчикам нашего телеграм-канала. После подписки на канал, бот предоставит вам доступ к калькулятору.

Резюме

Юнит-экономика позволяет определить эффективность маркетинговых инвестиций. Найти прибыльные направления и сосредоточиться на них. Выявить убыточные направления, чтобы не вкладывать в них ресурсы.

Юнит-экономика помогает принимать решения на основе цифр и статистики, а не потому, что так принято. С помощью цифр вы увидите, как масштабировать бизнес, а не привести его к краху.

Юнит-экономика — это способ расчёта доходов и прибыли с одного юнита. Юнитом может быть товар, услуга, клиент, диджитал-инструмент, рекламная кампания.

Для расчета юнит-экономики рекламной кампании, нужно знать метрики: бюджет кампании, число показов рекламного объявления или стоимость 1 000 показов, ctr, cr в заявку, cr в продажу, средний чек.

Посчитать юнит-экономику можно в таблице Excel или специальном калькуляторе.

Если нужна помощь в расчёте юнит-экономики или есть вопросы по маркетингу, обращайтесь, поможем!

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Надежда Благовещенская

Если бы все заказчики считали юнит-экономику, принятие решения было бы не в плоскости “дорого / дешево”, а в плоскости: “Вложу 1 млн, - заработаю 5 млн., вложу 2 млн - заработаю 12, не вложу ничего - ничего не заработаю

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Поплавский

А без посредничества юнитов цыфры уже никто не понимает?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

К сожалению, многие не понимают

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Поплавский

Выдайте им детские развивающие пирамидки. Могу выступить в качестве производителя-поставщика. )

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Взял на заметку

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Поплавский

Кажется, я намутил себе оптового заказчика... )

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

VC-шный нетворкинг

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

точно)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Если бы все заказчики считали юнит-экономику, принятие решения было бы не в плоскости “дорого / дешево”, а в плоскости: “Вложу 1 млн, - заработаю 5 млн., вложу 2 млн - заработаю 12, не вложу ничего - ничего не заработаю

Ну как только научитесь не факапить, когда при увеличении вложений выручка едва ли не падает и сможете что-то заказчику гарантировать...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Будем просвещать))

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Иконникова

А круто было бы, если бы в жизни, как в примере, все конверсии в 2 раза росли

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Латыпова

Согласна. Но не всегда так получается

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

В смысле, конверсия растёт, а доходы падают?

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Латыпова

Я про то, что если даже вложил в 2 раза больше денег, не факт что в 2 раза количество конверсий увеличишь. Можно и всю систему сломать если это сделать резко.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Или не туда вложить, куда надо... Ответ опять таки в данных. Нужно уметь считать и думать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Поплавский

Вы, главное, автору систему не сломайте. А то куда я еще пирамидки пристрою...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Согласны, так бывает не всегда. Но главное, что мы хотели, показать причинно-следственную связь: рост конверсии → рост дохода и прибыли

Ответить
Развернуть ветку
Timur

Ответ: потому что в РФ бизнесы любят умирать

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Точно. Только в РФ бизнесы умирают, больше нигде :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Вроде про нигде не говорили)) Конечно, не только в РФ

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Печально. Но факт

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Инюткина

Когда заказчик понимает цифры, с ним проще общаться

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Это да))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Казанцев

Вот бы и в жизни было так: раз - конверсия выросла в 2 раза, два - прибыль выросла в 2 раза. А то вечно “при прочих равных”

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Да, “прочие равные” всегда есть в идеальной модели. А в жизни всегда множество неучтённых факторов. Но взаимосвязь и динамика чётко отслеживается и в модели и в множестве наших проектов

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Латыпова

Юнит-экономику не всегда просто рассчитать. Как быть тем, кто только хочет запустит рекламную кампанию и делают это в первый раз? И нет среднеотраслевых значений? Первый месяц взять какой-то бюджет, который порекомендовала система или ты можешь сейчас вложить? А потом на основании данных за первый месяц уже считать юнит-экономику?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Vaganov

А с учетом того, что РК еще и обучиться нужно, то 1 месяц статистически как бы не корректно брать

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Эт да, чем дальше тем точнее план-факт. Но это не точно)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Можно и так. Исходя из бюджета, что рекомендовала система. У нас есть опыт и понимание средних значений по многим отраслям. Т.ч. готовы протянуть руку помощи)

Ответить
Развернуть ветку
Владик Семягин

А вот не надо нас пугать!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Вы уже пуганные?))

Ответить
Развернуть ветку
Валерия

Мне нравится калькулятор — баловалась. Но он подходит не под все задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

В Вашем примере кратное увеличение количества показов не принесёт кратного увеличения прибыли. Показы будут наслаиваться на одних и тех же людей. Надо менять каналы.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Летов
Автор

Конечно. А еще есть такая штука как ёмкость рынка. Которую как измерять более-менее точно — хз

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

Методом тыка до оптимума.)

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда