Выдержат ли полки продукты правильного питания?

Главный продуктовый тренд этого года – правильное питание и товары без сахара. Причем к этому всё чаще стремятся не только производители сладкого, но и многие другие. Однако возникает резонный вопрос: а хватит ли в магазинах места для такой продукции и нужно ли правильное питание в таком количестве потребителям? Что еще происходит с отечественным продуктовым рынком, разбирался основатель кондитерской фабрики «Томер» Андрей Латышев.

Стараются все

Тенденция к производству продуктов для правильного питания отчетливо просматривалась на прошедшей в Москве выставке «Продэкспо-2024». На сегодняшний день это крупнейшее мероприятие для производителей продуктов. И они, судя по всему, сейчас особенно остро это чувствуют: в этом году на выставке было рекордное количество не только участников, но и посетителей. Присутствовали даже те, кто раньше манкировал подобными мероприятиями. Такого ажиотажа я не припомню.

Причина, как мне кажется, в том, что, с одной стороны, в условиях экономических санкций, сложностей с поставками сырья и логистикой отечественные производители собрали весь свой внутренний потенциал. С другой – появилось новое окно возможностей, которое никто не хочет упустить. Разные ценовые сегменты, разнообразный ассортимент… Стараются все – и производители, и продавцы. К примеру, на выставке было довольно много представителей несетевых магазинов, которые тоже стараются выживать и поэтому договариваются с производителями о поставках напрямую, чтобы исключить из своей цепочки дистрибьюторов.

А полки будут?

Многие производители очень активно взяли курс на ЗОЖ и производство полезных продуктов без сахара. Тренд на здоровое питание начал активно развиваться во время пандемии. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), только с марта по май 2020 года спрос на диетические продукты вырос в среднем на 45%. Сегодня ЗОЖ – это уже не удел спортсменов, а образ жизни миллионов простых людей, которые хотят есть низкокалорийную пищу без глютена, сахара и лактозы.

Магазины, в том числе крупные федеральные сети, конечно, расширяются под зожную продукцию. Однако на сегодняшний день у нас нет такого количества полок, которые бы вместили все объемы продуктов правильного питания, выпускаемые на рынке. Вероятно, они будут распространяться по собственным каналам или в маркетплейсах. Адептов ПП хоть и становится все больше с каждым годом, но их пока сложно назвать большинством. К тому же правильно питаться – это совсем не дешево.

Все за ЗОЖ, а кондитеры наоборот?

На рынке кондитерской продукции ситуация складывается более парадоксально. Тренд на ЗОЖ в этом сегменте появился довольно давно. Шоколадки, батончики, десерты без сахара всегда пользовались и пользуются популярностью. Ведь даже если ты на диете или следуешь принципам правильного питания, иногда хочется съесть что-то сладкое.

Но сейчас кондитеры могут, наоборот, сократить долю производства такой продукции. В первую очередь это касается производителей шоколада. На рынке какао-бобов сложилась очень непростая ситуация не только из-за рекордного роста цен на сырье, но и из-за его дефицита, а также проблем с логистикой и прочих трудностей. И многим производителям придется выкручиваться. Самый очевидный путь – удешевлять свою продукцию.

Вместо дорогого черного шоколада производить более дешевый молочный или белый. Не убирать из рецептов сахар, а, наоборот, его добавлять. Использовать дешевые сладкие начинки. Заменять качественные ингредиенты более дешевыми. Соответственно, качественного и более полезного шоколада станет гораздо меньше, а стоить он будет в полтора-два раза дороже.

При этом такие уловки и манипуляции не позволят кондитерам зарабатывать больше. Тут вопрос выживания. Поэтому получается, что в других сегментах продуктового рынка сейчас отмечается всплеск производства «зожной» продукции, которой, повторюсь, может оказаться гораздо больше, чем требуется. А многие кондитеры, наоборот, вынуждены будут отказаться от части своей более дорогой продукции без сахара. Соответственно, это отразится и на десертах, в которых используются ингредиенты из горького и черного шоколада.

И производители сейчас стоят перед глобальной дилеммой. Либо отказываться от «правильных», но дорогих продуктов, чтобы остаться на плаву. Либо держаться до последнего, в том числе себе в убыток, но сохранить качество и не понести репутационные потери, восстанавливать которые придется практически с нуля.

33
2 комментария

Никакого ЗОЖа тут нет, обычная коммерция.

Ответить

ЗОЖ и "без сахара" - это маркетинг и ничего личного. Во-первых, не все диетические продукты одинаково полезны (если вообще полезны), а во-вторых - ЗОЖ - это здоровый образ жизни, и далеко не всегда для этого нужно покупать какие-то особенные продукты.

Ответить