Как мы продавали чай на маркетплейсах

История о том, как два офисных работника захотели продавать фруктовый чай под своим брендом на Ozon и Wildberries и что из этого получилось. Погнали!

Наверное, это приходит к большинству из нас — хочется попробовать что-то своё.

После быстрых раздумий решили начать с чая :)

Он нам подходил — нет заморочек с гарантийным обслуживанием, сроком годности, сложными условиями хранения. К тому же фруктовый чай популярен, и от него мало отказываются.

Чай решили делать под СТМ (собственная торговая марка)

Для этого придумали название — Fruit&Tea. Тогда мы еще думали, что можно продавать сухофрукты — идея назваться «фрукт и чай» отлично обыгрывала оба этих направления.

Конечно, как и все начинающие стартаперы, первым делом увлеклись внешним видом.

На фрилансе нашли дизайнера, сделали логотип, этикетки. Вроде получилось ярко и заметно — отдаем в печать!

Забираю наклейки из полиграфии. Первая партия :)​
Забираю наклейки из полиграфии. Первая партия :)​

А вот с задней этикеткой возникли сложности — оказывается, не так просто найти информацию о том, что на ней указывать (ну или у нас не получилось). Пришлось на Profi.ru брать консультацию юриста.

Поставщиков чая и пакетиков нашли в Google, а этикетки сделали в полиграфии. Пришлось искать, кто расфасует чай по пакетикам — самим это делать нельзя.

На чай и пакеты нужны декларации соответствия, обязательно действующие. У всех поставщиков они есть, нам отправили за пять минут.

По деньгам вышло примерно так:

  • 1кг чая — в среднем 700 рублей.
  • 1 пакетик — 12 рублей.
  • 2 наклейки (лицевая и задняя) — 15 рублей.
  • Расфасовать и наклеить наклейки — 12 рублей за 1 пакетик чая.

Итого, если фасовка по 50 г, получается в среднем 74 рубля за пакет чая.

В первой партии у нас было пять вкусов чая, по 30 пакетиков каждого.

Пять вкусов чая — пять коробок​
Пять вкусов чая — пять коробок​

И вот он чай, пять вкусов, расфасованный и разложенный по коробкам.

Так далеко мы еще не заходили, и теперь главный вопрос — а где всё это продавать?

Почти одновременно с тем, как забрали готовый чай, знакомый открыл мясной магазин и предложил попробовать продавать там — а почему бы и нет!

Соседи чая в мясном — соус, мангал и розжиг :)​
Соседи чая в мясном — соус, мангал и розжиг :)​

На следующий день мы выставили чай на полках, цену поставили 200 рублей и договорились, что 60 рублей с продажи отдаем владельцу магазина.

За месяц продалось около 20 штук. Наверное, для мясного магазина, который работает первый месяц, — результат нормальный.

Мы забрали оставшийся чай.

Пока чай «продавался» в мясном, я разбирался в новом для себя мире — узнал, что такое ЭДО, EAN13, ТТН, УПД и прочее.

Всё это нужно, чтобы продавать на Ozon:

  • ИП. Выбрали УСН, 6%.
  • Подключил ЭДО (электронный документооборот), обязательная штука для большинства маркетплейсов. У нас это «Контур.Диадок», на подключение ушло несколько дней и пара тысяч рублей.
  • Купил штрихкоды. Комплект 10 штук — 6500 рублей, формат — EAN13. Можно было не покупать.
  • Зарегистрировался в Ozon как селлер, прошел модерацию.
  • Свозил чай фотографу и за 4000 рублей получил 4х5=20 фоток.

За каждый проданный пакетик чая Ozon брал себе 25%.

Внезапно: склад Ozon находится в Твери. Это очень расстроило, хотя идея прокатиться в мини-путешествие выглядела интересной.

Склад Ozon в Твери, раннее утро​
Склад Ozon в Твери, раннее утро​

Поставка на склад Ozon была настоящим квестом для меня.

ТТН, УПД, монокороб, ЭДО — со всеми этими терминами и сервисами я никогда не работал, пришлось разбираться с нуля.

Если кратко, то мне пришлось:

  • Заполнить УПД-2, подписать в ЭДО и отправить в Ozon.
  • Заполнить ТТН.
  • Упаковать товары — каждый пакетик чая в прозрачный пакет с зип-замком, на пакет — наклейка со штрихкодом, артикулом, названием чая. Все пакеты в коробку, на коробке информация о поставке, компании, количестве коробок и номер коробки.

Когда сталкиваешься с этим впервые, не понимаешь, что вообще происходит :)

Печатаю наклейки со штрихкодами. Одна штука товара — одна наклейка

Часа за три я заполнил все документы, отправил в Ozon. Прошли модерацию, в личном кабинете статус поставки сменился на «одобрено». Ура!

Упаковываем чай в гостиничном номере в Твери
Упаковываем чай в гостиничном номере в Твери

Тогда оформление документов и товара казалось победой, но как же я ошибался.

На складе Ozon мы провели четыре с половиной часа, поставку не приняли, и мы уехали ни с чем.

Причина — в личном кабинете Ozon у нас всё верно, а вот в системе, которая на складе, — другие данные. Вспомнили добрым словом модераторов, которые одобрили поставку, и уехали.

Вернувшись в Москву, создал поставку заново. Модераторы снова одобрили, но я уже решил подстраховаться и скинул документы саппорту на проверку. Одобрили :)

Ну что ж, снова поездка в Тверь и вторая попытка!

Можно было бы, конечно, отправить курьера, но я хотел сам пройти весь путь и отгрузить первую партию сам.

Считаю нужным отметить, как организован процесс на складе. Вроде как об этом не писали и вдруг будет интересно:

Приехал на КПП, паркуюсь, иду к охраннику. Он оформляет мне пропуск и заодно объясняет, куда ехать дальше: «Прямо до белого здания, налево за переходом и справа будет металлическая дверь. Постучись, откроют».

Окей, 15 минут кружения по складской территории, три опрошенных работника — и дверь найдена. Захожу и вижу такую картину:

Тот момент, когда смотришь на крутой офис в Сити, читаешь статьи о новых технологиях в Ozon и о росте всех показателей, а реальные бизнес-процессы при поставке просто убивают :)

После того как я «докричался до своих» и отдал документы, мне пришлось два часа сидеть в машине и ждать звонка!

В конце концов позвонили: «Ваш УПД оформлен неверно, не указан грузополучатель. Поставку не примем». Напоминаю — модераторы одобрили, саппорт проверил..

И это после проверки модераторами и саппортом)

«Яндекс», смотря на мои неудачные попытки, решил поиздеваться:

Оценку, к слову, решил не ставить
Оценку, к слову, решил не ставить

На третий раз всё прошло успешно, и поставку приняли, товар появился на сайте.

Вот теперь точно ура!

Вот он, наш чай — первый, потому что новинка
Вот он, наш чай — первый, потому что новинка

Продажи оказались слабые, и в основном по выходным. Обычно было от трёх до пяти покупок на выходных и затем пять дней тишины.

Пробовали внутреннюю рекламу Ozon, потратили 3000 бонусных рублей, эффект нулевой.

Ощущение, что акции и реклама внутри Ozon не работают.

Однажды был интересный случай:

Клиент заказал чай из Екатеринбурга (как потом выяснилось). Сразу пять штук. Но что-то пошло не так, и чай из пункта самовывоза не забрали.

Я, конечно, расстроился, но не сильно, ведь чай скоро вернется на склад в Тверь и его купит кто-то другой. Но чай никак не появлялся на сайте.

Саппорт снова удивил: «Ваш чай на складе в Екатеринбурге».

Суть в том, что когда товар на складе в Твери, его видит вся страна и он доступен для покупки из любого города. Когда товар к Екатеринбурге, его могут купить только жители, условно, живущие рядом с городом.

Продажи этого чая остановились, и пришлось снизить цену почти до нуля, чтобы его купили и не пришлось платить Ozon за утилизацию.

На мои просьбы вернуть чай в Тверь саппорт отказал — прилетайте в Екатеринбург, забирайте.

Работу с Ozon решили остановить и попробовать Wildberries

Теперь я уже знаю что и как, дела пошли намного быстрее и проще!

Личный кабинет селлера на Wildberries — кошмар. Я до сих пор его не понимаю. После Ozon ощущение, что попал на 20 лет назад.

Но всё остальное — разница огромная! Конечно, в пользу Wildberries.

К поставке нужно всё подготовить так же, как в Ozon. Отличие — Wildberries просит распечатать один штрихкод и приклеить его к любой коробке из поставки.

Запомним этот штрихкод.

Слева — штрихкод, который связывает поставку с загруженными доками​
Слева — штрихкод, который связывает поставку с загруженными доками​

Выше я писал о том, как всё происходит на складе в Ozon.

Сравним с тем, как это сделали ребята из Wildberries:

  1. Не нужно выходить из авто — камера считала номер и открыла ворота. Автоматически, за секунду.
  2. На территории большое табло, как в отделениях «Сбербанка» — номер авто и рядом номер ворот, к которым подъехать.
  3. У ворот ждет сотрудник склада, который забирает коробки и один раз считывает тот самый штрихкод.

Всё!

Я делал две поставки на Wildberries, мой рекорд — две минуты.

Никаких бумаг, никакого ожидания, никаких ошибок.

После Ozon всё это кажется магией и будущим. Хотя сделать это вроде просто.

Продажи на Wildberries нас приятно удивили, с первых дней от трёх до пяти покупок в день. Поучаствовали в акции Black Friday, получили двухкратный рост продаж.

Комиссия маркетплейса около 10%.

Если эту статью прочтут селлеры — коллеги, поделитесь опытом, у вас тоже отсутствует саппорт в Ozon? Мои тикеты висят без ответа месяцами, телефона у них нет. Запустили чат в WhatsApp, тоже бесполезный. В том же Wildberries на тикеты отвечают оперативно и телефон 24х7.

Сейчас ищем поставщиков, чтобы расширить ассортимент и готовим к запуску еще один проект, но это уже совсем другая история.

Это первая статья на vc.ru, надеюсь, вам понравилось! :)

Если интересны детальные разборы работы на маркетплейсах, цифры и статистика, какой проект сейчас готовим — напишите, пожалуйста, в комментариях. Будет стимул писать еще!

С радостью отвечу на все вопросы.

Спасибо!

358358
169 комментариев

Абсолютно нерелевантные vc статьи плюсуют, а здесь практический опыт - минусуют. Надеюсь, не обращаете внимание, пишите продолжение

70
Ответить

Спасибо! 

15
Ответить

Выглядит как PR статья от WB. Без обид.

32
Ответить

Сапорт озона это полная жесть, ответа жду уже неделю. 

12
Ответить

Нет это правда. Продавли везде, остались в итоге только на WB. Ozon для селлеров, мягко сказать, неблагодарная контора.

Ответить

"Поставщиков чая и пакетиков нашли в Google" - что интересно, много внимания про этикетку и прочее, но ни слова - о достоинствах чая. Что это вообще за чай? Чем он хорош или уникален? Вы разбираетесь в сортах чая? Как один и тот же в зависимости от степени сушки будет иметь разный вкус и аромат, по сути - разное качество? Очевидно, нет. Пофиг, мы продаем некий условный ЧАЙ

17
Ответить

Владислав, статья больше про выход на маркетплейсы.
Конечно, мы выбирали поставщика, много ездили на дегустации и в итоге выбрали оптимальный, на наш взгляд. 

Если бы это была рекламная статья, я бы подробно расписал плюсы и минусы разных вкусов чая.

42
Ответить