Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

Татьяна Глазачева, CEO Robokassa, рассказала о самых популярных способах оплаты, типах банковских карт, банках-эмитентах, а также о портрете покупателей.

По подсчетам аналитиков Data Insight, за первые полгода 2019 года россияне сделали 191 млн интернет-заказов, российский рынок онлайн-торговли вырос на 26% и достиг 725 млрд рублей. Темпы роста этого сегмента в России стали превышать мировые. Основываясь на результатах исследования Boston Consulting Group, можно сказать: Россия показала самый большой рост количества безналичных карточных переводов (оно выросло почти в 30 раз за период с 2010 по 2018 год) и стала крупнейшим рынком по объему операций с использованием цифровых кошельков, а также мировым лидером по числу защищенных токенизированных транзакций. «Адаптация бесконтактных платежей и платежей с использованием мобильных телефонов (Apple Pay, Samsung Pay) также прошла в России более успешно, чем где-либо еще в мире», – отметили эксперты. Все эти результаты говорят о том, что российские покупатели быстро и с готовностью приспосабливаются к технологическим новинкам, легко отказываясь от старых паттернов потребительского поведения.

В этой статье мы рассмотрим, как выглядит общая картина платежной активности в России, основываясь на живой статистике сервиса Robokassa за 2019 год.

Самые популярные способы оплаты

Банковские карты сохранили лидерские позиции, показав с 2018 года рост почти на 5%: с их помощью было проведено 83,7% платежей. В целом, это первенство очевидно, учитывая наличие зарплатных и пенсионных карт - и широкий выбор программ лояльности, которые банки в конкурентной борьбе делают все более привлекательными и персонализированными. По данным аналитического агентства Frank Research Group, карт с reward-программами уже 60 млн: это 35% всех активных карт. В 2018 году вознаграждения по ним составили 88 млрд рублей. И конечно, бонусы и кэшбэк мотивировали держателей карт на дополнительные траты в размере 2,3 трлн рублей.

Второе место заняли электронные деньги (в статистике Robokassa они представлены кошельками Яндекс.Денег и Webmoney). С долей в 12,10% этот способ показал хороший рост и поднялся на две позиции. По сравнению с показателем 2018 года в 3,6% произошло увеличение более чем в 3 раза.

Мобильные платежи не ушли из тройки лидеров, однако, их доля уменьшилась почти в два раза. В 2019 году она составила 3,65%, а годом ранее – 7,7%.

Интернет-банкинг, платежи через салоны «Евросеть», «Связной» и банкоматы оказались самыми непопулярными способами, чьи доли составили 0,47%, 0,04% и 0,02% соответственно.

Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

Типы банковских карт

Рассмотрим, что нам показывает статистика по платежным системам. На первом и втором местах, как и годом ранее, находятся карты международных платежных систем Visa (47,14%) и MasterCard (36,67%), каждая из которых потеряла около 5% доли. Вспомним лето 2019 года, когда многие СМИ заявили о возможном (а некоторые даже о неизбежном) уходе международных платежных систем из России в связи с новыми положениями закона «О национальной платежной системе». В итоге этого не произошло, а Министерство Финансов выразило уверенность, что принятые поправки не должны привести к уходу МПС из России.

На третьем месте ожидаемо располагаются банковские карты ПС МИР. Отечественная платежная система набирает популярность, благодаря закону № 88-ФЗ, по которому все бюджетные учреждения должны перейти на использование этих карт. В 2019 их доля уже составляла 12,03%, что почти на 3% больше, чем в 2018 году. И самую малую долю в 3,16% составляют карты Maestro.

Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

Банки-эмитенты

Уверенную лидерскую позицию продолжает занимать Сбербанк, карты которого использовались в 83,37% платежей. В целом же, можно отметить, что позиции и процентное соотношение (плюс/минус 1%) осталось таким же, как и в 2018 году, за одним исключением – ПриватБанк обогнал Альфа-Банк и поднялся на четвертую строчку.

Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

Портрет аудитории

Перейдем к усредненному портрету аудитории, который мы составили на основе статистики Robokassa. Мужчины (54,15%) и женщины (45,85%) заняли примерно равные доли, но стоит отметить, что разрыв между ними растет, в 2019 году он составляет около 8,5%, а в 2018 году – 2,5%.

Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

По возрастным категориям покупатели распределились таким образом:

Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

На первом месте с долей в 33,5% расположились представители группы 25-34 года. На второе место поднялись покупатели в возрасте 18-24 года (27,5%), процентный рост которых с 2018 года составил 12,5%. Они потеснили потребителей 35-44 лет (15,5%), которые опустились на 3 место, потеряв за год почти 5,5%. Четвертое место, как и прежде, за представителями 45-54 лет, их доля составляет 12,5%.

Отдельно стоит отметить рост доли покупателей в возрасте 55 лет и старше. В 2019 году она составляет 11%, что на 5,6% больше, чем показатель 2018 года. Представители старшего поколения повышают свою цифровую грамотность и улучшают digital-навыки. И это прекрасно!

Устройства покупателей

На основе нашей статистики мы видим, что смартфоны впервые вытеснили десктопные компьютеры на вторую строчку – и сделали это с хорошим отрывом в 14%. Люди, которые предпочли совершать покупки через мобильные версии интернет-магазинов, заняли долю в 56,17%, прирост с 2018 года составил почти 16%.

Процент онлайн-платежей, совершенных с десктопных компьютеров, составил 42,16%, уменьшив долю 2018 года на 14,14%. Тенденцию роста объема онлайн-платежей, совершенных с мобильных устройств, можно объяснить несколькими причинами: во-первых, мобильные версии интернет-магазинов с каждым годом становятся все более удобными; во-вторых, многие интернет-магазины запускают мобильные приложения и активно мотивируют покупателей использовать именно их, прибегая к различным программам лояльности (бонусные программы, скидка на первую покупку, бесплатная доставка, доступ к закрытым распродажам и т.д.); в-третьих, производители смартфонов отзываются на нужды пользователей и продолжают увеличивать экран гаджетов: за пять лет их средняя диагональ выросла почти на 20%.

Снижается и доля планшетов – в 2019 году они составляют 1,67%, что на 1,13% меньше, чем в 2018 году.

Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

Операционные системы

Лидером остаются компьютеры с ОС Windows – за ними 37,96%, но в процентном отношении с 2018 года они потеряли 14%. Также сохранили свои позиции устройства на Android и iOS, заняв второе и третье места соответственно. Android за год увеличил свою долю почти на 7%, а iOS – чуть больше, чем на 7%. Четвертое и пятое места также остались за ПК с Mac OS (3,33%) и Linux (0,63).

Статистика Robokassa: как россияне оплачивали свои покупки в интернете в 2019 году

Как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. И в сфере ритейла это правило применимо, как ни в какой другой. Изучая своего потребителя и его паттерны поведения, можно выстраивать более эффективные и прибыльные стратегии коммуникации с ним, а следовательно, повышать его лояльность и дальнейшую прибыль. Надеюсь, что предоставленная статистика окажется полезной!

3030
1 комментарий

Любопытная статистика. Удивительно что электронные платёжные системы так сильно отстают от банковских карт.