Как #МегаМаркет логистику сломал!

Дисклеймер: Тут не будет 100% хейта, информации о секретных промокодах или схем по заработку голды, просто факты в перемешку с моим субъективным мнением. Ок? Ок. Тогда погнали.

Тяжелы будни логистов

Как #МегаМаркет логистику сломал!

Ни для кого не секрет, что раньше в офисе, по пятницам пили много. Но если в час ночи ты натыкался на пьяную компанию, 99% что это были бедолаги-логисты, запивающие стресс от тяжести бытия.
Про трудности логистики в ММ, можно книгу написать. Неадекватные водители от ММ, неадекватные мерчанты, которым все должны, перебросы с одного ППО на другое, необходимость печати 3-х реестров на каждую отгрузку, заказы пропусков и т.д. Список можно продолжать долго, но в данной статье я хочу написать про то, что сломано и требует немедленного вмешательства.

Need for Speed

Лет десять назад доставка из интернета могла занимать 3-4 дня по городу, неделю по РФ и месяц из-за границы. На дворе 2024 год, все давно умеют доставлять на следующий день, день-в-день и даже в течении 15-20 минут. Все это стало возможным благодаря отлаженной логистике, дарксторам и поощрению спонтанных покупок (быстрая доставка, не даёт Вам возможности передумать).
Сергей Константинович давно презентовал свою гордость, лавры за которую приписывает исключительно себе, - это "Доставка по клику". Хорошая альтернатива ПВЗ (когда у тебя их просто нет), заказ доставляется в ближайший даркстор, и когда Вам будет удобно, можно вызвать курьера Самоката, который доставит Вам заказ. На бумаге написано было хорошо, но вот с запуском посыпались проблемы, как из рога изобилия:

- сильно ограниченный круг доставки, невозможность вызвать курьера.
- потери заказов.
- очень долгая доставка до даркстора.
- курьер может привезти заказ, но вот забрать не может (или может, но что-то сломалось, и "давай-ка ты, друг, с продавцом проблему решай").

На данный момент эти проблемы решаются уже около года. Количество жалоб от покупателей уменьшилось, но все перечисленное также было и остаётся причинами клиентской боли.

Как #МегаМаркет логистику сломал!
Как #МегаМаркет логистику сломал!

Алло, где мой заказ?

В прошлом году руководство решило, что нужно сократить время между получением продавцом заказа по FBS (Упаковал заказ, отдал МегаМаркет, тот доставил покупателю) и доставкой до покупателя к сезону продаж.
А что тут такого? Нет, цель огонь 100%, тут суть в средствах её достижения. Как бы тут покороче написать. Ну, в общем, решили повысить тарифы под конец года и давать скидку тем, кто будет отгружать заказы "день в день".
Нет, никто не решил сделать отгрузку более удобной за счет увеличения количества пунктов для отгрузки и добавления круглосуточных пунктов. Просто скидку за скорость тоже не потянули. Да и шут бы с ним, кто-то не сообразил многоходовочку, а многим было даже и так ок. Но главное:

1) Скидка не работала, и её пришлось отменить.
2) Заказы стали поступать продавцам с отгрузкой на месяц вперед.

Вот я об этом сейчас пишу, Вы читаете и думаете, что это исправили?

Как #МегаМаркет логистику сломал!

Нет, не починили. Вот мы и переходим к следующему пункту.

Ошибки наши, штрафы Ваши

Представьте абсурд ситуации, когда продавец видит, что ему поступают заказы с датой отгрузки на недели или месяцы вперед. Понимает, что это дичь, пишет в поддержку, а там не "Ой, простите, сейчас все починим, это же логистическая катастрофа!", а "Ну так просто перенеси на более ранний срок".

Реакция всех продавцов на ответы поддержки.
Реакция всех продавцов на ответы поддержки.

Продавец опытный уже знает, что там спорить бесполезно. Вот он перенес заказы на более ранний срок, и знаете, что он получит? Угадали те, кто подумал: "Штраф он получит". Да-да, не удивляйтесь, это такая "ошибка", которую надо найти в отчетах, написать обращение и тогда Вам скажут через неделю, что все вернут и признают ошибку. Нет, её не получается исправить по сей день.

Логично, что большинство продавцов такие: "Ну я тогда не буду трогать ничего, пока Мегамаркет не починит всё", а "Ошибка" такая бац и адаптировалась к таким умным , от чего всем без исключений начали хаотично выдавать штрафы за переносы и отмены заказов, даже если Вы идеально выполняете отгрузку. Так что если покупатель видит "Заказ подтвержден продавцом" и дальше заказ не едет, скорее всего этот продавец ждет разрешенной даты, для отправки Вам заказа.

Докажи, что ты не верблюд

Ну что же, себя мы наказать не можем, так давайте накажем продавца, который опоздал с отгрузкой заказа!

Примерно так я представляют монолог коллеги, который пропихнул эту идею. Суть которой в том, что многие продавцы, сдающие много заказов, забывают или сознательно не отгружают вовремя часть заказов. В теории, мы их видим по системе, выписывается штраф продавцу. На практике же, такой штраф выписывается, даже если продавец отгрузил всё вовремя. Ну вот получил мерчант такой штраф, и только после того, как он докажет свою невиновность, там перенаправляют на ответственного. Он проверяет и сторнирует штраф. Так нужно делать каждый месяц. Вот только загвоздка в том, что сторнирует это сотрудник, который и придумал этот штраф, а потом его уволили. Кто теперь занимается отменой штрафов? Никто. А делать нечего мерчанту, у него одна дорога: писать, доказывать и ждать.

Как #МегаМаркет логистику сломал!

Вишенка на торте

Слушайте, я не идеалист, и понимаю, что каждая коммерческая организация ищет лазейку для получения прибыли. МегаМаркет - не контора альтруистов, но закрывать глаза на грабеж, это плохо.

Тут нужно немного заглянуть в прошлое, а потом вернуться в 2024.

Есть у ММ комиссия за логистику. Она менялась несколько раз, но суть оставалась неизменной. Есть товар обычный и крупный. Крупный - это холодильник, стиралка, велосипед и т.д.. Если товар не особо большой, то размер комиссии определялся его стоимостью. Так было до конца 2023, и это было можно посчитать.

Когда Сергей Константинович пришел к власти в 2022 году, он заставил контент заводить карточки товаров за продавцов с бешеной скоростью.
За считанные месяцы было заведено гигантское количество однотипных не информативных, кривых-косых карточек без разрешения мерчантов. Вой стоял ужасный: мерчанты были в гневе, т.к. без их разрешения, мало того что добавили товар на витрину, так еще по ним и продажи пошли.
Это был просто ******, начался натуральный хаос. Нужно было показать хорошие цифры, и способ их получения не волновал Серегу. Большинство карточек заводили ребята на аутсорсе, и им платили за количество.

Возвращаемся в 2024 год. Руководство приняло решение, перейти на новый тип комиссии за логистику, которая будет расчитываться из обьёма товара в литрах. Почти все сотрудники и продавцы, задались простым вопросом: "А откуда МегаМаркет возьмет данные об объеме товара?".

Как #МегаМаркет логистику сломал!

Лишь единицы вспомнили, что при создании карточки товара, нужно указать габариты упаковки. Но что если карточку заводили не Вы? А что если человек, который заводил, допустил ошибку? Откуда сотрудник на аутсорсе мог знать точные габариты товара в упаковке? Вы никогда не получите ответы от поддержки, т.к. это принесло гигантские прибыли. Это был скам. Официальный скам от компании группы Сбера. Шутки или ошибки тут нет, руководство было в курсе изначально. И был прямой расчет на то, что это всплывет не сразу.

Как #МегаМаркет логистику сломал!

Прошло уже полгода, данный формат комиссии никто не отменил. Отчета, который можно скачать, и где можно посмотреть объемы своих товаров, нет. Добавить в продажу литровый термос и платить, как за холодильник, стало обыденностью. Деньги за неправильную комиссию Вам не вернут, если Вы не обратитесь в течении 5-ти дней с момента получения закрывающих документов и не докажите, что габариты в карточке указаны неправильно. Решать будут примерно месяц.

Невкусно и грустно

Когда твоих друзей увольняют, хороших руководителей заменяют, а новые эффективные решения по развитию, заключаются только в "Если мы хотим больше молока, то нужно доить сильнее"- опускаются руки. Я, честное слово, был нашим постоянным покупателем, сделал несколько десятков заказов, для себя и родных, т.к. площадка развивалась и улучшалась ежедневно!
Но увы, последний год, я заказываю все у конкурентов, т.к. руководство больше не верит, что прибыли можно достигнуть честным путём. Покупатели - не идиоты, а мерчанты - не дойный скот.

Спасибо большое, что дочитали до конца!
Спасибо большое, что дочитали до конца!
44
1 комментарий

Здравствуйте. Если у вас возникли трудности с работой на нашем маркетплейсе, рекомендуем попробовать найти решение на сайте: «Продавцам» → «База знаний».
Либо воспользоваться помощью коллег в чате: t.me/megamarketprobot. Также можете связаться с ними по номеру: 8-495-130-0076. Они обязательно помогут решить все вопросы.