Организация склада размером с футбольное поле

Мы автоматизировали приемку, отгрузку и инвентаризацию на складе в 4000 кв.м. Разложили, в прямом смысле, по полочкам 1000 видов товара. В итоге снизили количество ошибок и упростили жизнь всему коллективу. В статье рассказываем, как сделать так же.

Организация склада размером с футбольное поле

Мы говорим про склады ОМОИКИРИ. Компания производит мойки, смесители и аксессуары для кухни. Развивает производство, создает новые материалы и технологии.

У компании два склада: в Санкт-Петербурге и в Москве. На двух складах используют паллетное хранение. Товар размещается на специальных деревянных поддонах, обмотаны защитной пленкой. Такой способ удобен для перемещения продукции погрузчиками и помогает защитить от повреждений. За счет зазора между полом и коробками товар не отсыревает и не покрывается плесенью.

Вот как это выглядит:

Организация склада размером с футбольное поле

Склады в Питере и в Москве отличаются размерами. Московский высотой в пятиэтажный дом — 6 ярусов вверх, это 11-13 метров. Питерский 2 яруса вверх.

Первый склад появился в Петербурге. Система организации склада замкнута на одном человеке, поэтому ее невозможно дублировать на другой склад.

В Москве склад увеличился в два раза. А для такого масштаба нужна своя система работы. Потому что, если перевезем человека из Питера, управлять складом в Питере некому. Поэтому нужна независимая от человека система.

С увеличением склада работать вручную стало невозможным. Когда склад высокий, в нем трудно находить товары глазами. На тот момент Клеверенс был единственным решением. Программа Склад 15 встраивается в 1С, что для нас было важно.

Дмитрий, руководитель учетного отдела компании.

Как получилось наладить работу?

1. Подробно расписали, как должен работать склад

Детально продумали все процессы — от приемки до отгрузки.

Пример плана:

На схеме процессы приемки, отгрузки, перемещение и инвентаризации товара. И документы, которые нужны для выполнения.
На схеме процессы приемки, отгрузки, перемещение и инвентаризации товара. И документы, которые нужны для выполнения.

2. Нарезали склад на зоны, стеллажи и ячейки, присвоили адреса

Ввели систему адресного хранения. Адресное хранение делит склад на ячейки. У каждой ячейки свой номер и штрихкод. Товар раскладывают в ячейки и фиксируют его адрес в базе данных. Теперь в базе за каждым товаром зафиксировано его место.

Задача кладовщика — следовать инструкциям.
Задача кладовщика — следовать инструкциям.

Разделение склада на ячейки

Для работы адресного хранения нужно создать адреса, т.е. ячейки.

Сначала разделили склады на функциональные зоны:

  • Зона приемки — сюда принимаем товар от поставщиков.
  • Зона хранения — здесь товары лежат на полках.
  • Зона отгрузки — отсюда заказы отправляются к клиентам.
  • Зона комплектации — тут собираются заказы перед отправкой.
Организация склада размером с футбольное поле

Дальше зону хранения разметили на секции, стеллажи, ярусы и отдельные ячейки. Так это выглядит:

Организация склада размером с футбольное поле

Для нумерации ячеек использовали буквы, цифры и символы. Например, код ячейки A-05-04-13 расшифровывается так:

  • A — секция
  • 05 — номер стеллажа
  • 04 — номер яруса
  • 13 — номер ячейки на ярусе

Каждая ячейка получила штрихкод. Информацию о складских адресах загрузили в WMS.

Организация склада размером с футбольное поле

3. Выбрали динамическую систему адресного хранения

Адресное хранение делится на:

  • Статическое. Каждому виду товара выделяется зона и ячейки. Так работает склад в Питере.

Например, у вас дома всегда тарелки лежат в шкафу для тарелок, а кружки в шкафу для кружек. И никак по-другому.

  • Динамическое. Вот это применяют в Москве, на большом складе. Тут уже нет жесткой привязки товара к ячейкам. Поступила партия моек — разложили по свободным местам, присвоили номер и данные загрузили в программу.

Динамическое — когда вы кладете тарелки и кружки в разные шкафы. Но есть программа, которая вам подскажет, где они лежат.

Организация склада размером с футбольное поле

Склад в Москве не может быть статическим. Потому что, если на выделенной полке закончилось место, придется класть на другую, про что можно забыть. А искать глазами на высоте 11-13 метров невозможно.

Например, вы кружки храните статическим методом, но в шкафу закончилось место. И решили закинуть кружку в кладовку на верхнюю полку. Вы забудете об этом через час, так еще не увидите ее, пока не возьмете лестницу.

4. Выбрали программу и закупили нужное оборудование: ручные терминалы, принтеры

Для того чтобы управлять складом при адресном хранении, нужна программа. Мы выбрали программу Склад 15 от Клеверенс.

Программа Склад 15 — это WMS (система управления складом). В нее входит: размещение товара и инвентаризации, учет поставок и отгрузок.

WMS состоит из трех частей:

  • Интерфейс для управления складом. В нем начальник склада заносит данные, ставит задачи, контролирует сотрудников и т.д.
  • Сервер, на котором хранится информация. Связан с главной базой данных компании.
  • Программное обеспечение (ПО), которое обрабатывает запросы и анализирует данные. Выдает кладовщикам инструкции, где что взять и куда положить.
Структура программы
Структура программы

Склады Омоикири работают на базе 1С Управление торговлей. Важно было, чтобы система связывалась с базой данных 1С.

Программы 1С для организации складского адресного хранения:

  • Стандартные - Управление торговлей 11, Комплексная автоматизация 2, ERP 2. Базовый функционал.
  • Специализированные - 1С-Логистика:Управление складом 3.0, 1С:Предприятие 8. WMS Логистика. Управление складом

ТСД(терминалы сбора данных) – это компактные мобильные компьютеры со встроенным сканером штрихкодов.

Принтеры печатают штрихкоды, которые клеят на полки.

Сканирование товара терминалом
Сканирование товара терминалом

Функции:

  • Учет товародвижения. Куда и откуда переложили коробки
  • Инвентаризация
  • Приемка/отгрузка товаров.

Преимущества:

  • Исключение ошибок учета. Товара ни больше, ни меньше положенного.
  • Повышение скорости операций. Намного быстрее работаешь, когда знаешь где что.
  • Отсутствие бумажных накладных. Не потеряешь.

Терминалы упрощают сборку заказов — показывает местоположение товара, требуется только сканирование.

Экран терминала при сборке заказа. Где название и адрес товара, и считается кол-во отсканированных позиций .
Экран терминала при сборке заказа. Где название и адрес товара, и считается кол-во отсканированных позиций .

Представьте обычный балкон квартиры, где хранится все: от мебели до коньков для фигурного катания.

Организация склада размером с футбольное поле

И резко понадобился ключ на 12, чтобы найти придется перебрать весь хлам. С терминалом и программой было бы проще. Терминал выдал бы: “Внизу слева, за банками с помидорами”. Так и на складе облегчается работа: Мойка такая-то, ячейка такая-то.

5. Настроили программу и запустили в работу

Интеграцией программы занималась компания Viant. Интеграторы настроили программу на основе процессов склада, которые мы описали в первом этапе. Для Омоикири сделали приемку и размещение товара параллельными. То есть, сотрудники часть товара отсканировали и разносят на ячейки.

Также упростили систему отгрузки. При обычной отгрузки, товар собирают из ячеек, сканируют и отгружают, после чего товар списывается.У Омоикири сканируют товар пока собирают. И после завершения сборки товар сразу списывается со склада.

Инвентаризацию разделили между сотрудниками, отчего увеличилась скорость. Каждый сотрудник сканирует товары в своей зоне. Сначала ячейку, а потом товары в ней.

Организация склада размером с футбольное поле

Перед запуском системы проводится тестирование, которое выявляет ошибки. Программу дорабатывают на основе ошибок и пожеланий.

Далее интеграторы проводят обучение сотрудников по работе с терминалами и программой. Обучение проходит как в форме тренингов, так и в виде дистанционных курсов.

Вывод: Избежали хаоса и в три раза увеличили скорость приемки, отгрузки и инвентаризации

Когда ассортимент измеряется тысячами позиций, а площади - тысячами квадратных метров, без системы “Склад 15” хаос неизбежен. С ее помощью:

Навели порядок. Товары на своих местах, которые им принадлежат

Сделали работу склада независимой от человека. Работа не остановится из-за ухода или болезни сотрудников.

Упростили и ускорили работу, разделив склад на ячейки. Меньше уходит времени на поиск нужного товара - система подсказывает точный адрес хранения. Это снижает количество ошибок.

Внедрение системы требует времени и усилий. Но с Клеверенс склад превращается в отлаженный механизм. А значит - довольные клиенты, сэкономленные деньги и нервы.

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога Клеверенс на основе интервью с Каминаровым Дмитрием Владимировичем — руководителем учетного отдела компании ООО "ОМОИКИРИ РУС"

Над статьей работали: Вячеслав Рюмин, Анастасия Диденко, Эвелина Астапова
3737
22 комментария

«До» тоже норм было) особенно балкон)

3
Ответить

Ахах, ад перфекциониста

Ответить

Мне дома тоже надо такое сделать, может тогда быстрее буду находить ключи 😅

1
Ответить

думаю многие не отказались бы от профессиональной организации систем хранения дома) Есть те для кого это прям полноценная работа

1
Ответить

Еще прикол где то читал, парень установил камеры по всему дому, подключил GPTVision и по запросу: "где лежат мои носки?" - нейронка ему подсказывает)

Ответить

Что там балкон, у некоторых в багажнике и даже в бардачке побольше будет))

1
Ответить

Ой, это да, стоит во дворе машина, не заброшка, а что там внутри, это мама дорогая

1
Ответить