Открыть магазин крафтового чая: сколько нужно вложить, как удерживать клиентов и сколько можно на этом заработать

Своим опытом поделились владельцы магазинов бутикового чая, которые продают «specialty tea» из Китая, Таиланда и других стран.

«<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fp%2FB8zFUnQo7FQ%2F&postId=131420" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Китчай.ру</a>»
2222

Уфф тема горячая, хочу высказаться, как давний клиент МойЧая. Пью китайский чай со студенческих времён. И сразу отмечу, что я не их сотрудник и не засланный ими комментатор.

Если есть деньги и мысли заняться бизнесом, то, конечно, заниматься китайским чаем я порекомендовал бы в последнюю очередь.

Во-первых, есть туча любителей, которые закупают чай на Али или у каких-то ноунейм поставщиков, потом продают его в своих ВК "магазинах". Придётся конкурировать с ними. "Залётные" любители чая будут искать, где купить дешевле, а у таких продавцов дешевле. И не столь важно, какого качества этот чай. А качество у них будет хреновое, т.к. китайцы - те ещё хитрюги, какому-то рандому они нормальное качество продавать не будут. Даже когда приезжаешь к ним закупаться в Китай, то сначала нужно выстроить доверительные отношения, и тогда они уже будут говорить о качественном товаре. Что уж говорить о качестве, которое продаётся рандому слепую.
 
Денег больше делается на долгосрочном клиенте, но такой клиент хочет качества - как обслуживания, так и самой продукции, а достижение качества требует бОльших затрат. Да, на залётных можно сделать какие-то деньги, но китайский чай - это культура, которая настоящие деньги делает на долгосрочном и лояльном клиенте.

Как с годами меня взращивал МойЧай:
- Сергей ведёт youtube блог, где рассказывает всё - от самых основ чайной культуры до своих поездок на закупку товара. Посмотрите как сняты ролики - это красиво и качественно. Через ролики о поездках в Китай за продукцией клиенту прививается понимание компетентности работников магазина - они ездят и отбирают действительно правильный товар. Так взращивается доверие к качеству. И построение такого доверия - очень небыстрый процесс.
- Первое время заинтересовавшийся покупатель больше ходит в физические чайные - там можно поговорить с сотрудниками, спросить совета, это личный контакт и тут большую роль играет качество обслуживания. В МойЧае всегда были супер-толковые ребята, которые действительно разбираются в деле, и они многому научили. Отношение к клиенту всегда - не впарить товар, а помочь найти такой чай, который подойдёт именно тебе, пусть он даже самый дешёвый. Прежде всего - культура и понимание чая, а потом уже бизнес.
- Обратная связь: Сергей и ребята-сотрудники всегда на связи с клиентом, т.е. буквально ты можешь написать им в ВК и они вникнут в вопрос и помогут. Это может звучать нормально для более мелких бизнесов, но ожидать такого от огромной сети - уже не так очевидно.
- Что такое чай, что представляет собой эта культура, зачем всё это нужно и как это работает - это всё вещи, которые нужно объяснять. Здесь много обучения, для клиента здесь много попыток попробовать одно, попробовать другое, много поиска. Наши мозги сильно засорены - как всевозможным стрессом, так и сигаретами и алкоголем, а всё это мешает воспринять эффекты чая. Поэтому, чтобы понять, как чай действует и что он даёт - у каждого человека на это может уйти много времени, и бизнес, который пытается взрастить лояльного клиента, должен ждать, и временами долго ждать, прежде чем клиент созреет до состояния "всё, теперь я готов регулярно покупать чай". Встроить чайную культуру в свою жизнь - дело непростое и небыстрое: однажды обслужив тебя и рассказав что такое чай и какой он бывает, магазин терпеливо ждёт, пока ты встроишь это дело в свою жизнь, пока ты станешь готов тратить на это деньги.
- Плюс ко всему, удовольствие это стоит немало, к примеру купить блин шу-пуэра за 3000тыс., чтобы пропить его за пару недель - на чай не многие готовы так тратиться. А это цена из низкой категории, ну если хочешь нормального качества чай, а не совсем пыль.

В общем, это всё требует огромных усилий и затрат.

По работе я имел дело с иностранными "местными бизнесами", т.е. местечковыми районными магазинами, которые знают тебя, как клиента, которые реально стараются привить в тебе лояльность, и МойЧай в какой-то момент стал откровением для меня, впервые дав почувствовать вот это чувство "своего местного магазина", хотя территориально они вообще не в моём районе. Но вот это чувство - оно даёт мне мотивацию заплатить чуть дороже, т.к. я знаю, кому плачу и за что.

В общем, клиентоориентированность МойЧая - это просто топ-уровень, всем надо учиться у них. Но и понятно, что такое долгосрочное взращивание лояльного клиента - это дело непростое и небыстрое. Зато такой лояльный клиент вот сейчас, во время работы из дома, покупает много чая, и с удовольствием, и именно здесь, а не ищет где можно взять дешевле.

Ещё раз отмечу, что я не их сотрудник, я просто правда их фанат. Такое отношение к клиенту и такая культура бизнеса - до сих пор редкость для Москвы.

9
Ответить

А ещё, как правило, совершенно странный процент наценки, в результате чего нормальный пуэр стоимостью в 100 юаней в закупке становится обычным пуэром за 3000 рублей, чтобы не пить пыль. 
Например, самая стандартная точа V93 по уже достаточно высокой закупке стоит 25 юаней. То есть примерно 250 рублей, курс юаня сейчас немного нормализовался. 
И у artoftea он становится 750 рублей.
Да, плюс доставка, плюс переменные и постоянные расходы... 300 процентов - это норм. 

У Мойчай наценка ещё выше. А закупочные цены ниже. 

Так что я хочу сказать, что то, что вы покупаете из ценовой категории в 3000 рублей - на самом деле довольно и правда ординарный чай. Я бы порекомендовал искать и другие чайные проекты, которые не делают такую наценку. О ней можно судить по вот таким "маркерам" цены.

Кстати, запуск магазина от Мойчай стоит не полтора миллиона, а куда как больше. Там только покупка франшизы столько стоит. 

При этом я ни коим образом не хочу преуменьшать то, что делает Сергей Шевелёв, Артофти, и другие в плане популяризации чая, это очень здорово. Я им даже завидую, что у них всё так здорово.

Ответить

Андрей! Спасибо за такой теплый отзыв! Пожалуй, только ради него стоило дать интервью для этой статьи)))
Очень мотивирует работать дальше!

Ответить